Oпасения по поводу негативного влияния стресс-события на собственное здоровье и неопределенность перспектив л некого будущего приводят к тому, что некоторые дети, находящиеся на стадии ожидания возможных последствий аварии, планировали осуществить большинство важнейших событий своей жизни уже в период до 25 лет.
В качестве примера приведем список значимых событий 15-летнего Тимура, который он составил 1 ноября 1991 года (табл. 7-1).
Таблица 7-1. Список значимых событий Тимура, 15 лет
Дата | Название события | Возраст |
7 июня 1975 | Рождение | |
11 октября 1982 | Рождение брата | |
26 апреля 1986 | Авария | |
1 сентября 1990 | Новый класс | |
Путешествие | ||
1 июня 1992 | Отличное здоровье | |
1 июля 1992 | Институт | |
Июнь 1993 | Поездка в США | |
1 июня 1995 | Свадьба | |
Автомобиль | ||
Интересная работа | ||
Май 1997 | Дом | |
Открытия | ||
Полет в космос | ||
Смерть |
Как видим, в ближайшие восемь лет Тимур надеялся получить от жизни практически все, что обычный человек надеялся получить в СССР в течение всей жизни: отличное здоровье, поездку за границу, дом, автомобиль, интересную работу и открытие, спокойную семейную жизнь. Единственное, что не предусмотрел Тимур, — это рождение ребенка. Сравним жизненное расписание Тимура е типичным расписанием киевских десятиклассников за год до аварии, воспользовавшись для этого данными социологических опросов (Головаха, 1988, с. 88).
Жениться и найти интересную работу Тимур собирается на 6—8 лет раньше чем его киевские сверстники 1985 года; иметь свой дом и автомобиль — на 10—12 лет раньше; а получить социальное признание, совершив открытие — На 11 лет раньше. Как видим, Тимур спешит жить, ведь после 25 лет на Земле больше делать нечего, остается только лететь в космос. Что касается его надежд на долголетие, то они являются скорее компенсацией реальных тревог за свое здоровье, возникающих на фоне обостренности аварией переживания ограниченности жизни.
Чем можно помочь в такой ситуации? Прежде всего, снять остроту переживания ограниченности жизни.Для этого можно воспользоваться приемом «у жизни нет границ». Суть его состоит в следующем.
После завершения самостоятельной работы с программой LifeLine юноше предлагают вернуться к процедуре «события» и вместо события «рождение» написать какие-либо важное для него событие, происшедшее до его рождения. а вместо события «смерть» — событие, которое произойдет после его смерти. Эти два «запредельных» события могут быть связаны с жизнью его семьи, рода, страны. Затем имеет смысл предложить спешащему жить юноше предусмотреть в своих насыщенных планах время для отдыха и подумать, что из намеченного можно отложить на более поздние сроки — на 30—35—40 лет. А может быть, у него найдется время не только для свадьбы, но и для дальнейшей семейной жизни — рождения детей и т.д.
Такая коррекционная работа становится возможной благодаря тому, что программа LifeLine позволяет вернуться к любой ее процедуре и внести соответствующие изменения.