Помимо диагностической работы, направленной на понимание актуального, вызванного кризисом, состояния ребенка, необходимо провести диагностику его общего развития и психологических особенностей.
Подобная диагностика позволяет определить, на каком психологическом возрастном этапе находится ребенок (подросток) (его интеллектуальный уровень и психологический возраст). Без понимания этого невозможно оказывать ребенку эффективную психологическую помощь.
Так, например, травмированный ребенок, у которого наблюдаются отклонения в психическом развитии (гиперактивность, дефицит внимания, задержка темпа психологического развития и т.д.), нуждается в психологической коррекции с преимущественным использованием невербальных двигательных методик (глазодвигательные, дыхательные упражнения, релаксации, упражнения с правилами и т.п.).
Для того чтобы сформулировать программу коррекционной работы с ребенком, необходимо составить представление об уровне развития каждой из его психических функций. При этом важно исследовать каждую функцию с помощью как минимум двух методик. Проведение диагностики также необходимо для определения способности ребенка к адаптации, устойчивости его к стрессу, развития у него копинг-механизмов (механизмов совладания с трудностями и стрессом).
Диагностика, проведенная в начале работы и по ее окончании, является объективным критерием эффективности коррекционной работы психолога и показателем результатов реабилитации ребенка в целом.
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАЗНЫМ ВИДАМ НАСИЛИЯ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ЖЕСТОКОСТИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ