Школа Раєвської – Іванової в Харкові. Творчі та педагогічні концепції В. Єрмілова. Основні принципи та особливості підготовки фахівців – дизайнерів в Україні

История возникновения высшей художественнойшколы вХарькове берет начало еще вXVIII веке. Икак любая история, она началась с одной интересной идеи. В. Н. Каразин в своем “Предначертании о Харьковском университете” проектировал устройство при нем двух отделений, из которых одно должно быть посвящено художествам – приятным искусствам. Здесь должны были преподаваться рисование, музыка, танцы, фехтование и верховая езда, а другое– гражданским искусствам– должно было готовить гражданских архитекторов и инженеров. По уставу 1804 г. в Харьковском университете было введенопреподавание приятных искусств (рисования, гравированиямузыки и танцев).

В1869 году,21 февраляоткрывается перваявУкраине частная рисовальная школа М. Д. Раевской-Ивановой. Цель школы не была узко специальной – одних она готовила в Академию или другие художественныешколы, других к художественно-профессиональной деятельности (иконописцев, декораторов, литографов, ретушеров). Главными предметами были рисование и живопись. Рисование начиналось с геометрических фигур и тел, затем рисовали голову, а заканчивалось рисованием человеческой фигуры с гипса. Материалы использовали карандаш, уголь, соус. Живопись начиналась с теоретического ознакомления с основными, составными и дополнительными цветами. Потом расцвечивались акварельно плоские орнаменты. Орнаменты изучались в исторической последовательности стилей. Затем переходили к настоящей живописи: писали и мертвую натуру (натюрморт) и живую (человеческая фигура и портрет). Обыкновенно писали акварелью и масляными красками.

С 1870 года введено преподавание черчения, начиная с геометрического и технического, потом проекционного и кончая архитектурным. С 1886 года введена лепка из глины как вспомогательный предмет для рисования. Также ученикишколы писали театральные декорации. Дляжелающих преподавалась живопись пофарфору, выжигание по дереву и тиснение по коже. Руководителем школы была М. Д. Раевская-Иванова, она преподавала рисование и живопись.

С 1889 года рисование в младших классах вел П. К. Крюков, а в старших – М. Р. Пестриков, живопись преподавалА. П. Романенко. Черчение преподавали С. А. Раевский, С. А. Мартынов, К. К. Маковский, Г. М. Шторх; лепку – С. Р. Бабский, И. И. Якобс. Лекции по анатомии читали доктора Павлов и Знаменский, по истории искусств – А. Н. Бекетов, А. Н. Деревицкий, А. А. Стоянов.

Это были первые этапы зарождения художественной школы в Харькове. Важным представляется отсутствие стихийности в методике обучения школы. Происходит становления системы художественного образования в Харькове. Детей не просто учили что-либо нарисовать. Предлагалась структура практического и теоретического образования. Знания анатомии, черчения, история искусств, архитектуры помогали в раскрытии практического рисования– живописи, рисунка, лепки, театрально-декорационного искусства. В1896 году частнаяшколаМ. Д. Раевской-Ивановой была переименована в городскую художественную школу. Преподавали Пестриков, ученик И. Репина – М. Федоров, и ученик Маковского – К. Пинеев.

В 1912 году происходит долгожданное событие – открытие в Харькове художественного училища, подчиненного Санкт-Петербургской Академии искусств. Работали М. Пестриков, К. Пинеев, М. Федоров. Директором училища назначили О. Любимова. Преподавали ученики Репина, Чистякова, Савицкого, Кардовского – О. Титов, С. Прохоров, Г. Горелов, О. Кокель. Им удалось сберечь и укрепить реалистические академические традиции. После революции 1917 года в 1919 году – Харьковское училище преобразовано в Свободные государственные художественные мастерские (по примеру Петроградских мастерских). В сентябре 1921 года состоялась официальное открытие Харьковского художественного техникума. Такой тип учебных заведений в 20-е годы принадлежал к системе высшего образования. Этот год принято считать годом образования высшей художественной школы в Харькове. В техникуме преподавали Кокель, Прохоров, Федоров, Козлов, Бабинский, Блох.

В 1924 году создано два отделения – живописно-скульптурное и архитектурное. Позже они стали называться факультетами. На живописно- архитектурном факультете были мастерские портрета, графическая (преподавали Падалка и Ермилов), театрально-декорационная (преподавал Хвостенко-Хвостов). Архитектурное отделение готовило художников- архитекторов. Преподавали Жуков, Гинзбург, Николаев, Покорный. Начиная с 1927 года техникум начал выпускать специалистов. Одними из первых были – график Бойченко, скульптор Диндо, архитектор Яновицкий.

В 1927 году был поставлен вопрос о переименовании техникума в институт. В 1929 году название было утверждено. С этого года вуз называется Харьковский художественный институт. В 1930-х годах штат педагогов пополняется новыми талантливыми преподавателями и художниками: Петрицкий, Севери, Косарев, Беседин, Дерегус, Фрадкин, Овчаренко. В 1930-е годы Харьковский институт на четыре года утрачивает статус высшего учебного заведения, но уже в 1938 году было восстановлено прежнее название.

В 1963 году Харьковский художественный институт был преобразован в художественно-промышленный вуз с подготовкой художников промышленного и декорационного профиля. Набор студентов на станковые специальности был приостановлен. Работали: Ермилов, Косарев, Пронин, Юдкевич, Иванов, Тереховский, Федосов, Сыромятников, Константинов, Винокуров, Утевская.

С 1974 года на факультете “Интерьер и оборудование” начинается подготовка художников широкого профиля по монументально-декоративной росписи. В 1982 году было дано разрешение на открытие в институте отделения “станковой живописи”.

В августе 2001 года по распоряжению Кабинета Министров Украины на базе ХУДПРОМа была создана Харьковская государственная академия дизайна и искусств IV уровня аккредитации.

Исследуя историческую последовательность возникновения и становления высшей художественной школы в Харькове, мы видим, что традиции, сложившиеся еще в годы возникновения художественного училища и техникума, принятые позже институтом и наследованные академией, укрепились и обретают сейчас современную окраску, не умаляя достоинств академической фундаментальной базы живописи и рисунка. Фундамент школы был заложен еще в XIX веке. Еще М. Д. Раевская-Иванова сочетала в своей частной школе академические дисциплины рисунка и живописи наряду с декоративными и промышленными дисциплинами. Все практические занятия подкреплялись серьезной теоретической базой. С созданием художественного училища и техникума в Харькове появляются и вырастают серьезные школы на основе графической, театрально-декорационной, живописной архитектурной мастерских. Под руководством таких мастеров как Нарбут, Падалка, Ермилов, Хвостенко-Хвостов– создается творческая элита будущей высшей художественной школы в Харькове. Личностный, индивидуальный подход к обучению студентов формирует у будущих художников, дизайнеров и декораторов творческое мышление в понимании и осознании своей работы.

Ермилов Василий Дмитриевич

Родился в Харькове 9 (21) марта 1894 в семье портного. В 1905–1909 учился в местной школе декоративной живописи и, окончив ее, зарабатывал на жизнь, расписывая интерьеры. В 1910 поступил в Харьковское художественное училище, но, недовольный слишком консервативной системой преподавания, оставил его и занимался в школе-студии Э.А.Штейнберга и А.Н.Грота. Приехав в Москву (1911), на следующий год поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, но быстро бросил (по тем же причинам) и его, после чего посещал студии И.И.Машкова и П.П.Кончаловского. В 1914 вернулся в родной город. Участник Первой (1915–1918) и Второй (1941–1945) мировых войн. Примыкал к харьковской футуристической группе «Семерка» (1918) и «Ассоциации революционного искусства Украины» (АРМУ; с 1927). Испытал влияние В.Е.Татлина.

Творческая зрелость Ермилова совпала с революцией. Занимая с 1919 руководящие посты в системе харьковского художественного образования (под его началом местное училище было преобразовано в 1921 в техникум, по авангардности своей не уступающий московскому Вхутемасу – Высшим художественно-техническим мастерским), будучи также главой изо-секции Украинского телеграфного агенства (УкРОСТА), Ермилов украшал город к массовым политическим мероприятиям, расписывал агитвагоны и рабочие клубы. Наиболее крупные работы такого рода (к примеру, конструктивистская «ростральная колонна», возведенная к 10-летию Октября, 1927) сохранились лишь в виде старых фото. Помимо живописи и дизайна (с 1922 он совмещал их в серии ярких контррельефов или «живописных объектов» из дерева и металла) мастер успешно экспериментировал и в сфере фотомонтажа. Агитационные задачи не мешали этим произведениям существовать и в виде самоценных арт-объектов: так, в серии особого рода «мемориальных досок» (Горки. 1924, галерея Шлегль, Цюрих; и др.) буквы и цифры превратились в изящные этюды абстрактно-геометрической комбинаторики. Дизайнерские эскизы художника (для интерьеров харьковского Дома пионеров, 1934–1935) тоже принимали вид самодостаточных живописных абстракций, красочно-декоративных и, несмотря на скромный масштаб, монументальных. Художественные концепции, жизнь форм брали здесь верх над пропагандой, и в этом смысле обвинения в «формализме», которые сыпались на Ермилова, были по-своему логичны.

В поздний период он продолжал преподавать и работать оформителем (правда, уже не площадей и улиц, а «красных уголков»), время от времени обращаясь и к монументальным, но уже чисто «воображаемым», не рассчитанным на конкретное воплощение проектам (Монумент ленинской эпохи, 1961; проект мемориального музея Пикассо, 1967). Его студия, наглядно сохранившая дух конструктивизма 1920-х годов, притягивала оппозиционно настроенную творческую молодежь.

(+см №15)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: