Раздел 9. Правовые основы государственного и муниципального управления

71 Конституционные основы российского общественного и государственного устройства.

В главе первой Конституции РФ законодательно определены основы конституционного строя и те начала российской государственности, которые даны в характеристике Российского государства.

В каком же государстве мы живем? На этот вопрос дает исчерпывающий ответ Основной Закон нашей страны.

Российская Федерация — Россия — есть демократическое федеративное правовое (п. 1 ст. 1 КРФ) суверенное (п. 1 ст. 4 КРФ) социальное (п. 1 ст. 7) светское (п. 1 ст. 14) государство с республиканской формой правления.

Для демократического государства характерно, что единственным источником власти является многонациональный народ России. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Народ не только избирает органы власти, но имеет право сам участвовать в их работе, контролировать деятельность органов и должностных лиц государственного аппарата и местного самоуправления. О демократизме России свидетельствует наличие широкого спектра прав и свобод граждан, которые не только декларированы, но и реально осуществляются.

Россия — федеративное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования — субъекты федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа — всего 89 субъектов федерации). Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти. Все субъекты РФ между собой равноправны. Кроме Конституции РФ, отношения субъектов РФ с Центром определяются Федеративным Договором: Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, подписанный 31 марта 1992 года.

Россия — правовое государство. Это такое состояние Российского государства, при котором имеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов, чести и достоинства личности, существует наибольшая (в границах реально возможного) обеспеченность прав и свобод человека и гражданина РФ. В правовом государстве обеспечено верховенство закона во всех сферах государственной и общественной жизни, взаимная ответственность государства перед личностью и личности перед государством. Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Свое развитие это положение находит в нормах о свободах и правах человека и гражданина, в предусмотренных Конституцией демократических принципах и институтах, в верховенстве Конституции и в прямом действии конституционных норм. Однако формирование правового государства — процесс сложный и он связан с необходимостью преодоления стереотипов правового нигилизма, повышения правовой культуры государственных служащих и граждан, совершенствования судебной системы и с рядом других факторов политического и правового характера.

Российская Федерация — суверенное государство, носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ. Суверенитет — это такое свойство, а точнее, состояние власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет предполагает независимость государства во внешнеполитической сфере и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних. При всей значимости принципа суверенитета он не рассматривается ныне как неограниченный и абсолютный, а находится в определенных отношениях с другими основополагающими, общепризнанными принципами международного и конституционного права. В сфере внутренних отношений он не должен вступать в противоречие с правами человека и гражданина в том виде, как они провозглашены международным правом. Все конституционные принципы должны согласовываться с правами и свободами человека. Во внешних отношениях суверенитет ограничен рядом общепризнанных принципов международного права, как, например, запретом развязывания войны, обязательствами, взятыми на себя государством как членом международных надгосударственных организаций. Например, Организация Объединенных Наций, Совет Европы и другие.

Российская Федерация — социальное государство. Это значит, что государство берет на себя в объеме своих возможностей обеспечение определенного уровня жизни.своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Социальное государство тесно связано с институтом социально-экономических прав. Оно обеспечивает конституционную гарантию государственной поддержки образования, здравоохранения, социального обеспечения, обеспечения занятости, охраны труда, помощи социальным группам с низкими доходами и т.д. При всей значимости социальной деятельности государства важно видеть тот рубеж, переход которого ведет к снижению активной деятельности людей. Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом не только государства, а также делом ума, рук, инициативы самого человека, его прилежного труда, а государство должно создать для этого условия.

Россия — светское государство, то есть такое государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов. Церковь отделена от государства. В школах — светское образование. Брак регистрируется в органах ЗАГС, т.е. государством. Все религиозные конфессии равны перед законом. Конституция гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания. Принцип светского государства зафиксирован в конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия и др.). Для России правовая, именно конституционная регламентация положения религии в государстве очень важна, так как в России более сорока религиозных конфессий.

Россия — государство с республиканской формой правления. Республика — это форма государства, призванная в максимальной степени обеспечить принцип народовластия. Республика выступает как антипод монархии, диктатуре. Внешнее выражение республиканского государства в том, что все или практически все должностные лица и органы государственной власти и государственного управления избираются гражданами страны и подконтрольны своим гражданам. Республиканская форма правления в XX веке в Европе стала ведущей. Эта форма правления тесно переплетена с институтами демократии. Можно сказать: республиканская форма правления — демократически организованная власть в стране. Известно, что республики бывают разные; президентские, полупрезидентские, парламентские. В Конституции РФ 1993 г. Россия характеризуется как демократическое государство с республиканской формой правления. Такое определение адекватно определению «демократическая республика». Действительно, Конституция РФ содержит все демократические республиканские атрибуты, которые осуществляются в практической политической и государственной жизни России: народ — единственный источник власти, наличие работоспособных представительных органов, всенародно избранный Президент РФ, на демократической основе сформировано Правительство РФ и судебная власть при активном участии Президента, политический плюрализм, соответствующий международным стандартам набор прав и свобод граждан России. По принятой в мире системе оценок Российская Федерация — президентская республика.

К основам конституционного строя относится не только характеристика Российского государства. К ним относятся и основные принципы, ведущие начала (основные правила), лежащие в основе политической системы российского общества, формы правления и государственного устройства, отношений государства и гражданина. Эти принципы, размещенные в первой главе Конституции РФ, определяют все последующее содержание Конституции РФ. Совершенно не случайно первую главу образно называют «конституцией в Конституции». Никакие другие нормы Конституции РФ не должны противоречить основам конституционного строя, то есть тем принципам, которые заложены в первой главе.

В первой главе Конституции РФ закреплены следующие принципы конституционного строя:

— человек, его права и свободы высшая ценность государства (ст. 2 К РФ);

— народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ (ст. 3 КРФ);

— верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России (ст. 4 КРФ);

— целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации, ее государственная целостность (ст. 4, 5 КРФ);

— невозможность лишения гражданства гражданина Российской Федерации, а также лишения его права изменить гражданство (ст. 6 КРФ);

— политика Российского государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 КРФ);

— гарантированность единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8 КРФ);

— разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех трех властей самостоятельны (ст. 10 КРФ);

— разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами (ст. 11 КРФ);

— гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 КРФ);

— идеологическое многообразие, отказ от какой-либо единой государственной или обязательной идеологии (п.п. 1 и 2 ст. 13 КРФ);

— политический плюрализм, многопартийность (п. 3 ст. 13);

— запрещение создания и деятельность общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и других дел, направленных на разрушение Российского государства (п. 5 ст. 13 КРФ);

— отделение религиозных объединений от государства, их равенство перед законом, свобода совести (ст. 14 КРФ);

— Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, пря мое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (п. I ст. 15 КРФ);

— органы государственной власти, органы местного само управления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (п. 2 ст. 15);

— законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются (п. 3ст. 15);

— общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15);

— плюрализм и юридическое равенство всех форм собственности (частной, государственной, муниципальной и иных) (ст. 8 КРФ);

— приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 1 и другие КРФ);

— никакие другие положения настоящей Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (п. 2 ст. 16 КРФ). Перечислено более двадцати принципов. Это далеко не весь перечень принципов, которые содержит Конституция, но названные составляют основу конституционного строя. Попробуйте представить себе — мы отказались от какого-либо или от некоторых принципов и государство Российское переходит в новое качественное состояние. Поэтому там, где речь идет о принципах, нужно с большой осторожностью, очень хорошо подумав и не один раз, только тогда можно ставить вопрос о внесении поправок или о замене тех или иных положений первой главы Конституции РФ, а, следовательно, в остальной текст Конституции и в действующее законодательство.

Именно поэтому предусмотрен и особый порядок внесения поправок (изменений и дополнений) в первую главу Конституции РФ. Основы конституционного строя могут быть отменены, изменены или дополнены только самим народом в ходе референдума либо специально созываемым для этихцелей Конституционным Собранием (ст. 135 КРФ), так как речь идет о пересмотре принципов.

Исходя из изложенного, каждый гражданин Российской Федерации должен выработать в себе правильное, грамотное отношение не только к Конституции РФ в целом, но и к ее первой главе.

Во-первых, знание основ конституционного строя, его принципов в значительной степени облегчает понимание остальных положений Конституции РФ, Конституций и Уставов субъектов РФ.

Во-вторых, знание основ конституционного строя позволит каждому гражданину давать верную оценку законам, иным правовым актам, которые принимаются в России, давать юридически правильную оценку действиям органов государственной власти и управления, местного самоуправления, должностных лиц и отдельных граждан. Знание и понимание принципов поможет отличить произвол от правомерных действий. Ибо законы создаются не для юристов, их должны знать, понимать и ими руководствоваться все граждане страны.

В-третьих, знание и глубокое понимание гражданами основ конституционного строя позволит в тех случаях, когда в действующих законах и других нормативно-правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции РФ, гражданин вправе реализовать свои права, руководствуясь Конституцией, так как Конституция РФ — прямого действия и имеет возможность прибегнуть к защите суда, Конституционного Суда и даже Международного Трибунала.

Без знания и понимания основ конституционного строя затруднительно отстаивать свои права и свободы. Поэтому первая глава Конституции Российской Федерации имеет большое практическое значение не только и может быть не столько для профессиональных юристов и государственных чиновников, сколько для каждого гражданина Российской Федерации. Недобросовестный государственный деятель, недобросовестный юрист предпочли бы, чтобы граждане России не знали и не понимали основ конституционного строя, их принципов

.Конституционно-правовой статус личности и гражданина в РФ.

рава и свободы человека — это понятие, характеризующее круг социальных возможностей личности в экономической, политической и других сферах, которые современные государства обязаны гарантировать. Права и свободы в совокупности с обязанностями и институтом гражданства составляют правовой статус личности человека. При этом права и свободы занимают ведущее место. Ибо именно права и свободы человека и гражданина являются важнейшим институтом современного конституционного права не только в России, но и за рубежом.

Известно, что положения о правах человека были сформулированы еще в Римском праве, когда в 212 году до н.э. римский император Каракалла издал указ о наделении правами римских граждан, всех свободных жителей Римской империи.

Т. Гоббс в своей книге «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.) писал: «В результате общественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу, были перенесены на государя (или государственные органы), на которого была возложена также функция охраны мира и благоденствия. Благо народа — высший закон государства».

Впервые Т. Джефферсон и его соратники в Декларации независимости США (1776 г.) дали классическую формулировку прав человека: «... Все люди созданы и наделены своим создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью».

Современному этапу развития института прав и свобод человека начало положила французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). С этого момента как результат Великой Французской буржуазной революции начал складываться первоначальный каталог гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и другие).

Трагический опыт первой и второй мировых войн, особенно второй, подвел человечество к пониманию того, что без сотрудничества государств, без активного вовлечения в это сотрудничество широких народных масс, без их политической активности все человечество, весь мир остаются беззащитными перед лицом агрессии и произвола, а это значит, что не может быть обеспечена международная безопасность, военная и экологическая. Чтобы народы сыграли свою стабилизирующую роль, нужно, чтобы человек почувствовал себя свободным, независимым, причастным к мировым событиям. У человека должна быть убежденность в своей значимости, что его личная позиция может оказать влияние на судьбы мира. Такая позиция может быть достигнута, если на объективной экономической, политической и правовой основе будут обеспечены права и свободы человека.

Поэтому решающий качественный скачок в развитии института прав и свобод человека произошел во второй половине XX века после создания Организации Объединенных Наций в 1945 г. Уже в Уставе ООН в ст. 55 записано: «С целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организация Объединенных Наций содействует:

а) Повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

в) Разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;

с) Всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, уважение и защита прав и свобод человека — одна из главных целей ООН.

Устав ООН и другие документы положили начало тому, что в развитии института прав и свобод человека приобретает ведущую роль международное право. Ныне действует более ста международно-правовых документов по правам и свободам человека, под многими из которых стоит подпись Российской Федерации. Основополагающими документами являются следующие: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Хельсинкский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) и другие. В этих международно-правовых документах создан масштабный международный стандарт по правам и свободам человека. При этом было обращено внимание и на обязанности. Во Всеобщей Декларации прав человека в ст. 29 уже было записано: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

В России институт прав и свобод человека складывался исторически на основе международных правовых норм, собственных правовых установлений и тех объективных экономических и политических условий, которые имелись в стране. Все Конституции России, начиная с Конституции РСФСР 1918 года, имели разделы о правах, свободах и обязанностях граждан, но впервые права и свободы в соответствии с международными стандартами были записаны в Конституции РСФСР 1978 г.

Отсюда полное определение правового статуса личности — система признанных и закрепленных государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов личности как субъекта права. Права и свободы представляют собой социальные возможности человека и гражданина, признанные и обеспечиваемые государством, выражающие притязания государства к человеку и гражданину, его поведению.!

Есть люди, которые утверждают, что права и свободы не могут дароваться государством, они неотчуждаемы. Человек мол при рождении автоматически наделяется правами и свободами, а дело государства их обеспечивать. Доля истины в этом конечно есть, как и в том, что государство создано людьми для своего обслуживания. Проблема, однако, в другом. В современных условиях ни одно право, ни одна свобода не будут реализованы без зашиты, без организаторской роли государства. Принижение роли государства в реализации прав и свобод человека вредит человеку, реализации его прав и свобод и даже выполнению обязанностей.

Положение с правами человека в конкретной стране — один из основных показателей демократизма данного государства, развития в нем гражданского общества. Концепция прав и свобод человека продолжает развиваться и в теоретическом плане, и в практическом, и правовом. Существенной проблемой по-прежнему остается приведение национальных законодательств, политико-правовой и экономической практики в соответствии с международными стандартами прав и свобод человека. Основные положения правового статуса личности изложены во второй главе Конституции РФ ст.ст. 17-64. Глава очень емкая и в целом соответствует международным стандартам. Конституция устанавливает основные принципы правового статуса личности:

— закрепление прав и свобод, установленных общепризнанными международными актами;

— принцип неотчуждаемости основных прав и свобод личности и принадлежность прав и свобод каждому от рождения;

— равенство прав и свобод человека и гражданина;

— принцип единства прав и обязанностей гражданина;

— недопустимость нарушения прав и свобод других лиц в результате осуществления прав и свобод человека и гражданина;

— непосредственно действующий характер прав и свобод человека и гражданина;

— определяющий характер прав и свобод человека и гражданина по отношению к природе, содержанию и применению за конов, деятельности властных структур государства, органам местного самоуправления;

— обеспечение прав и свобод человека и гражданина, правосудием.

В соответствии с перечисленными принципами, Конституция РФ устанавливает конкретные права, свободы и обязанности. В Конституции РФ они не сгруппированы. В учебных целях мы сгруппируем права, свободы и обязанности.

1. Гражданские, социально-экономические права:

— право на частную собственность, в том числе, на землю (ст. 35 и ст. 36 КРФ);

— свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 КРФ),

— право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 КРФ);

— право на свободный труд (ст. 37 КРФ);

— право на защиту от безработицы (ст. 37 КРФ);

— право на образование (ст. 43 КРФ);

— право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 44 КРФ);

— право на охрану здоровья и на медицинскую помощь (ст. 41 КРФ);

— право на отдых (ст. 37 КРФ);

— право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и др. (ст. 39 КРФ);

— право на жилище (ст. 40 КРФ);

— право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ст. 37 КРФ);

— право на имущество, владение, пользование и распоряжение им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35 КРФ).

2. Политические и общественные права:

— право на равенство перед судом и законом (ст. 19 КРФ);

— право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 КРФ);

— право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 КРФ);

— право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 КРФ);

— право на равный доступ к государственной службе (ст. 32 КРФ);

— право на участие в отправлении правосудия (ст. 32 КРФ);

— право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а так же участвовать в референдумах (ст. 32 КРФ);

— право на личное обращение, а также направление индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 КРФ);

— право на защиту- своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законами (ст. 45 КРФ);

— право на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лип (ст. 46 КРФ);

— право на обращение в межгосударственные органы по за щите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой зашиты (ст. 46 КРФ);

— право на защиту от преступлений и злоупотреблений властью, на доступ к правосудию в этой связи и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 КРФ);

— право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 КРФ).

3. Основные личные права граждан: - право на жизнь (ст. 20 КРФ);

— право на пользование родным языком, на свободный вы бор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26 КРФ);

— право па свободное передвижение, на выбор места пребывания и жительства в РФ (ст. 27 КРФ);

— право на свободный выезд за пределы РФ и беспрепятственное возвращение в РФ (ст. 27 КРФ);

— право на информацию, полученную любым законным способом (ст. 29 КРФ);

— право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно (ст. 48 КРФ);

— право на охрану государством достоинства личности гражданина России (ст. 21 КРФ);

— право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 КРФ);

— право на неприкосновенность частной жизни, личные и семейные тайны, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 КРФ);

— право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 КРФ);

— право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы чело века, если иное не предусмотрено законом (ст. 24 КРФ);

— право на двойное гражданство (ст. 62 КРФ);

— право на неприкосновенность жилища (ст. 25 КРФ);

— право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 КРФ);

— право обвиняемого в совершении преступления на рас смотрение его дела судом с участием присяжных заседа телей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 47 КРФ);

— право на пользование помощью адвоката (ст. 48 КРФ);

— право на презумпцию невиновности (ст. 49 КРФ);

— право на пересмотр приговора вышестоящим судом, на прошение о помиловании или смягчения наказания (ст. 50 КРФ);

— право на определение и указание своей национальной принадлежности (ст. 26 КРФ);

— право на государственную защиту семьи (ст. 38 КРФ);

4. Свободы человека и гражданина:

— свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 КРФ);

— свобода мысли и слова (ст. 29 КРФ);

— свобода массовой информации (ст. 29 КРФ);

. — свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ст. 44 КРФ);

— свобода митингов, шествий, демонстраций, собраний (ст. 31 КРФ,

5. Обязанности человека и гражданина Российской Феде рации:

— строго соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15 КРФ);

— недопустимость нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав и свобод (ст. 17 КРФ);

— каждый обязан не допускать пропаганды и агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ст. 29 КРФ);

— каждый обязан заботиться о своих детях, их воспитании (ст. 38 КРФ);

— трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38 КРФ);

— обязанность получить общее среднее образование (ст. 43 КРФ);

— каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и куль туры (ст. 44 КРФ);

— каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 КРФ);

— каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 КРФ);

— обязанность защищать Отечество — Российскую Федерацию (ст. 59 КРФ);

— обязанность нести военную службу (ст. 59 КРФ).

Мы систематизировали и перечислили основные права, свободы и обязанности человека и гражданина Российской Федерации. Даже из простого перечня ясно, что выполнить все не так просто. Для этого нужно напряжение сил государства и каждого гражданина, для этого нужна мобилизация экономических, культурных и других ресурсов страны. Тем более, что кроме конституционно закрепленных, права и обязанности есть и в других многочисленных законах: в уголовном законодательстве, в гражданском законодательстве, в семейном, административном, экологическим и так далее.

Гарантом реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации выступают:

1) Президент РФ и другие органы государственной власти и государственного управления, органы местного самоуправления.

2) Судебная система и система правоохранительных органов, в том числе прокуратура и другие органы, отвечающие за безопасность страны.

3) Общественно-политические объединения граждан (политические партии, профсоюзные организации и другие), каждый гражданин России в меру своей активности, правовой и политической культуры должен в рамках закона добиваться реализации своих прав и свобод.

4) Продуманная и реалистическая внутренняя и внешняя политика государства, международное сотрудничество в области соблюдения прав и свобод человека.

5) Экономическая система Российской Федерации, ее при родные ресурсы.

Кроме того, по примеру многих стран у нас стали создаваться специальные учреждения по правам человека. Например, Уполномоченный по правам человека при парламенте, Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Комиссия должна составлять ежегодно доклад о соблюдении прав человека в Российской Федерации, в котором должны содержаться оценки состояния прав и свобод человека в России и предложения по их наиболее полной реализации.

Органы и общественные организации сейчас остро ставят вопрос об усилении научной и воспитательной работы по вопросам прав человека. Опыт показывает, чтобы реализовать права, каждый человек должен их знать. Каждый человек должен понимать как реализуются те или иные права и свободы, какие материальные и духовные ресурсы необходимы для их реализации. Речь идет о том, чтобы среди населения Российской Федерации формировали культуру реализации прав и свобод человека, потребность выполнять свои обязанности

73. Гражданство РФ: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: