Раздел 8. Региональная экономика и управление

66.государственно-территориальное устройство Российской Федерации.

Под государственно-территориальным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая соотношение государства в целом (центральной власти) с его составными частями (регионами). Различают две формы государственно-территориального устройства - унитарную и федеративную.
Унитарное государство - это единое, целостное государство, административно-территориальные единицы которого (области, округа и т. д.) не обладают политической самостоятельностью (не имеют статуса государственных образований)34. Федеративное государство - объединение государственных образований в единое союзное государство, субъекты которого (республики, штаты, земли, кантоны и т. д.) обладают ограниченным суверенитетом. Федеративное устройство нашего государства обусловлено двумя основными факторами: первый - Россия - это многонациональное государство и второй - большая территория и численность населения.,На сегодняшний день правовой основой существования российской государственности являются три основных документа: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративный договор от 31 марта 1992 г. и Конституция РФ, принятая 12 дека В Российской Федерации устанавливается единое общегосударственное гражданство. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой системы права, включающей в себя:
- федеральные нормативно-правовые акты;
- нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации;
- нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.г. В России действует единая система государственной власти, построенная на принципе разделения властей и с учетом федеративного устройства государства. Главой государства выступает Президент РФ. Исполнительная власть представлена Правительством РФ, Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган в стране. Конституционный суд РФ, Верховный суд и Высший арбитражный суд РФ осуществляют высшую судебную власть в РФ. Все акты федеральных органов государственной власти, принятые в пределах их ведения, являются обязательными на всей территории страны Российская Федерация имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн.
Российская Федерация состоит из двадцати одной республики, шести краев, сорока девяти областей, двух городов федерального значения, одной автономной области, десяти автономных округов. Конституционно-правовой статус субъектов федерации устанавливается Конституцией РФ, Федеративным договором, федеральными конституционными законами, конституциями республик, уставами других субъектов федерации, договорами о разграничении предметов ведения и компетенции, иными правовыми актами. Статус субъекта РФ включает в себя совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности. Его статус также зависит от принадлежности ксубъектам.Субъектов РФ обладают своей территорией в пределах административных границ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены по их взаимному согласию.
В-третьих, субъекты РФ обладают собственной системой государственных органов, основывающейся на общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом,48 а также на принципе разделения властей.
В-четвертых, субъекты РФ обладают ограниченной международной правосубъектностью, они вправе осуществлять международные и внешнеэкономические отношения, однако не имеют права требовать дипломатического признания. Международная деятельность субъектов РФ координируется федеральными органами государственной власти
В-пятых, субъекты РФ обладают своей собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения этой собственностью регулируются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
По общему правилу статус субъекта может быть изменен, в соответствии с федеральным конституционным законом, по взаимному согласию РФ и субъекта РФ. Не влечет изменения статуса субъекта изменение его названия, если оно не связанно с изменением вида субъекта. Конституцией также предусмотрена возможность образования в составе РФ нового субъекта и принятия в ее состав нового субъекта. определенному виду субъеков.

67 Территориальная организация общества. Территория как объект управления.

Территориальная организация общества — взаимообусловленное сочетание и функционирование систем расселения, хозяйства и природопользования, систем информации и жизнеобеспечения, административно-территориального устройства и управления, сложившееся на определённом этапе социально-экономического развития.

Территориальная организация общества включает:

· размещение населения и отраслей производственной и непроизводственной сферы, природопользование

· территориальное разделение труда

· экономическое или национально-этническое районирование

· территориально-политическую и административно-территориальную организацию государства

Рациональная территориальная организация общества должна обеспечивать эффективность развития всех территориальных подразделений.

Территория муниципального образования – земли таксономических единиц, городов, поселков, районов, сельских округов, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны (отдыха) и земли, необходимые для развития населения.
Вопросы установления и изменения границ решаются представительным органом самостоятельно с учетом населения, исторических традиций, природных, экономических и демографических факторов. Эти вопросы так же могут решаться по инициативе органов власти субъектов федерации.
Реализация интересов населения как объект управления выражается в решении вопросов местного значения:
1. Принятие уставов и контроль их соблюдения.
2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
3. Местные финансы: формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов.
4. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования.
5. Управление ЖКХ.
6. Коммуникации: энерго, тепло, газоснабжение и канализация.
7. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений образования.
8. Вопросы здравоохранения.
9. Торговля и общепит.
10. Жилищное строительство и градоустройство.
11. Охрана общественного порядка.
12. Переработка отходов.
13. Обеспечение занятости и социальной поддержки населения.
14. Ритуальные услуги.
15. Транспорт и связь.
16. Охрана памятников.
17. Развитие физкультуры и спорта.
18. Охрана окружающей среды.
19. Муниципальные службы, СМИ и информационная безопасность.
20. Пожарная безопасность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: