Уточнение расписания жизни при переживаниях жизненного цейтнота

Oпасения по поводу негативного влияния стресс-собы­тия на собственное здоровье и неопределенность перспек­тив л некого будущего приводят к тому, что некоторые дети, находящиеся на стадии ожидания возможных послед­ствий аварии, планировали осуществить большинство важнейших событий своей жизни уже в период до 25 лет.

В качестве примера приведем список значимых собы­тий 15-летнего Тимура, который он составил 1 ноября 1991 года (табл. 7-1).

Таблица 7-1. Список значимых событий Тимура, 15 лет

Дата Название события Возраст
7 июня 1975 Рождение  
11 октября 1982 Рождение брата  
26 апреля 1986 Авария  
1 сентября 1990 Новый класс  
  Путешествие  
1 июня 1992 Отличное здоровье  
1 июля 1992 Институт  
Июнь 1993 Поездка в США  
1 июня 1995 Свадьба  
  Автомобиль  
  Интересная работа  
Май 1997 Дом  
  Открытия  
  Полет в космос  
  Смерть  

Как видим, в ближайшие восемь лет Тимур надеялся получить от жизни практически все, что обычный человек надеялся получить в СССР в течение всей жизни: отличное здоровье, поездку за границу, дом, автомобиль, интерес­ную работу и открытие, спокойную семейную жизнь. Един­ственное, что не предусмотрел Тимур, — это рождение ребенка. Сравним жизненное расписание Тимура е типич­ным расписанием киевских десятиклассников за год до ава­рии, воспользовавшись для этого данными социологических опросов (Головаха, 1988, с. 88).

Жениться и найти интересную работу Тимур собирается на 6—8 лет раньше чем его киевские сверстники 1985 года; иметь свой дом и автомобиль — на 10—12 лет раньше; а получить социальное признание, совершив открытие — На 11 лет раньше. Как видим, Тимур спешит жить, ведь после 25 лет на Земле больше делать нечего, остается толь­ко лететь в космос. Что касается его надежд на долголетие, то они являются скорее компенсацией реальных тревог за свое здоровье, возникающих на фоне обостренности авари­ей переживания ограниченности жизни.

Чем можно помочь в такой ситуации? Прежде всего, снять остроту переживания ограниченности жизни.Для этого можно воспользоваться приемом «у жизни нет границ». Суть его состоит в следующем.

После завершения самостоятельной работы с програм­мой LifeLine юноше предлагают вернуться к процедуре «со­бытия» и вместо события «рождение» написать какие-либо важное для него событие, происшедшее до его рождения. а вместо события «смерть» — событие, которое произой­дет после его смерти. Эти два «запредельных» события мо­гут быть связаны с жизнью его семьи, рода, страны. Затем имеет смысл предложить спешащему жить юноше предус­мотреть в своих насыщенных планах время для отдыха и подумать, что из намеченного можно отложить на более поздние сроки — на 30—35—40 лет. А может быть, у него найдется время не только для свадьбы, но и для дальней­шей семейной жизни — рождения детей и т.д.

Такая коррекционная работа становится возможной благодаря тому, что программа LifeLine позволяет вер­нуться к любой ее процедуре и внести соответствующие изменения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: