Дизайнер, його завдання, навички та особливості професійної діяльності

Дизайн как никакой другой вид проектно-художественной деятельности очень тесно связан с такими понятиями как удобство и комфорт. Возникший в усло­виях индустриального производства серийно выпускае­мых, и поэтому недорогих изделий, дизайн с момента своего возникновения был ориентирован главным образом на эстетические и утилитарные запросы массового поку­пателя со средним достатком. То, что изначально явля­лось недостатком массового индустриального производ­ства - многократное повторение внешней формы выпус­каемого изделия - должно было превратиться с помощью дизайна в его достоинство. То, что себе не мог позволить ремесленник, изготавливающий единичные предметы быта, стало содержанием профессии дизайнера - детальный поиск формы изделия, оптимальной с позиции машинного производства, эстетических вкусов и его эксплуатации.

Совместив в себе два таких важных качества, как деше­визна изделия и детальная продуманность его формы, индустриальное формообразование смогло конкурировать с кустарным производством. Ошибка в дизайне, продуб­лированная тысячными тиражами, становилась непрости­тельно дорогой. Поэтому выпуск той или иной модели в современном промышленном производстве требует особой ответственности. И дизайн вооружился специальными знаниями, научными и проектными методами.

Ведущей среди них по праву считается эргономика -. специальная наука, изучающая психо-физиологические и функциональные особенности человека, дающая необ­ходимые параметры для создания комфортной среды оби­тания человека. В дизайне не может быть мелочей, если это касается человека. Так, в современном автомобиле все, начиная от расположения приборов на панели управ­ления, формы руля и педалей, кресел пассажиров и кончая дверной ручкой или пепельницей, является объек­том специального изучения, опытов и многократных про­верок в процессе работы дизайнера. Каждый из этих элементов должен быть не только сам по себе эстетичен и удобен в эксплуатации, все вместе они должны состав­лять единое целое - художественный образ автомобиля, а зачастую через автомобиль и имидж производящей его фирмы. Последнее составляет особую задачу - создание фирменного стиля компании, объединяющего в один яркий запоминающийся образ все, что связано с фирмой, начи­ная от ее традиционных атрибутов - фирменного знака, шрифтового логотипа, интерьеров и одежды служащих и заканчивая внешним видом выпускаемой продукции.

Дизайн и маркетинг

Вместе с эргономическим проектированием состав­ной частью современной работы дизайнера является ана­лиз потребительских качеств изделий и маркетинг.

Работа дизайнера не заканчивается проектом формы будущего изделия. Броский вид изделия - еще далеко не все. Хорошие дизайнеры нередко считают себя подлин­ными представителями потребителей в фирме-производи­тельнице. Отдел сбыта, рассуждают они, стремится по­больше продать, а производственный отдел - снизить себестоимость. Только дизайнеры ставят себя на место покупателей и думают о том, понятно ли назначение товара, удобно ли им пользоваться, какой требуется за ним уход.

Долгое время в технической эстетике все основыва­лось на интуиции и здравом смысле, однако по мере усложнения изделий и роста требовательности покупате­лей процесс все более формализовался. Во многих дизай­нерских отделах сегодня работают специалисты по «че­ловеческим факторам» - промышленные психологи, при­стально изучающие взаимоотношения между товаром и потребителем. Так, крупнейшая компания «Май­крософт корпорейшн» прежде чем приступить к выпуску новой модели компьютерной «мыши», провела обширные исследования с привлечением инженеров, психологов, дизайнеров. Были созданы десятки моделей с вариантами размера, формы, настройки и конфигурации клавишей. Психологи испытывали модели привлечением контрольных групп покупателей, после чего передавали свои рекомен­дации дизайнерам. По мнению компании, игра стоила свеч: выпустив новую модель мыши, она за полгода про­дала больше продукции, чем за несколько предшество­вавших лет.

Процесс дизайнерского проектирования начинается с эскизов вариантов будущего изделия. Затем они срав­ниваются и отбираются наиболее удачные, которые про­ходят дальнейший сравнительный анализ уже на моде­лях и опытных образцах. В процессе исследования образ­цов, анализа потребительского спроса вносятся корректи­ровки. Однако исследования на этом не кончаются. Они продолжаются и после выпуска первой партии изделий, после чего проводится модернизация промышленных образцов. Такой глубокий анализ на разных стадиях проектирования, тесная связь с маркетингом, отличают дизайн от других видов проектно-художественной дея­тельности.

Комплексная организация предметной среды

Современная деятельность дизайнера не ограничи­вается созданием отдельных предметов. В его поле зре­ния сегодня среда в целом - будь то интерьер обществен­ного здания и жилого дома или внешнее пространство -ландшафтный дизайн, дизайн городской среды. Поэтому задача формирования комфортной среды обитания может трактоваться в буквальном смысле. Сравнивая работу дизайнера по организации предметно-пространственной среды с работой художника и архитектора, можно с определенной условностью сказать, что архитектор "орга­низует пространство", подчеркивая его драматургию ар­хитектоникой, формой дверных и оконных проемов, игрой света, цветофактурой отделки поверхностей; художник "работает с плоскостью" в этом пространстве, эстетичес­ки осмысливая ее, внося художественные образы и зна­ки, создавая живописные панно, барельефы и скульпту­ры с учетом их восприятия в среде. Дизайнер же это "пространство оборудует" под определенные функцио­нальные процессы, протекающие здесь, формируя психо­логически и физиологически комфортную для человека среду. Этот вид дизайнерской деятельности получил на­звание "Дизайн архитектурной среды". Сегодня суще­ствуют даже особые типы пространства, которые органи­зуются по законам дизайна, например, салон авиалайне­ра, купе пассажирского поезда, каюта теплохода, кабина батискафа или космического корабля.

Функциональность и рациональность - одна из ос­новных позиций философии дизайна - достижение мак­симального эффекта при минимальных затратах. Не слу­чайно дизайн в исторических исследованиях рассматри­вается в тесной связи с господствующим в н.ХХв. в ряде стран архитектурным стилем «функционализм». И его яркие представители явились пионерами современного дизайна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: