Вместе с эргономическим проектированием составной частью современной работы дизайнера является анализ потребительских качеств изделий и маркетинг.
Работа дизайнера не заканчивается проектом формы
будущего изделия. Броский вид изделия - еще далеко не все. Хорошие дизайнеры нередко считают себя подлинными представителями потребителей в фирме-производительнице. Отдел сбыта, рассуждают они, стремится побольше продать, а производственный отдел - снизить себестоимость. Только дизайнеры ставят себя на место покупателей и думают о том, понятно ли назначение товара, удобно ли им пользоваться, какой требуется за ним уход.
Долгое время в технической эстетике все основывалось на интуиции и здравом смысле, однако по мере усложнения изделий и роста требовательности покупателей процесс все более формализовался. Во многих дизайнерских отделах сегодня работают специалисты по «человеческим факторам» - промышленные психологи, пристально изучающие взаимоотношения между товаром и потребителем. Так, крупнейшая компания «Майкрософт корпорейшн» прежде чем приступить к выпуску новой модели компьютерной «мыши», провела обширные исследования с привлечением инженеров, психологов, дизайнеров. Были созданы десятки моделей с вариантами размера, формы, настройки и конфигурации клавишей. Психологи испытывали модели привлечением контрольных групп покупателей, после чего передавали свои рекомендации дизайнерам. По мнению компании, игра стоила свеч: выпустив новую модель мыши, она за полгода продала больше продукции, чем за несколько предшествовавших лет.
|
|
Процесс дизайнерского проектирования начинается с эскизов вариантов будущего изделия. Затем они сравниваются и отбираются наиболее удачные, которые проходят дальнейший сравнительный анализ уже на моделях и опытных образцах. В процессе исследования образцов, анализа потребительского спроса вносятся корректировки. Однако исследования на этом не кончаются. Они продолжаются и после выпуска первой партии изделий, после чего проводится модернизация промышленных образцов. Такой глубокий анализ на разных стадиях проектирования, тесная связь с маркетингом, отличают дизайн от других видов проектно-художественной деятельности.
(смотри № 20)