double arrow

СТУДЕНТОВ

В процессе самостоятельных занятий студенты должны овладеть сле­дующими знаниями и умениями в области физической культуры:

1) понимать роль физической культуры в развитии человека и под­готовке специалиста;

2) знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

3) овладеть системой практических умений и навыков, обеспечи­вающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизиологических способностей и качеств, самоопределение в физиче­ской культуре;

4) приобрести опыт использования физкультурно-спортивной дея­тельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Требования государственного образовательного стандарта предусмат­ривают овладение теоретическими и практическими разделами. В соответст­вии с этим студент должен освоить систему научно-практических и специ­альных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их адаптивно, твор­чески использовать в личном и профессиональном развитии, самосовершен­ствовании, организации здорового образа жизни.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Объективно оценить эффективность физкультурно-спортивных занятий спортсмена, студента МГТУ ГАв избранном виде двигательной деятельности можно лишь на основе всестороннего учета и анализа следующих показате­лей:

• данных о состоянии здоровья и физическом развитии;

• достигнутых спортивных результатов в избранном виде спорта;

• данных об уровне общей физической подготовленности;

• данных о физической, технической, тактической, специальной психической подготовленности.

Наряду с учетом спортивных результатов, целесообразно анализировать объем и интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок, выпол­няемых студентом. Студента должна интересовать эффективность использо­ванных средств и методов тренировки в конкретных условиях в зависимости от таких основополагающих факторов, как: возраст, физическое развитие, состояние здоровья, особенности физической подготовленности спортсмена.

Важнейшим показателем эффективности тренировочных занятий явля­ется оценка соревновательной деятельности (занятое место, высокий спор­тивный результат, выполнение очередного разряда или звания) и тестовых показателей, зафиксированных у студента в тренировках. Если прослежива­ется неуклонный рост спортивных результатов, значит тренировочный про­цесс организован рационально.

Необходим учет показателей общей физической подготовленности (ОФП) студента. При оценке эффективности спортивных занятий целесо­образно учитывать сдвиги показателей общей физической подготовленности, достигнутые занимающимся. ОФП заключается в развитии комплекса всех физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений. Обычно эти сдвиги заметны по результатам специально разрабо­танных контрольных испытаний. Контрольным испытанием может служить выполнение технических элементов, например, лазание по канату на время - для спринтеров, упражнения на кольцах для прыгуна с шестом, толчок штан­ги определенного веса - для гимнастов, силового элемента из акробатики - для метателя и т.д.

Оправданы контрольные испытания, состоящие из комбинации разно­образных упражнений по принципу многоборья. Важно только, чтобы во всех случаях контрольные испытания избирались с учетом специфики избранного вида спорта и способствовали выявлению слабых сторон подготовленности студента.

Для оценки уровня специальной тренированности студента избираются упражнения с учетом специфики вида спорта, а именно: соответствующие особенностям двигательной деятельности, координационной структуре, фи­зическим качествам, - деятельности сердечно-сосудистой системы, особенно­стям спортивной тактики.

Важно только, чтобы во всех случаях контрольные испытания избира­лись с учетом специфики данного вида спорта и способствовали выявлению слабых сторон его подготовленности.

Существенное значение имеет оценка эффективности различных мето­дов тренировки. Чтобы сделать объективное заключение об этом, исследова­тель должен сопоставить исходные данные спортсмена до применения исследуемого метода, при этом необходимо учитывать тренировки, с конечными данными. После применения исследуемого метода, необходимо учитывать не только уровень достигнутых спортивных ре­зультатов, но и их стабильность, продолжительность периода сохранения спортивной формы, а также степень ответственности соревнований, в кото­рых участвовал спортсмен. Во многих случаях существенное значение имеет не столько достигнутый результат, сколько темпы роста его достижений. Так, например, критериями эффективности деятельности тренера может слу­жить поступательный рост результатов его учеников на протяжении ряда лет спортивной подготовки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: