Понятие инфляции и ее виды

Инфляция

- Понятие инфляции и ее виды;

- Сеньорах и инфляционный налог;

- Инфляция и безработица: кривая Филлипса;

- Последствия инфляции;

- Антиинфляционная политика правительства.

Печатание денег есть форма налогообложения, уклониться от которой труднее всего и которая вместе с тем доступна для самого слабого правительства, даже если оно ни на что больше не способно.

Джон М. Кейнс, английский экономист

Инфляция как общемировая экономическая проблема наиболее остро стала проявляться в XX в. после отказа от золотого стандарта и распространения инфляционного способа финансирования государственных расходов.

Во всех развитых странах на протяжении XX в. цены повышались. Инфляция захватила развивающиеся страны, многие из которых пережили всплески гиперинфляции. Переход к рыночной экономике ряда стран в конце XX в. вызвал сильные инфляционные тенденции и в этих странах. Актуальной стала проблема инфляции и для России.

Все это вызывает острую необходимость анализа инфляционных процессов, а также возможных вариантов осуществления антиинфляционной политики.

Понятие инфляции и ее виды

Инфляция – это рост общего уровня цен в стране.

В данном определении следует обратить внимание на слово «общего». Важно иметь в виду, что когда мы говорим об инфляции, нас интересует не рост цен на товары или услуги на каких-либо отдельно взятых рынках, а именно общий рост уровня цен.

Инфляция сопровождается обесценением денежной единицы, но это не только денежное явление. Инфляция связана с нарушением равновесного состояния на реальном или на денежном рынке, с психологическими особенностями поведения людей, с политическими причинами и т.п., т.е. инфляцию всегда нужно рассматривать как достаточно сложное, многофакторное явление.

Инфляция бывает очень разной по своему проявлению, динамике развития, поэтому выделяют различные виды инфляции.

Прежде всего важно рассмотреть разновидности инфляции по темпам.

Темп инфляции определяется по формуле:

При этом для определения уровня цен в текущем и базисном году используют ценовые индексы, рассмотренные в гл. 11. Наиболее часто используют дефлятор ВВП или индекс потребительских цен.

Измерив темп инфляции, можно отнести ее к одной из трех разновидностей.

Итак, по темпам инфляция бывает трех видов:

- умеренная (темп до 10% в год);

- галопирующая (темп от 10 до 200% в год);

- гиперинфляция (темп свыше 200% в год).

Такое деление весьма условно, так как конкретная оценка степени инфляции зависит от той ситуации, которая складывается в рассматриваемой стране. В частности, есть много критериев гиперинфляции. Например, американский экономист Кейган представляет свой критерий гиперинфляции: 13 000% в год. Поэтому тому или иному виду инфляции обычно принято давать экономическую характеристику.

Умеренная (ползучая) инфляция – это такая инфляция, при которой сохраняется ценность денег, контракты заключаются в номинальных ценах, низки спекулятивные ожидания на денежном рынке.

Галопирующая инфляция – это такая инфляция, при которой деньги начинают терять свою ценность, а экономические агенты стремятся их переводить в товарные ценности, происходит интенсивная индексация доходов, цен контрактов, нарастают спекулятивные тенденции и инфляционные ожидания.

Гиперинфляция – это такая инфляция, когда в экономике наблюдается «бегство от денег» в реальные ценности, деньги полностью теряют свою ценность, происходит крах существующей денежной системы. В период гиперинфляции темп инфляции может исчисляться тысячами процентов.

Иногда для измерения степени развития инфляционных процессов используют правило величины 70. С его помощью можно подсчитать, через сколько лет произойдет удвоение уровня цен. Для этого необходимо число 70 разделить на показатель инфляции. Например, если инфляция составляет 10%, то удвоение уровня цен произойдет через 7 лет.

Это правило помогает при составлении некоторых макроэкономических прогнозов, дает возможность быстро оценить степень раскручивания инфляционных тенденций.

Помимо деления инфляции по темпам ее развития на три разновидности, существуют и другие критерии классификации инфляции.

По форме проявления инфляцию делят на два вида:

- открытая инфляция;

- подавленная инфляция.

Открытая инфляция – это такая инфляция, которая выражается в видимом росте уровня цен.

Обычно данные по открытой инфляции приводят различные статистические источники, на эту инфляцию ориентируются экономические агенты в своих прогнозах.

Подавленная инфляция – это ситуация, когда цены формально не меняются в силу того, что кто-то поддерживает их на уровне ниже рыночного (обычно их поддерживает государство), но при этом инфляция проявляется в отклонении цен «теневого» сектора экономики от официального, в наличии дефицита, в формировании системы перераспределения товаров, в ухудшении качества товаров и услуг.

По критерию отношения экономических агентов к инфляции ее можно разделить на два вида:

- ожидаемая;

- неожиданная.

Ожидаемая инфляция возникает тогда, когда экономические агенты осознают, что уровень цен растет каждый год с определенной динамикой.

Понимая, что цены растут, экономические агенты начинают закладывать свои инфляционные ожидания в расчеты при формировании цен и заработной платы и таким образом формируются устойчивые инфляционные ожидания, являющиеся дополнительным стимулом для роста уровня цен. Инфляционные ожидания, усиливая инфляцию, придают ей инерционный характер.

Неожиданная инфляция – это внезапный скачок цен, который с точки зрения экономических субъектов является непредсказуемым.

В условиях неожиданной инфляции может сложиться ситуация, когда экономические субъекты начинают несколько снижать свои расходы, рассчитывая, что этот скачок цен носит временный характер, и тогда в результате сокращения платежеспособного спроса цены действительно немного понизятся. Это получило название эффекта Пигу. Однако его возникновение возможно только в странах с относительно низкими устойчивыми темпами инфляции, причем в структуре расходов должны преобладать такие блага, потребление которых можно отложить во времени.

В масштабах национальной экономики инфляционные ожидания обычно оказываются сильнее эффекта Пигу.

Инфляцию можно также классифицировать в зависимости от тех источников, которые ее вызывают. Дело в том, что инфляция – это одно из проявлений макроэкономической нестабильности, т.е. наблюдается нарушение равенства между спросом и предложением, которое превращается в неравенство вида AD > AS. Возникает вопрос: почему наблюдается превышение спроса над предложением? Потому, что увеличился совокупный спрос, или потому, что сократилось совокупное предложение?

Итак, инфляция бывает двух видов:

- инфляция спроса;

- инфляция предложения.

Если причины дисбаланса находятся на стороне совокупного спроса, такую инфляцию называют инфляцией спроса. Ее можно представить графически (рис. 15.1).

На графике видно, что кривая совокупного спроса смещается вправо на промежуточном и вертикальном участках, имеет место рост общего уровня цен, который, однако, на промежуточном отрезке сопровождается ростом реального объема производства, т.е. инфляция спроса может быть положительным явлением, если только темпы роста цен сопоставимы с темпами роста производства. На вертикальном участке развивается инфляция без увеличения реального объема производства.

Что может вызывать инфляцию спроса? Те же причины, которые вызывают смещение кривой совокупного спроса вправо (они были рассмотрены в гл. 12).

Если причины дисбаланса находятся на стороне совокупного предложения, то такая инфляция называется инфляцией предложения. Ее еще называют инфляцией издержек, инфляцией затрат, или стагфляцией. Графически инфляцию предложения можно представить так, как это показно на рис. 15.2.

На графике видно, что кривая совокупного предложения смещается влево, и этот сдвиг вызывает рост цен при сокращении реального объема производства, т.е. инфляция предложения – явление сугубо отрицательное.

Инфляцию предложения вызывают те причины, которые способствовали смещению кривой совокупного предложения влево. Они были рассмотрены в гл. 12.

Следует отметить, что при инфляции предложения рост цен наступает раньше роста денежной массы, что отличает ее от ин- фляции спроса. Растет стоимость сделок, в результате чего увеличивается спрос на деньги, а следовательно, государство увеличивает объем денежной массы.

На практике оба типа инфляции тесно взаимосвязаны, и в экономике одновременно присутствуют причины, вызывающие и инфляцию спроса, и инфляцию предложения.

Наконец, при анализе источников инфляции, ее объяснении различают монетарные и немонетарные источники инфляции, а соответственно, монетарные и немонетарные концепции инфляции.

Монетарные концепции инфляции объясняют инфляцию как чисто денежное явление. Перенасыщение экономики избыточной денежной массой – типичное проявление инфляционных тенденций.

Немонетарные концепции инфляции рассматривают другие ее причины, напрямую не связанные с денежными вопросами, а именно:

- монополизм на рынках основных благ;

- неблагоприятная структура экономики (завышение цен как следствие недостаточного производства жизненно необходимых благ);

- непродуманная политика правительства и т.п.

Очевидно, что монетарные и немонетарные причины инфляции тесно взаимосвязаны, поэтому инфляцию следует анализировать в комплексе, стараясь принимать во внимание все возможные источники ее появления и развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: