Целью самостоятельных занятий физическими упражнениями является сохранение здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности, коррекции физического развития и телосложения, овладение отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активный отдых, достижение физического совершенства и формирование личностных качеств в процессе этой деятельности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:
• понимание роли самостоятельных занятий в сохранении здоровья, развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
• овладение методами и приемами самоподготовки, самовоспитания, самоконтроля и самосовершенствования студентами в процессе самостоятельных занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений;
• формирование мотивационно-ценностного отношения к самостоятельным занятиям, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
|
|
• знание научно-практических основ самостоятельных занятий, здоровья как социальной ценности и здорового образа жизни;
• обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
• приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для обеспечения высокого уровня здоровья и профессиональных качеств.
Физическая культура в вузе выполняет следующие социальные функции:
• преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку к профессиональной деятельности;
• интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;
• проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных возможностей;
• проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями;
• ценностно-ориентационную, в процессе реализации которой формируются профессиональные и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;
|
|
• коммуникативно-регуляторную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании, наркомании.
По мере того, как студенты определят цель и задачи занятий физическими упражнениями, необходимо подобрать систему средств физической культуры, а также непосредственные формы самостоятельных занятий. Подбор форм самостоятельных занятий зависит от пола, возраста, состояния здоровья, уровня подготовленности занимающихся.
Выделяют следующие направления:
• гигиеническое;
• оздоровительно-рекреативное (оздоровительно – восстанови-
тельное);
• общеподготовительное;
• спортивное;
• профессионально-прикладное;
• лечебное.