Девятиклассник Максим с пессимизмом смотрит в будущее. Аварии он придает очень большое значение, отводит ей второе место по значимости в своей жизни. По своему мотивационному статусу она оказывается столь же сильно вплетена в ткань его жизни. Большинство событий, которые произошли или могут произойти после «взрыва», Максим окрашивает в неприятные для себя синий, черный, серый цвета (табл. 7-2). Неприятны ему даже те события, которыми он мог бы гордиться, — защитил мальчика, спасу утопающего.
Таблица 7-2. Список значимых событий Максима, 14 лет
Дата | Название события | Возраст | Цветовая ассоциация | |
1 сентября 1982 | Поступление в школу | 5.5 лет | Красный | |
26 апреля 1986 | Взрыв на ЧАЭС | Черный | ||
Июнь 1986 | Переезд | Коричневый | ||
Июнь 1991 | Защитил мальчика | Синий | ||
11 августа 1091 | Смерть бабушки | Черный | ||
1 сентября 1992 | Поступлю в училище | Красный | ||
Июнь 1995 | Размен квартиры | Фиолетовый | ||
Осень 1995 | Пойду в армию | Серый | ||
Сентябрь 1997 | Моя работа | Синий | ||
Июнь 1998 | Куплю машину | Желтый | ||
Зима 1999 | Спасу утопающего | Серый | ||
Октябрь 1999 | Мои дети | Фиолетовый | ||
Март 2000 | Смерть мамы | Черный | ||
Июль 2000 | Сестра «женится» | Красный | ||
Август 2000 | Смерть отца | Черный | ||
Цвета в порядке предпочтения: зеленый/фиолетовый/красный/желтый/коричневый/синий/черный/серый редпочтения: 1ЫЙ/красныш''/келтый/кори чневый/ст нй/черный/серый. |
Столь негативное влияние стресс-события на последующий ход жизни можно назвать очернением будущего.
|
|
Психологическая помощь в подобных ситуациях должна быть нацелена, прежде всего, на формирование и тренинг позитивного биографического мышления. Для этого используются следующие приемы:
1. Найти позитивные последствия стресс-события, по принципу «нет худа без добра». Следуя этому правилу, Максим во время коррекционной работы дополнил свой список такими радостями жизни, как: поездка на Кубу (год назад), куплю мопед (через год), женюсь (в 23 года) и, наконец, в 25 лет поменяю скучную работу на интересную.
2. Заменить события, связанные с утратой близких, на события, которые продолжат их жизнь («у жизни нет границ»). Например: воплощение их замыслов, рождение и успехи внуков и др.
3.Найти повод искренне похвалить ребенка, удивиться и даже восхититься действительно мужественными поступками, которые он совершил (защитил...) и к которым готов (спасу...). После такой позитивной обратной связи можно предложить Максиму еще раз подумать над цветами событий и повторить цветовой тест (процедуры «события» и «цвета»).
|
|
4.Для закрепления позитивного отношения к будущему программа автоматически предложит осмыслить цели и причины дополнительных (позитивных) событий.
Результатом использования перечисленных психокоррекционных приемов стают более светлое восприятие будущего и большее внимание детей к позитивным моментам своей жизни.
«Встреча с чудом» вместо очернения прошлого
Одной из стадий переживания стресс-события является утрата им своей актуальности в связи с исчерпанием его последствий, возможных по мнению данного человека. Отношение к событию становится умеренно-спокойным, но цена такого спокойствия бывает разной.
Многие люди после отселения с загрязненных территорий оказываются в ситуации мнимого жизненного выбора: отказаться от своего прошлого, от всех светлых воспоминаний о жизни до аварии и начать новую, лучшую жизнь как бы с нуля или сохранить в своей душе воспоминания о золотых временах, на фоне которых их настоящее и будущее может проигрывать? Более легкий путь — это отказ от прошлого. Но прежде чем отказаться от прошлого, нужно увидеть его в мрачных тонах. Именно с этим связан феномен очернения прошлого, встречающийся у отдельных детей.
Виталий, 14 лет, во время аварии был в Припяти, а осенью 1986 года переселился в Киев. Спустя 5 лет он увидел главные события своего жизненного пути следующим образом (табл. 7-3).
Таблица 7-3. Список значимых событий Виталия, 14 лет
Дата | Название события | Возраст | Цветовая ассоциация |
Работа отца | За 11 лет до рождения | Серый | |
Моя болезнь | Серый | ||
Смерть бабушки | Черный | ||
Умер дед | Черный | ||
Начал учебу | Желтый | ||
26 апреля 1986 | Взрыв ЧАЭС | Синий | |
Ноябрь 1983 | Переселились в Киев | Фиолетовый | |
Июль 1988 | Сестра поступила в институт | Зеленый | |
Дружба со сверстниками | Красный | ||
Учеба | Синий | ||
28 сентября 1990 | Ездил за границу | Зеленый | |
Отношения с семьей | Синий | ||
Июнь 1993 | Поступить в техникум | Желтый | |
Начать работу | Желтый | ||
Апрель 2001 | Жениться | Фиолетовый | |
Цвета в порядке предпочтения: фиолетовый/зелепый/синий/красный/черный/желтый/коричневый/серый. |
В его картине жизни мы наблюдаем очернение прошлого, которое проявляется здесь фактически в полном отрицании Виталием своего дошкольного детства. Вспоминаются только смерти и болезни, в самый неприятный серый цвет окрашивается даже то, что было до рождения (работа отца).
Свою новую жизнь после аварии Виталий почти полностью принимает. Относится к ближайшему будущему серьезно и оптимистично. Большинство его планов связаны с учебой, работой, семейной жизнью. Что касается самой аварии, то, с точки зрения Виталий, его будущее с ней никак не связано. Авария не особенно травмирует его душу. Более того, благодаря аварии он стал жить в большом го роде, съездил за границу, а сестра поступила в институт. Если вспомнить положение трансакционного анализа о том, что в каждом человеке сосуществуют три состояния Я — Ребенок, Взрослый, Родитель, то за трезвое отношение к аварии Виталию пришлось расплатиться состоянием Естественного Ребенка, то есть источником спонтанного свободного творчества.
Чтобы вернуть это состояние, совершенно необходимое для ощущения полноты жизни во всем ее многообразии, можно воспользоваться психотехническим приемом «встреча с чудом». По мнению Г. С. Альтшуллера, автора оригинальной теории решения изобретательских задач, «встреча с чудом» — обязательное событие детства всех выдающихся изобретателей (Лернер, 1991).
Ребенку предлагают вспомнить какое-нибудь необычное событие, поразившее воображение, удивившее своей красотой и необычностью, которое можно было бы назвать «маленьким чудом». Для одного таким чудом может стать новогодний праздник, для другого — встреча с морем, для кого-то — поломанный будильник или знакомство с компьютером. Хорошо, когда ребенок вспомнит несколько таких встреч, и чем раньше они произошли, тем лучше. «Чудесами» нужно дополнить список событий или написать их вместо тех неприятностей, которые вспомнил ребенок в своем детстве.
|
|
Теперь остается выяснить, как связана «встреча с чудом» с остальными событиями жизни, — пройти еще раз процедуры «цели», «причины», «важности», «карта жизни». Спешить при этом не стоит. Перечисленные процедуры лучше даже повторить спустя день-два, после того как список событий дополнится. Ребенку надо дать время не спеша подумать о своих «чудесных переживаниях».