Актуализация сверхзначимых событий при чувстве пустоты настоящего

Переживания, связанные с аварией, неоднозначно вли­яют на жизненные притязания детей. У одних они снижа­ются, и главными ценностями становятся нормальное здоровье, устроенный быт, признание со стороны друзей и близких. На других детей, более стрессоустойчивых или менее пострадавших от ее последствий, стресс-событие действует даже стимулирующе, побуждает их к таким це­лям, достижение которых может принести всеобщий по­чет, славу, уважение и признание потомков.

Рис. 7-2. Оценки насыщенности пятилетий жизни при чувстве пустоты настоящего (Светлана, 15 лет): А — первоначальные оценки; Б — оценки после ак­туализации сверхзначимых событий.

На фоне таких высоких притязаний и отсутствия усло­вий для начала их реализации текущий период жизни обес­ценивается и возникает чувство пустоты настоящего. Проще всего его можно обнаружить, просматривая результаты процедуры «пятилетия». Чувство пустоты настоящего про­является в заниженных оценках текущего пятилетия в сравнении с предыдущими и последующими — в своеоб­разной «яме» на графике жизни. Приведем в качестве при­мера оценки насыщенности пятилетий своей жизни 15-летней Светланой (рис.7-2А).

К моменту аварии Светлане было около 10 лет, и свои первые два пятилетия она видит достаточно насыщенны­ми. Далее — пустота последних пяти лет и минимальная насыщенность предстоящих. Именно поэтому после вы­полнения процедуры «пятилетия» программа посоветовала Светлане обратиться к психологу-консультанту.

Психологическая помощь детям, чувствующим пустоту настоящего, может основываться на следующих приемах.

1. Осознание сверхзначимых событий ценностного слоя, которые настолько важны для человека, настолько близки ему, что он их сразу даже не замечает, а вспоминает о них лишь после окончания длительного диалога с программой. В силу сверхзначимости таких событий срабатывает также «защита биографии» — человек не спешит раскрывать их
содержание.

Когда Светлане предложили отыскать сверхзначимое со­бытие и записать его название на экране компьютера, она ска­зала: «Это секрет». В такой формулировке («большой секрет») она и включила его в общий список. В последующем оказа­лось, что оно имеет наивысший мотивационный статус.

2. Поиск личностно-значимых событий исторического масштаба, по принципу «у жизни нет границ». Светлана нашла два таких события: «восстановили наш род» (за 70
лет до ее рождения) и «воспоминания» (во время фильма с ее участием, который будут смотреть через 10—20 лет после ее смерти).

3. Стирание с картины жизни случайно названных со­бытий, которые представляют скорее суету и мелочи жиз­ни, а не то, о чем стоит думать и чем жить. «Сотри случайные черты, и ты увидишь: мир прекрасен», как сказал Алек­сандр Блок. Прислушавшись к этому совету, Светлана со­чла возможным удалить из списка своих событий следующие: «занятия кунгфу», «первый поцелуй», «дра­ка», «быть красивой» (она и так красива). Благодаря этому в списке освободилось место для более значимых событий.

4. Осознание большой роли новых дополнительных со­бытий в ходе анализа их причин, целей, места в иерархии важностей и на карте жизни.

Чтобы помочь человеку избавиться от чувства опусто­шенности и отыскать свой смысл настоящего, требуется большой такт, терпение и уверенность в том, что смысл отыскан будет. Об эффективности помощи можно судить по результатам повторного выполнения процедуры «пяти­летия» после завершения коррекционной работы.

В нашем случае повторный график жизни (отношение к жизни) Светланы существенно изменился и настоящее на­полнилось значимыми переживаниями (рис. 7-2Б).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: