Начальный этап работы, первичный контакт с ребенком

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЙ АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ.... 2

Начальный этап работы, первичный контакт с ребенком.. 2

Анализ актуального состояния ребенка. 5

Диагностика психологических особенностей ребенка. 9

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАЗНЫМ ВИДАМ НАСИЛИЯ.. 11

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ЖЕСТОКОСТИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ.. 11

2. МЕТОДИКА «НАРИСУЙ СОН» (Тонг) 16

3. СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ «ПРИЗНАКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ». 17

4. ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ (А. Басс и А. Дарки) 21

5. РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ СИЛЬВЕРА (РТС) 27

6. ГРАФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ (А.И. Копытин) 42

7. МЕТОДИКА «ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ» (ред. и сост. И.Б.Дерманова). 45

8. МЕТОДИКА РЕНЕ ЖИЛЯ.. 48

9. МЕТОДИКА «ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА». 61

10. МЕТОДИКА «СЕМЕЙНЫЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ» (Л. Ф. Бурлачука и С. М. Морозова). 64

11. ШКАЛА ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ.. 71

1 2.МЕТОДИКА «ОСОЗНАННОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЯМИ НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ. ВЫЯВЛЕНИЕ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ У ДЕТЕЙ»…………………………………………………………………………..

План интервью для детей дошкольного и младшего школьного возраста, подвергшихся жестокому обращению, с применением рисунков.

ДИАГНОСТИКА СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ.. 75

ОЦЕНКА РИСКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 82


ОБЩИЙ АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ

Начальный этап работы, первичный контакт с ребенком

Следует помнить о том, что зачастую встреча с психологом является для ребенка первой встречей со специалистами такого рода, причем, как правило, эта встреча происходит в период напряженной адаптации ребенка, когда механизмы психологической зашиты работают в полную силу. Поэтому важно признать право ребенка вести себя при первой встрече осторожно.

Необходимо принимать во внимание возраст ребенка: встречу с дошкольником или младшим школьником лучше начинать с рисования или игры и только после этого перевести разговор на нужную тему (причем делать это надо аккуратно и постепенно). Началом содержательного разговора с детьми более старшего возраста может быть небольшая располагающая беседа. Ребенок может испытывать разные чувства и по-разному выражать их, к этому нужно быть готовым. Лучше позволить ребенку проявить свои чувства, поговорить с ним об этом, если ребенок этого хочет.

В самом начале первой встречи с ребенком обязательно надо представиться, рассказать о роде своих занятий, кратко и доступно объяснить смысл и цели предстоящей работы.

Особого внимания все эти действия заслуживают, если ребенок замкнут, безынициативен, не интересуется происходящим.

Важно также попросить представиться и ребенка и в процессе беседы обращаться к нему по имени как можно чаще.

Работу рекомендуется начинать с обсуждения нейтральных тем, не связанных с травмирующей ситуацией. Темами для беседы могут быть школа, отношения с друзьями, увлечения. Затем следует перейти к дому и семье и лишь потом к чувствам («Что делает тебя счастливым? Когда тебе бывает грустно?»). Важно позволить ребенку самому регулировать последовательность тем беседы, поощрять его свободный монолог, поддерживать при проговаривании вслух любой информации о себе. Рассказы о кризисной ситуации надо поощрять, но, ни в коем случае нельзя заставлять ребенка делать это.

Работая с чувствами ребенка, не надо ограничиваться только прямым вербальным обсуждением эмоций, важно предоставить ребенку возможность выразить свои чувства образно — через рисование, метафоры, ассоциации. От чувств, проявленных на символическом уровне (образы, метафоры, картины, игра и т. п.), следует переходить на когнитивный уровень, структурировать и резюмировать происходящее.

Последовательность произошедшего следует восстанавливать вместе с ребенком, опираясь только на сообщаемые им факты, причем делать это надо на доступном ребенку уровне.

Подростку можно объяснить свою позицию прямо, объяснив ему, что ваши встречи с ним обязательны, что более всего они нужны самому подростку.

В построении контакта с подростками психологу стоит соблюдать следующие условия:

§ подростков следует принимать такими, какие они есть;

§ на протяжении всех встреч нужно оказывать подростку психологическую поддержку, показывать ему его ресурсы;

§ общаться с подростками надо обязательно в ролевой позиции «взрослый-взрослый»;

§ время от времени важно присоединяться к подросткам через свойственные им способы общения (речь, мимику, жесты);

§ необходимо демонстрировать поведение, соответствующее полу психолога;

§ очень важно во время работы обращать внимание подростка на наиболее значимые моменты, резюмировать суть происходящего;

§ следует поощрять и стимулировать спонтанную активность подростка.

Важно описать ребенку (подростку) кризис и его последствия понятными словами, опираясь на факты. Уже на первой встрече важно показать ребенку реалистические перспективы будущего и внушить надежду.

Следует помнить о том, что:

§ Даже двух- и трехлетние дети могут рассказывать о происходящих с ними событиях — точно вспоминать и описывать.

§ Трехлетние дети дают в суде адекватные показания.

§ Дети любого возраста могут говорить нам, что они знают, если задавать им правильные вопросы в подходящей форме.

§ Противоречивость в показаниях детей нормальна.

§ Маленькие дети используют слова в их прямом значении.

§ Маленьким детям очень трудно следить одновременно за двумя или более мыслями.

§ Дети не всегда скажут вам, что они не понимают вопроса.

§ Реакция детей не всегда является ответом на ваш вопрос.

§ Воспроизведение текста по памяти не всегда означает, что ребенок понимает содержание.

§ Дети не способны давать взрослые объяснения своим переживаниям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: