double arrow
ЦАРСТВО ТАРУМА И ДРУГИЕ ГОСУДАРСТВА ЗАПАДНОЙ ЯВЫ В V - VП вв

На острове Яна находились наиболее плодородные, и густонаселенные рисоводческие долины. Объединение земледельческих общин с их землями и оросительными системами и подчинение родошлсменной знати верховной влзсги царя-деспота привело к созданию аграрных государств. Власть монарха поддержнаалзсь и освящалась жрецами-брахманами. Об этом свидетельстуют эпиграфические надписи, высеченные на камнях. Санскрит использовался как официальный язык деловых и религиозных текстов, царских указов. Из них мы узнаем о существовании на территории Западной Яны царства Тарума, которое появилось там не позднее первой четверти V в. Четыре надписи из района Богора были сделаны по указу раджи Пурнавармана, правителя Тарума (около передины V в.). В них Пурнаварман прославляется как великий воин, чьи доспехи непроницаемы для вражеских стрел, искусный в уничтожении вражеских городов, неумолимый к врагам, но милосердный к потомкам верных раджей-вассалов. Одна из надписей повествует об исправлении русла реки, впадающей в Яванское море, и о прорытии за 21 день канала длиной 11 км. В честь этого события, завершившегося под наблюдением царя, Пурнаварман жертвует брахманам тысячу голов крулного рогатого скота. На тех же камнях — символические изображения, передающие следы ног самого Пурпавармаиа и его слона.

Научный анализ содержания и формы указанных надписей позволяет говорить о некоторых важных чертах внутренней жизни и политики царства Тарума, хотя об его истории практически ничего не известно. Однако можно констатировать, что раджа Пурнаварман являлся покорителем соседних княжеств, среди правнгслей которых он воззысился как верховный раджа-сюзерен. Судя по китайским летописям и сообщениям о посольствах, в V—VII вв. на Яве было, вероятно, не менее трех десятков небольших государственных образований, которые в ходе войн с соседями включались в состав относительно крупных владений. К числу последних и относилась Тарума.




В своих землях Пурнаварман, как уже упоминалось, предпринял сооружение крулиого канала, который, судя но всему, был частью подконтрольной государству транспортной системы и требовал привлечения очень значительных людских ресурсов. При этом Пурняварман делал крупные дарения в пользу духовенства. Религиозные элементы в содержании надписей Пурнавармана показывают, что в идеологии его царства важную роль играл культ индуистского божества Вишну, с которым отождествлялась и сама личность, и власть царя. Возможно, Пурнаварман осуществлял наряду с высшей светской властью и религиозные функции, во всяком случае сочетал в своем лице, светскую и духовную власть, как это было в других государствах древности и средневековъя в ЮВА, где монархическая власть приобретала черты деспотии.



Хотя экономические и этнические основы царства Тарума были местными, австронезийскими, это государство, как и многие другие царства и княжества Нусактпры, восприняло и приспособило многие индийские культурные и политические реалии. Правящий класс Тарумы заимствовал элементы идеологии и искусства династии ранних Паллавов и государства Гуптов. В культуре, идеологии, искусстве большинства других древних государств ЮВА (например, в империи Бапном, подчинившей во II—V вв. юг и восток Индокитайского полуострова) наблюдаются аналогичные явления, связанные с периодом интенсивного восприятия достижении более древней индийской культуры и выработкой собстпенных норм и традиций.

Царство Тарума просуществовало до второй половины VII в., включая в свои владении земли Западной, а возможно, и Центральной Явы. Еще в 666—669 гг. китайские авторы упоминали о дипломатичских миссиях из страны «Доломо» (Таруны). Предполагается, что конец этого древнего царства Явы насутпил в последней четверти (точнее, в 90-х гг.) VII в., когда молодое восточносуматранское государство Шривиджая распространило свою экспансию не только на северо-запад, в зону Малаккского пролива, но и на юго-восток – на земли Явы за Зондским проливом.

Древняя и раннесредневекован история Заладной Явы после Тарумы (до XIV-XV вв.) изучена чрезвычайно слабо: слишком скудны и малодостоверны сведения сохранившихся источников.

В конце VII — началу VIII в. на территории древнего Пасундана существовало несколько княжеств, которые впоследствии (к XI в.) вошли в состав раннефеодального королевства сунданцев. Историческая область формировании сундннского этноса лежала к югу и востоку от современного Бапдупга (Приангап). На гористых землях этой части Западной Явы сравнительно поздно возобладала ирригационная агрикультура, и в древности и раннем средневековье господствовало ладанговое (суходольное) рисоводство. В связи с этим хозяйственная база первых государственных образований здесь не была столь устойчивой, как в зонах раннего развитии поливной системы. Этим объясняются неоднократные перемещения политического центра сунданских государей.

Известны ранние княжества Галух (с центром с окрестностях современного гор. Казали) и Сунда (Паджаджаран). Некоторые ученые считают их двумя разновременными столицами единого королевство Сунда, однако для начального периода (поздней древности) это маловероятно. Очевидно, махараджа Сунды (со столицей в Пауан Паджаджаран), носивший титул тохаан ди сунда, считался сюзереном над остальными сундскими правителями. Основная территория этого княжества находилась на западном берегу реки Чигарум.

О внутриполитической истории западнояванских владений конца VII — начала VIII в. можно сказать немногое. Однако примечательно, что она связывается с именем известного по средневековым яванским надписям короля Санджаи. Сунданские источники (поздние записи преданий о первых королях Сунды) относят Санджаю к роду правителей княжества Галух на границе с Центр. Явой, где властвовал его отец Санна. Санна был изгнан из Галуха неким Пурбасорой, но Санджая одолел узурпатора и вернул трон. Затем он стал зятем короля Сунды, основателя Пакуана Паджаджарана, Тарусбавы, и наследовал ему, присвоив титул махараджи и тронное имя Харисдарма. Эта история содержит отзвуки внутридинастийной борьбы и сопернчиества между княжествами Западной Явы. Известно, что в дургом древнесунданском центре, Кунингане, правил двоюродный брат Харисдармы (Санджаи), Севекарма, которому, как и Санджае, местная литературно-эпическая традиция приписывает большие завоевания. Будучи соперниками, братья заключили соглашение о разделе подчиненных земель.

По сунданскому сборнику древних преданий о королях «Чарита нарахьянган» (ХVI в.) Санджая, опираясь на свою власть в Сунде, пытался подчинить земли к востоку, в центральной и восточной частях о. Ява. Судя по раннесредневековой эпиграфике, ему удалось установить правление в одном из центральнояванских княжеств Матараме, где он стал основателем новой династии. Вскоре сунданские княжества стали, как можно предполагать, объектом экспансии и борьбы за преобладание двух усилившихся государств – Шривиджа и Матарама. Одиако сведения об истории этих земель практически отсутствуют до первой трети XI в.

Как и цари и духовенство древней Тарумы, социальные верхи ранних сунданских княжеств в религиозно-культовой жизни и формах официальной культуры ориентировались на индуистские традиции. Поклонение божествам шиваизма в соединении с культом предков правителей






Сейчас читают про: