Тренинг позитивного мышления вместо очернения будущего

Девятиклассник Максим с пессимизмом смотрит в бу­дущее. Аварии он придает очень большое значение, отво­дит ей второе место по значимости в своей жизни. По своему мотивационному статусу она оказывается столь же сильно вплетена в ткань его жизни. Большинство событий, кото­рые произошли или могут произойти после «взрыва», Мак­сим окрашивает в неприятные для себя синий, черный, серый цвета (табл. 7-2). Неприятны ему даже те события, которыми он мог бы гордиться, — защитил мальчика, спасу утопающего.

Таблица 7-2. Список значимых событий Максима, 14 лет

Дата Название события Возраст Цветовая ассоциация  
1 сентября 1982 Поступление в школу 5.5 лет Красный  
26 апреля 1986 Взрыв на ЧАЭС   Черный  
Июнь 1986 Переезд   Коричневый  
Июнь 1991 Защитил мальчика   Синий  
11 августа 1091 Смерть бабушки   Черный  
1 сентября 1992 Поступлю в училище   Красный  
Июнь 1995 Размен квартиры   Фиолетовый  
Осень 1995 Пойду в армию   Серый  
Сентябрь 1997 Моя работа   Синий  
Июнь 1998 Куплю машину   Желтый  
Зима 1999 Спасу утопающего   Серый  
Октябрь 1999 Мои дети   Фиолетовый  
Март 2000 Смерть мамы   Черный  
Июль 2000 Сестра «женится»   Красный  
Август 2000 Смерть отца   Черный  
Цвета в порядке предпочтения: зеленый/фиолетовый/красный/желтый/коричневый/синий/черный/серый редпочтения: 1ЫЙ/красныш''/келтый/кори чневый/ст нй/черный/серый.

Столь негативное влияние стресс-события на последующий ход жизни можно назвать очернением будущего.

Психологическая помощь в подобных ситуациях долж­на быть нацелена, прежде всего, на формирование и тренинг позитивного биографического мышления. Для этого используются следующие приемы:

1. Найти позитивные последствия стресс-события, по принципу «нет худа без добра». Следуя этому правилу, Максим во время коррекционной работы дополнил свой список такими радостями жизни, как: поездка на Кубу (год назад), куплю мопед (через год), женюсь (в 23 года) и, наконец, в 25 лет поменяю скучную работу на интересную.

2. Заменить события, связанные с утратой близких, на события, которые продолжат их жизнь («у жизни нет гра­ниц»). Например: воплощение их замыслов, рождение и успехи внуков и др.

3.Найти повод искренне похвалить ребенка, удивиться и даже восхититься действительно мужественными поступками, которые он совершил (защитил...) и к которым готов (спасу...). После такой позитивной обратной связи можно пред­ложить Максиму еще раз подумать над цветами событий и повторить цветовой тест (процедуры «события» и «цвета»).

4.Для закрепления позитивного отношения к будущему программа автоматически предложит осмыслить цели и при­чины дополнительных (позитивных) событий.

Результатом использования перечисленных психокоррекционных приемов стают более светлое восприятие бу­дущего и большее внимание детей к позитивным моментам своей жизни.

«Встреча с чудом» вместо очернения прошлого

Одной из стадий переживания стресс-события являет­ся утрата им своей актуальности в связи с исчерпанием его последствий, возможных по мнению данного человека. От­ношение к событию становится умеренно-спокойным, но цена такого спокойствия бывает разной.

Многие люди после отселения с загрязненных террито­рий оказываются в ситуации мнимого жизненного выбора: отказаться от своего прошлого, от всех светлых воспомина­ний о жизни до аварии и начать новую, лучшую жизнь как бы с нуля или сохранить в своей душе воспоминания о зо­лотых временах, на фоне которых их настоящее и будущее может проигрывать? Более легкий путь — это отказ от про­шлого. Но прежде чем отказаться от прошлого, нужно уви­деть его в мрачных тонах. Именно с этим связан феномен очернения прошлого, встречающийся у отдельных детей.

Виталий, 14 лет, во время аварии был в Припяти, а осенью 1986 года переселился в Киев. Спустя 5 лет он уви­дел главные события своего жизненного пути следующим образом (табл. 7-3).

Таблица 7-3. Список значимых событий Виталия, 14 лет

Дата Название события Возраст Цветовая ассоциация
  Работа отца За 11 лет до рождения Серый
  Моя болезнь   Серый
  Смерть бабушки   Черный
  Умер дед   Черный
  Начал учебу   Желтый
26 апреля 1986 Взрыв ЧАЭС   Синий
Ноябрь 1983 Переселились в Киев   Фиолетовый
Июль 1988 Сестра поступила в институт   Зеленый
  Дружба со сверстниками   Красный
  Учеба   Синий
28 сентября 1990 Ездил за границу   Зеленый
  Отношения с семьей   Синий
Июнь 1993 Поступить в техникум   Желтый
  Начать работу   Желтый
Апрель 2001 Жениться   Фиолетовый
Цвета в порядке предпочтения: фиолетовый/зелепый/синий/красный/черный/желтый/коричневый/серый.

В его картине жизни мы наблюдаем очернение прошло­го, которое проявляется здесь фактически в полном отри­цании Виталием своего дошкольного детства. Вспоминаются только смерти и болезни, в самый неприятный серый цвет окрашивается даже то, что было до рождения (работа отца).

Свою новую жизнь после аварии Виталий почти пол­ностью принимает. Относится к ближайшему будущему се­рьезно и оптимистично. Большинство его планов связаны с учебой, работой, семейной жизнью. Что касается самой аварии, то, с точки зрения Виталий, его будущее с ней никак не связано. Авария не особенно травмирует его душу. Более того, благодаря аварии он стал жить в большом го роде, съездил за границу, а сестра поступила в институт. Если вспомнить положение трансакционного анализа о том, что в каждом человеке сосуществуют три состояния Я — Ребенок, Взрослый, Родитель, то за трезвое отношение к аварии Виталию пришлось расплатиться состоянием Ес­тественного Ребенка, то есть источником спонтанного свободного творчества.

Чтобы вернуть это состояние, совершенно необходи­мое для ощущения полноты жизни во всем ее многообра­зии, можно воспользоваться психотехническим приемом «встреча с чудом». По мнению Г. С. Альтшуллера, автора оригинальной теории решения изобретательских задач, «встреча с чудом» — обязательное событие детства всех выдающихся изобретателей (Лернер, 1991).

Ребенку предлагают вспомнить какое-нибудь необыч­ное событие, поразившее воображение, удивившее своей красотой и необычностью, которое можно было бы на­звать «маленьким чудом». Для одного таким чудом может стать новогодний праздник, для другого — встреча с мо­рем, для кого-то — поломанный будильник или знаком­ство с компьютером. Хорошо, когда ребенок вспомнит несколько таких встреч, и чем раньше они произошли, тем лучше. «Чудесами» нужно дополнить список событий или написать их вместо тех неприятностей, которые вспом­нил ребенок в своем детстве.

Теперь остается выяснить, как связана «встреча с чу­дом» с остальными событиями жизни, — пройти еще раз процедуры «цели», «причины», «важности», «карта жиз­ни». Спешить при этом не стоит. Перечисленные процеду­ры лучше даже повторить спустя день-два, после того как список событий дополнится. Ребенку надо дать время не спеша подумать о своих «чудесных переживаниях».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: