Осознание позитивного опыта при чувстве нереализованности

Реализованность жизненных замыслов человека может быть измерена через удельный вес прошлого в целостной картине жизненного пути. Чем выше реализованность, тем психологически старше оказывается человек, чем ниже — тем моложе. Оптимальной величине реализованности со­ответствует психологический возраст, близкий к календар­ному. В случае, если психологический возраст оказывается меньше реального на 7 и более лет, Lifeline советует обра­титься к психологу-консультанту.

Острое чувство нереализованности возникает из-за обес­ценивания имеющихся достижений и своего жизненного опыта. Может показаться, что у ребенка еще мало опыта, но это заблуждение. За первые 10—15 лет жизни происходит не меньше, чем за последние 10—15 лет (а когда они наступят, никому но известно). Поэтому и у школьников заниженный психологический возраст и чувство нереализованности яв­ляются симптомами деформации картины жизни.

Одним из примеров может служить график жизни де­вятиклассницы Ларисы, 14 лет (рис. 7-ЗА). В своем прошлом она не видит ничего ценного и отыскивает только два не связанных друг с другом события: «бабушка» — в первый год жизни и «Припять» — 26 апреля 1986 года. Вместе с тем эта «Припять» будет иметь, по мнению Ларисы, очень много последствий в ее будущем и переживается поэтому как самое актуальное событие, локализованное в психоло­гическом «сейчас».

Чувство нереализованности усугубляется тем, что отноше­ние к стресс-событию находится на самой тяжелой первона­чальной стадии осознания последствий. Именно такой фон типичен для чувства нереализованности, существующего у от­дельных детей, переживших аварию. Оставаясь не пережитой психологически, она мешает и радоваться настоящему, и це­нить прошлое, препятствует психологическому взрослению.

Рис. 7-3. Оценки насыщенности пятилетий жизни при чувстве нереализованности (Лариса, 14 лет): А — первоначальные оценки; Б — оценки после осоз­нания позитивного опыта.

Коррекционными приемами, помогающими школьни­кам почувствовать себя в чем-то состоявшимися за свои 12—17 лет, могут стать следующие процедуры.

1. Отыскать вместе с ребенком значимые позитивные события — достижения его жизни, происшедшие до ава­рии и после аварии. Очень важно найти события и «до», и «после»! Какие-то из них будут связаны с аварией, нео­жиданно окажутся ее последствиями, и благодаря этому у стресс-события снизится негативный потенциал и акту­альность.

2. Включить эти автобиографические находки в общий список событий вместо часто имеющихся в нем тревог, связанных с ожиданием болезней и утрат.

3. После анализа причин и целей попутешествовать вме­сте с ребенком по изменившейся карте жизни и позитивно оценить имеющиеся достижения.

С Ларисой была проведена подобная работа, в ходе ко­торой она воскресила приятные воспоминания о том, как еще до аварии пошла в школу и съездила в Киев, впервые увидела младшую сестренку, а после аварии отдохнула в Крыму и Харькове. С большим оптимизмом она заглянула и в свое будущее, увидев в нем рождение племянников...........................................................................................................................……………………………………………………………………..


[1] Имена здесь и далее условные

[2] Заметим, что событие 4 все же не изолированно. С точки зрения Веры, оно связано с событиями 1,2,3, 6, 7, 15 (см. таблицу на стр. 184). Вадим с этим не согласен. Однако на рис. 6-4 изображены только те связи, относи­тельно которых супруги единодушны. Поэтому событие 4 кажется изолированным, хотя на самом деле его статус несколько выше, чем у событий 9, 14.

[3] «Биограф» — первая компьютерная версия каузометрического опроса (Хроник, Пажитнов, 1988), предшествен­ник программы LifeLine (см. гл. 5).

[4] Разделы 7.2 и 7.3 были опубликованы; ранее в статьях (Кроник, Ахмеров, 1993; Kronik, Ahkmerov, Speckhard, 1999) — © 1999 АРА (American Psychological Association). Перевод и адаптация сделаны с разрешения АРА. АРА не несет ответственности за точность этого перевода. Копирова­ние оригинальных статей или этого перевода, их распрос­транение в любой форме или любыми способами, хранение в компьютерной базе данных или системе извлечения информации невозможно без предварительного письмен­ного разрешения со стороны АРА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: