Реализованность жизненных замыслов человека может быть измерена через удельный вес прошлого в целостной картине жизненного пути. Чем выше реализованность, тем психологически старше оказывается человек, чем ниже — тем моложе. Оптимальной величине реализованности соответствует психологический возраст, близкий к календарному. В случае, если психологический возраст оказывается меньше реального на 7 и более лет, Lifeline советует обратиться к психологу-консультанту.
Острое чувство нереализованности возникает из-за обесценивания имеющихся достижений и своего жизненного опыта. Может показаться, что у ребенка еще мало опыта, но это заблуждение. За первые 10—15 лет жизни происходит не меньше, чем за последние 10—15 лет (а когда они наступят, никому но известно). Поэтому и у школьников заниженный психологический возраст и чувство нереализованности являются симптомами деформации картины жизни.
Одним из примеров может служить график жизни девятиклассницы Ларисы, 14 лет (рис. 7-ЗА). В своем прошлом она не видит ничего ценного и отыскивает только два не связанных друг с другом события: «бабушка» — в первый год жизни и «Припять» — 26 апреля 1986 года. Вместе с тем эта «Припять» будет иметь, по мнению Ларисы, очень много последствий в ее будущем и переживается поэтому как самое актуальное событие, локализованное в психологическом «сейчас».
|
|
Чувство нереализованности усугубляется тем, что отношение к стресс-событию находится на самой тяжелой первоначальной стадии осознания последствий. Именно такой фон типичен для чувства нереализованности, существующего у отдельных детей, переживших аварию. Оставаясь не пережитой психологически, она мешает и радоваться настоящему, и ценить прошлое, препятствует психологическому взрослению.
Рис. 7-3. Оценки насыщенности пятилетий жизни при чувстве нереализованности (Лариса, 14 лет): А — первоначальные оценки; Б — оценки после осознания позитивного опыта.
Коррекционными приемами, помогающими школьникам почувствовать себя в чем-то состоявшимися за свои 12—17 лет, могут стать следующие процедуры.
1. Отыскать вместе с ребенком значимые позитивные события — достижения его жизни, происшедшие до аварии и после аварии. Очень важно найти события и «до», и «после»! Какие-то из них будут связаны с аварией, неожиданно окажутся ее последствиями, и благодаря этому у стресс-события снизится негативный потенциал и актуальность.
2. Включить эти автобиографические находки в общий список событий вместо часто имеющихся в нем тревог, связанных с ожиданием болезней и утрат.
3. После анализа причин и целей попутешествовать вместе с ребенком по изменившейся карте жизни и позитивно оценить имеющиеся достижения.
|
|
С Ларисой была проведена подобная работа, в ходе которой она воскресила приятные воспоминания о том, как еще до аварии пошла в школу и съездила в Киев, впервые увидела младшую сестренку, а после аварии отдохнула в Крыму и Харькове. С большим оптимизмом она заглянула и в свое будущее, увидев в нем рождение племянников...........................................................................................................................……………………………………………………………………..
[1] Имена здесь и далее условные
[2] Заметим, что событие 4 все же не изолированно. С точки зрения Веры, оно связано с событиями 1,2,3, 6, 7, 15 (см. таблицу на стр. 184). Вадим с этим не согласен. Однако на рис. 6-4 изображены только те связи, относительно которых супруги единодушны. Поэтому событие 4 кажется изолированным, хотя на самом деле его статус несколько выше, чем у событий 9, 14.
[3] «Биограф» — первая компьютерная версия каузометрического опроса (Хроник, Пажитнов, 1988), предшественник программы LifeLine (см. гл. 5).
[4] Разделы 7.2 и 7.3 были опубликованы; ранее в статьях (Кроник, Ахмеров, 1993; Kronik, Ahkmerov, Speckhard, 1999) — © 1999 АРА (American Psychological Association). Перевод и адаптация сделаны с разрешения АРА. АРА не несет ответственности за точность этого перевода. Копирование оригинальных статей или этого перевода, их распространение в любой форме или любыми способами, хранение в компьютерной базе данных или системе извлечения информации невозможно без предварительного письменного разрешения со стороны АРА.