Композиция пейзажа

Пейзаж- жанр изо иск-ва, предметом котор яв-ся изображ-е природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж-традиц жанр станковой жив-и и графики. В зависимости от хар-ра пейзажн мотива можно выделить сельский, городской (городск архитектурный- ведута), индустриальный пейзаж. Особ обл составляет изображ-е морской стихии — марина. Пейзаж может носить исторический,героический,фантастический, лирический, эпический хар-р. Н-р, пейзаж И.Левитана часто именуется «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др. Поэтому худ-к передает объемн форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. Его картины «Март» и «Золотая осень», высшая точка в развитии русс лирического пейзажа.БлагодаряИ.Шишкину,сумевшему создать на св полотнах обобщен эпический образ рус природы, русск пейзаж поднялся до уровня содержательного и демократического иск-ва («Рожь», «Корабельная роща»). Бескрайние просторы полей, колышущееся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на его картинах порождают мысли о величии и мощи рус природы.

Часто пейзаж служит фоном в живопис, графичес, скульптурных (рельефы, медали) произвед-ях др жанров. Худож-к не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажн мотив, но и передает св отношение к природе, одухотворяет ее, создает художествен образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.

Чел-к начал изображать природу в далек времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно в иск-ве Др Египта и Др Греции. В средн века пейзажн мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома. Пейзажи нередко служили для передачи условных пространственных построений в иконах и в миниатюрах.

Как самостоят жанр пейзаж окончатель сформировался в XVII в. Его создали голландские живописцы. Еще в XVIв. худож-и обратились к изучению натуры (П.Брейгель в Нидерландах). Особый расцвет пейзажной жив-и наблюдался в XVII—XVIII вв. (П.Рубенс во Фландрии, Рембрандт и Я.Рейсдал в Голландии, Н.Пуссен, К.Лоррен во Фр). Были созданы система валеров, световоздушная перспектива. В XIX в. творческие открытия мастеров пейзажа, завоевания пленэрн живописи (К.Коро во Фр, А.А.Иванов, А.Саврасов, Ф.Васильев, И.Шишкин, И.Левитан, В.Серов в России) продолжили импрессионисты (Э.Мане, К.Моне, О.Ренуар во Фр, К.Коровин, И.Грабарь в Рос), открывшие нов возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.

Крупн мастера конц XIX-XX в. (П.Сезанн, П.Гоген, Ван Гог, А.Матисс во Фр, А.Куинджи, Н.Рерих, Н.Крымов в Рос, М. Сарьян в Армении) расширяют эмоционал, ассоциативные качества пейзажн живоп-и. Традиции рус пейзажа обогатили А.Рылов, К.Юон, А.Остроумова-Лебедева, А.Куприн, П.Кончаловский и др.

Особ развитие получил пейзаж в иск-ве Востока. Как самостоят жанр он появился в Китае еще в VI в. Пейзажи китайских художников, выполненные тушью на шелковых свитках, очень одухотворенны и поэтичны. Они имеют глубокий философский смысл, как бы показывают вечно обновляющуюся природу, беспредельное пространство, которое кажется таковым из-за введения в композ-ю обширных горных панорам, водных гладей и туманной дымки. В пейзаж включаются человеч фигурки и символичес мотивы (горная сосна, бамбук, дикая слива), олицетворяющие возвышенные духовные качества. Под влиянием китайской живописи сложился и японский пейзаж, отличающийся обостренной графичностыо, декоративными мотивами, более активной ролью чел-а в природе (К.Хокусай).

Жанр пейзажа не токо выражает

бесконечн многообразие и красоту природы в разное вр года, в различ климатических условиях, при солнечн и лунном освещении, но и передает чувства и настроения. У кажд худож-а св любим цветов сочетания, приемы, индивидуаль отношение к цвету.И.Левитана можно наз-ть певцом русской природы. Замечат рус пейзажистами были Ф.Васильев, В.Поленов, А.Саврасов, И.Шишкин и др.Морские пейзажи «марины» самостоятель жанр(И.Айвазовский)

ИЗО-выразитель ср-ва и приемы в композ пейзажа:

Глав в пейзаже-правильно решить композ-ю, выбрать наилуч точку зрения.Иногда худ-ку приходится ради композицион единства и более убедительной характеристики местности немного сдвинуть в сторону, н-р, изображение какого-нибудь дерева, добавить или опустить некоторые детали и т.д. оч полезно бывает вначале делать небольшие подготовитель наброски, не прорисовывая пока отдельные детали.

Больш роль в выразительности пейзажа играет горизонт. Высокая точка зрения дает возможность показать природу широкой панорамой, как н-р «Лесные дали» И. И. Шишкина, «Сказ об Урале» В. В. Мешкова. Низкий горизонт подчеркивает монументальность и архитектоничность форм переднего плана. Вертикальные предметы передн плана (могуч деревья, башни, фигуры людей) четко и выразительно вырисовываются в свободном воздушном пространстве неба. В целях выявления композиционн центра и больш выразительности целесообразно отбрасывать несуществен подробности.

Композиц центр хорошо выделяется и обращает на себя внимание зрителя, если его окружает легкое по тону и цвету пространство, не задерживающее взгляд. Здесь используется прием изоляции.

Свет, цвет и тон хорошо выявляют композ центр.

При необходимости второстепенные детали композ-и изображаются затененными, не бросающимися в глаза, а глав высвечиваются цветом и тоном.

Используя в работе над пейзажем различные средства выразительности: масштабность, контраст, сюжетно-композиц центр,-нужно помнить, что они не должны нарушать цельности пространства произведения, жизненной правдивости и соразмерности.

Особ значение в эстетич выразительности пейзажа имеет цвет и колорит. Нельзя передать, н-р, радость жизни холодными серо-синими тонами, и наоборот, сумрачное, подавленное состояние-светлой, теплой гаммой насыщенных цветов. В пейзажах поздней осени и ранней зимы преобладают серые тона. Весна, лето и ранняя осень характеризуются насыщенными и яркими цветами.

В живописи важно передать предельно точные цвето-тоновые отношения освещен и затемнен поверхностей. В целях соблюдения цельности пейзажа-картины и достижения большей выразительности рекомендуется не изображать на краях полотна предметов крупных и контрастных по цвету и тону. Это будет отвлекать внимание зрителя от композиционного центра и мешать

восприятию главного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: