Эффект масштаба

При использовании многих видов активов возникает экономия, обусловленная ростом масштаба производства (положительный эффект масштаба (есопотies of scale ). В этом случае отношение активов и обязательств к выручке обычно изменяются в иной степени, нежели сама выручка компании. Например, часто розничным продавцам приходится поддерживать некоторый минимальный запас (base stocks) различных товаров, даже если их продажи переживают временный спад. По мере восстановления продаж материально-производственные запасы могут увеличиваться не так быстро, как темпы продаж, поэтому отношение материально-производственных запасов к выручке снижается I/S. Эта ситуация представлена на рис. 4.2б. Мы видим, что отношение материально-производственных запасов к выручке составляет 1,5, или 150%, когда уровень выручки составляет 200 млн рублей, но это отношение снижается до 1,0, когда выручка поднимается до уровня 400 млн рублей.

Отношение, представленное на рис. 4.2б, является линейным, но часто существуют и нелинейные отношения. На самом деле, если фирма использует одну из популярных моделей для определения уровня материально-производственных запасов так называемую модель оптимальной партии заказа (Economic Ordering Quantity. EOQ), темп роста запасов будет равен только квадратному корню из темпа прироста выручки. Подобная ситуация представлена на рис. 4.2в, где скорость прироста материально-производственных запасов убывает по мере роста продаж. Иначе говоря, при крупных объемах поставок даже значительный их дальнейший прирост не потребует крупных инвестиции в запасы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: