Учение как специфическая форма самостоятельной позновательной деят-ти

В.В. Давыдов считал, что в структуру УД входят: - учебные ситуации (или задачи); - учебные действия; - действия контроля и оценки (Давыдов, 1986; аннотация) (см. Медиатеку).

По его мнению, одним из важнейших компонентов учеб. деят-ости явл-ся понимание шк-ком учеб-х задач (УЗ). Учеб.задача тесно связана с содержат-ным (теоретическим) обобщением, она подводит ученика к овладению обобщенными отношениями в изучаемой области знаний, к овладению новыми способами действия. Принятие школ-ками УЗ "для себя" и самостоят-ная постановка тесно связаны с мотивацией учения, с превращением реб-ка в субъекта деят-сти. След. компонент - осуществление шк-ком учеб. действий. При правильной организации учения учеб. действия шк-ка направлены на выделение всеобщих отношений, ведущих принципов, ключевых идей данной области знаний, на моделирование этих отношений, на овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно, способами перехода от модели к объекту и обратно и т.д.

Не менее важное значение, по мнению В.В. Давыдова, имеет выполнение самим уч-ком действия контроля и оценки. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Характеристика компонентов УД В соответствии с общепсихол-кой теорией деятел-ти (Леонтьев А.Н.,)в структуре УД выделяются: -потребность; -учебная задача; -мотивы учебной деятельности; -учебные действия и операции.

Потрб-тью УД явл-ся стремление уч-хся к усвоению теорет-ких знаний из той или иной предмет. обл.(эти знания отражают закономер-ти происхождения, становления и развития предметов соответствующей обл.; эмпирико-утилитарные знания в отличие от теоретических фиксируют лишь признаки уже ставших предметов).Учеб. задача. Специфика учеб. задачи состоит в том, что при её решении уч-еся посредством учеб-х действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач. Поставить перед учащимися учебную задачу - значит ввести их в проблемную ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных условиях.Учеб. задача - не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это цель по овладению обобщенными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Учеб. задача отличается от конкретно-практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида. Раб. уч-хся по решению учеб. задач осуществляется с помощью особых учебных заданий, требующих от учащихся в явном виде проведения исследования, анализа, самостоятельного изучения каких-то явлений, построения каких-то способов изучения или фиксации результатов в виде моделей этих явлений и способов их изучения. Работа учащихся над этими заданиями носит теоретический характер и вводит их, тем самым, в лабораторию научной мысли, помогает им приобрести опыт подлинно творческого мышления и в то же время приносит им радость познания, эмоциональное удовлетворение от преодоления всех трудностей, которые им встретились на пути выполнения этих заданий. Мотивы учебной деят-сти. В мотивах учебных действий конкретизируется потребность УД, когда общее стремление уч-хся к усвоению теорет-ких знаний направлено на овладение вполне опред-ным общим способом решения некот.го класса частных задач.Учеб. действия, с помощью которых решаются учеб. задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций. Для того чтобы учащиеся овладели способами выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия. При этом эти операции должны вначале выполняться либо материально с помощью каких-то предметов, либо материализованно с помощью их знаковых заменителей, изображений. Лишь постепенно, по мере отработки тех или иных операций, процесс выполнения действия свертывается и в конце концов выполняется сразу как единое действие.

Сущность учебных действий рассмотрим более подробно.

КАБИНЕТ ИЗО В ШКОЛЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАГЛЯДНЫМ ПОСОБИЯМ.

Успешная реализацияцелей и задач уроков ИЗО во многом зависит от оборудования, которое делится на: 1) кабинетное,2) оборудование рабочего места ученика,

3) оборудование рабочего места учителя.

Кабинетное: - классная доска; натурные наглядные пособия; ИЗО –наглядные пособия; ТСО (Применение технических средств обучения на уроке значительно повышает его познавательную роль, вызывает большой интерес учащихся к предмету и, что очень важно, дает возможность учителю в короткий промежуток времени сообщить значительную информацию. Наглядная динамическая иллюстрация с ясным дикторским текстом не только служит средством сообщения новых понятий, но и прекрасно учит приемам работы над рисунком. Речь в данном случае идет о коротком кинофрагменте на уроке (не более 20 мин). Его необходимо естественно включить в процесс урока и предварительно прокомментировать, отмечая те моменты, которые должны запомнить школьники. Педагог может использовать фильм с целью активизации зрительной памяти учащихся и предложить им после демонстрации нарисовать отдельные предметы, виденные на экране. Показывать фильм в течение целого урока нецелесообразно. Хороший эффект на уроке дает применение комбинированного проекционного аппарата, позволяющего показывать слайды, рисунки, фотографии, открытки, репродукции из книг и журналов. Применять указанные аппараты можно при объяснении теоретического материала на уроках рисования с натуры, декоративного и тематического рисования. На уроках-беседах с их помощью можно показывать образцы живописи, скульптуры, архитектуры, графики):

ИЗО-материалы ( краски, кисти, баночки, тряпочки, клеенки)обязательно - умывальник! желательно иметь шкафы или небольшое помещение для хранения наглядных пособий и оборудования.

Располагаться кабинет ИЗО должен с северной стороны здания, что обеспечивает ровный свет. Окраска стен, особенно у доски и двух боковых, не должна быть яркой, лучше, если она будет иметь пастельные тона. Окраска пола, мебели, цвет штор затемнения, цвет доски подбираются одной гаммы, но разной насыщенности. Надо избегать резких цветовых и тоновых контрастов, которые утомляют глаз. Освещение рекомендуется использовать дневное; в зимнее время приемлемо освещение люминесцентными лампами (ЛДИ). Стены не следует перегружать элементами художественно-декоративного оформления; предпочтительнее сменяемая экспози­ция: выставки рисунков, наглядный материал по теме, которая изучается в данный период, экспозиции к знаменательным датам и т. д. Особые требования предъявляются к доске, которая должна иметь двигающуюся шторку, а на верхней раме — зажимы для прикрепления наглядных пособий. В кабинете должны быть: шкафы для наглядных пособий, столики для учащихся с изменяемым наклоном крышки, стеллажи или встроенные ниши для хранения репродукций и плакатов, технические средства, экран, не менее четырех подставок для натурных постановок, большой чайник для чистой воды и ведро для грязной, посуда для работы акварелью. Если учитель проводит факультативы по декоративно-прикладному искусству, необходимо иметь соответствующее оборудование. Художественные принадлежности для учеников лучше хранить в шкафах и раздавать во время занятий. Особые требования предъявляются к дидактическим материалам кабинета, так как любой объект, предназначенный для рисования, должен оказывать на ученика эстетическое воздействие. Предметы, удачно подобранные по цветовой гамме, четкие по форме, значительно активизируют внимание учащихся. Демонстрируемые на уроке плакаты должны быть выполнены на высоком художественном уровне; нельзя забывать, что они показываются как образцы. Очень важно проверить читаемость любого графического элемента с задних столов класса; отсюда определенные требования к размерам этих элементов. Хорошего качества должны быть репродукции и слайды для уроков-бесед по искусству: часто ученик впервые знакомится по ним с художественным произведением и впечатление не должно быть искаженным. Определенные эстетические требования предъявляются и к альбомам или папкам учащихся.

Хорошо оборудованный кабинет часто становится центром художественно-воспитательной работы в школе.

Рабочее место ученика: должно соответствовать рациональному использованию учебного времени, эффективному развитию ИЗО навыков, лучше всего использовать специальные парты-трансформеры.

в 1 классе необходимо разнообразить использование различных худ материалов: гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь и т.д. Лучший худ материал для 1-классника – гуашь; для воды – не менее стакана, лучше пластмассовые баночки разных цветов (для чистой воды и мытья кистей); палитра (лист белой бумаги, кафельная плитка, блюдце …); бумажные салфетки – протирочный материал для работы с красками; восковые мелки – 1набор на весь класс, сангина и уголь – 1коробка на класс.

Рабочее место учителя: должно соответствовать теме и задаче урока.

- для работы с красками учитель должен иметь рулон или отдельные листы бумаги, 2 банки с водой, краски, кисти, палитру. Для обучения детей отдельным приемам работы с красками, палитру и бумагу укрепляют на доске, чтобы дети наглядно видели приемы работы с цветом. в ходе пед рисунка учитель встает слева от изображения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: