Баугаус – школа нового типу. Основні етапи розвитку Баугауса (Веймер – Десну – Берлін)

Баухауз - крупнейшее явление в мировой худо­жественной культуре, широко известная архитектур­но-художественная школа, одна из основоположни­ков современного формообразования в дизайне, про­пагандировавшая простоту и рациональность форм, красота и художественная выразительность которых должна вытекать из их практической полезности.

По подобию средневековых сообществ строи­тельства храмов основатель Баухауза Вальтер Гропиус стремился создать подлинное содружество уча­щих и учащихся, собрать воедино все виды художе­ственного творчества. Ведущий педагогогический принцип Баухауз - соединение обучения и ремесла. Между художниками и ремесленниками не существу­ет принципиальной разницы. Художник - высшая сту­пень ремесленника.

Возникновение и становление Баухауз тесно связа­ны с общественным переворотом, начавшимся в конце первой мировой войны. Миропреобразующие идеи Ок­тябрьской социалистической революции в России стали "крестным отцом" Ноябрьской революции 1918 года в Германии, ее гражданско-демократического содержания. В 1919 году, в год основания Баухауз, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис.

Стремление страны, отставшей от многих других, с выходом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обратиться к проблеме качества и конкурентоспособнос­ти промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекцио­низма потребовало обязательного проставления на не­мецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что он сам по себе отвратит английского покупателя. Все это создавало объективные условия поиска но­вых принципов формообразования промышленных това­ров, способных повлиять на изменение этой ситуации.

С другой стороны, Октябрьская революция в Рос­сии, а за ней Ноябрьская революция 1918 года в Герма­нии, вызвали активизацию творческой деятельности, на­правленной на поиск новых революционных идей, акти­визацию политической деятельности, в которой прини­мали активное участие художники, представители ин­теллигенции. Несмотря на то, что в вопросах искусства и мировоззрения пионеры движения "Баухауз" и не при­держивались единых мнений, все же они своими соци­ально определенными целями оказывали сильное влия­ние на духовные споры в области искусства того време­ни. Неизбежно это вело к столкновениям с формировав­шимися реакционными силами реставрации Германии. С первых дней своего существования Баухауз вынужден был отбиваться от нападок консервативного мещанства, шовинистов и последышей свергнутой монархии. После шести лет пребывания в Ваймаре, становившимся опло^ том реакции, Баухауз вынужден был в 1925 году эваку­ироваться в более дружественный Дессау. Но и здесь через семь лет захватившие городскую власть нацисты вытесняют его. В 1932 году Баухауз вынужден пере-браться в Берлин, где он после победы фашизма в 1933 году навсегда прекращает свое существование.

Баухауз в Ваймаре 1919-1925 гг. Основные педагогические принципы

Баухауз был создан в 1919 году в небольшом немец­ком городе Ваймаре (Weimar), культурном центре Сак­сонии, в результате слияния и реорганизации существо­вавших здесь Школы изящных искусств и Академии прикладных искусств как государственное учебное заве­дение нового типа. Первая была создана в 1860 г. как художественная школа преподавания живописи, с 1905 г. - живописи и скульптуры, а с 1910 г. получившей статус высшей школы изобразительных искусств. Вторая, осно­ванная бельгийским художником и архитектором Анри Ван де Вельде, просуществовала с 1907 по 1915 гг.

Основателем и первым директором Баухауз был молодой талантливый берлинский архитектор Вальтер Гропиус (1883-1969). Его замысел состоял в единении в одной школе изобразительного и прикладного искусст-ва в совокупности с архитектурой. 12 апреля 1919 года предложение Гропиуса получило одобрение временно­го правительства Ваймарской республики и вновь об­разованная школа получила имя "Государственный Баухауз в Ваймаре".

JB программе Баухауза Вальтером Гропиусом была поставлена цель создать подлинное содружество учащих и учащихся, собрать воедино все виды художественного творчества по подобию средневековых сообществ строи­тельства храмов - мастеров, подмастерьев и учеников: архитекторов и каменщиков, скульпторов и живописцев, резчиков по камню и дереву, плотников и столяров, ма­стеров витража. Их сплачивал общий труд возведения и украшения собора, длившийся порой десятилетиями и более, труд над объектом, специфическими свойствами которого были духовный смысл и целостность. Они на­кладывали особый отпечаток на весь быт и систему от­ношений внутри этих сообществ, которые в Германии назывались "Баухютте" ("хижина строительства", отсюда и название "Баухауз").

Первые шаги Баухауза были неотделимы от соци­ально-эстетических позиций, принимавшихся и разде­лявшихся его создателями в самом широком плане. От­сюда и пафос первой программы Баухауза, в которой, в частности, говорилось:

«Конечная цель всякой художественной деятельности - здание! Украшение его было когда-то важнейшей за­дачей изобразительных искусств, и они являлись неотъем­лемой частью архитектуры. Сегодня они пребывают в замкнутой обособленности, из которой могут выйти бла­годаря лишь совместной и взаимопроникающей деятель­ности всех творческих работников. Архитекторы, скуль­пторы и живописцы должны заново признать и научить­ся понимать расчлененную форму сооружения в един­стве всех его частей; только тогда они наполнят свои произведения тем архитектоническим духом, который был утерян ими в салонном искусстве.

Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разни­цы между художниками и ремесленниками. Художник лишь высшая ступень ремесленника. Милостью Божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы ма­стерства обязательны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества.

Итак, мы образуем новую гильдию ремесленников без классовых различий, которые воздвигли бы непрео­долимую стену между ремесленниками и художниками!

Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: ар­хитектура, скульптура, живопись, здание, которое, по­добно храмам, возносившимся в небо руками ремеслен­ников, станет кристальным символом новой, грядущей веры».

Таким образом, Гропиус ставил две главные цели учебного и научно-исследовательского объединения:

во-первых, отказ от салонного искусства, возврат к ремеслу и прикладное обучение как основа образования;

во вторых, синтез всех, как называл Гропиус "худо­жественно-производственных дисциплинка, общее худо-жественное произведение -"большой дом".

По этой программе при всех трудностях послевоен­ных лет было начато создание школы нового типа. В качестве преподавателей Гропи^сприглашал людей ода­ренных, творчески смелых, одержимых поиском новых путей развития художественной школы. После пригла­шения соответствующих педагогических кадров, начали создаваться мастерские и получили развитие учебные программы. Первые годы были годами педагогических и художественных поисков и экспериментов.

Обучение в Баухауз начиналось с вводного курса, на- котором учащемуся нужно было приобрести ряд на­выков, которые давали ему возможность научиться об­ращению с материалами, формой, цветом. Этот вводный курс был обязателен для всех, и только тот, кто успешно"** заканчивал его, начинал изучение специальных предме-тов в мастерских мебели, керамики, металла, текстиля, настенной живописи, сценических декораций, графичес-_ кого и фотографического искусства.

Вводный курс Вальтер Гропиус поручил вести мо­лодому швейцарскому художнику Иоганесу Иттену. В своем вводном курсе Иттен, как он пишет в своей книге "Мой форкурс в Баухаузе и других школах" ставились следующие задачи:

Пробудить творческие силы и вместе с ними ху­дожественные способности обучающихся, сделав так, чтобы личные переживания и особенности восприятия каждого определяли своеобразие их работ.

Облегчить студентам выбор их будущей профес­сии. Здесь особенно должны были помочь занятия с раз­личными материалами и их текстурами. Каждый из сту­дентов должен был определить, какой из материалов больше ему по душе, что именно соответствует его твор ческому я - дерево, металл, стекло, камень, глина или
ткань.

Познакомить студентов с основами художествен­ной композиции, без чего нельзя стать профессионалом. Законы формы и цвета открывали им мир объективных начал искусства. Втягиваясь в работу, они постепенно овладевали тем, как научиться в своих произведениях сочетать субъективное и объективное в решении про­блем формы и цвета.

Вместе с Иттеном в Баухаузе с самого начала ра­ботали немецкий скульптор Герхард Маркс и Лайонел Файнингер. В 1921 г. к этой группе присоединился ху­дожник Пауль Клее. После этого все больше и больше людей приходило из абстракционистских группировок: сначала - Оскар Шлеммер в 1921 г., затем в 1922 г. -Василий Кандинский, а в 1923 г. - Моголи-Надь. Сотруд­ничество этих художников отмечено более сильной тенденцией к абстрактному искусству и отражает стадии развития, через которые прошел Баухауз.

Работав мастерских велась под руководством мас­тера (педагоги отказались от академических званий процессоров). Она включала:

органическое формообразование, вытекающее из ремесленного мастерства;

подготовку к сдаче экзаменов на звание подмасте­рья и мастера (последний - только для наиболее выда­ющихся учеников) по цеховому образцу, которые прини­маются Советом мастеров школы, либо специально при­глашенными цеховыми мастерами;

участие обучаемых в личных работах мастеров-преподавателей;

выполнение обучаемыми самостоятельных договор­ных заказа Вальтер Гропиус верно угадывал в архитекторах и художниках разных направлений педагогов-теоретиков и практиков. Паулю Клее была поручена мастерская худо­жественного стекла и семинар для учащихся мастерской художественного текстиля. На венгерского живописца Ласло Моголи-Надь было возложено руководство мас­терской металла. Особая роль была отведена Василию Кандинскому: он вел курс основ формообразования семинары цветоведения и аналитического рисунка, руково­дил мастерской настенной живописи и выполнял обязан­ности заместителя директора Баухауза.

В процессе обучения закладывались принципы функционализма как нового подхода к проектированию любого объекта. Таким образом, претворялся в жизнь девиз: "искусству научить нельзя, научить можно только ремеслу". Студентов тем самым готовили не к келейным занятиям архитектурой и дизайном, а к проектированию., для массового производства. Особые требования предъяви. лялись к знанию производственного процесса.

В основе системы обучения лежала структура средне­вековых ремесленных цехов: "учен^ик-подмастерье-мастер". Деятельность Баухауз носила определенную соци­альную направленность. Формообразование индустриально производимых изделий велось в расчете прежде всего на людей с небольшим достатком. Особое внимание в Бау­хауз уделялось проблемам жилища для рабочих.

Это постоянно раздражало политически консерва­тивные партии. Они резко критиковали Баухауз, зачас­тую прибегая к клевете. Пришедший к власти в 1924 году блок реакционных буржуазных партий, добился пя­тидесятипроцентного сокращения бюджета Баухауз, тем самым сделав дальнейшую работу школы фактически невозможной. 1 апреля 1925 года Совет Мастеров Бауха­уза решил закрыть школу в Ваймаре.

У Баухауз были многочисленные противники среди специалистов и общественности, но было немало и сто­ронников. Вальтер Гропиус получил предложения о пре­доставлении условий для работы из целого ряда городов Германии. Выбор пал на Дессау, куда переехали за ма­лым исключением все мастера и ученики Баухауз.

Баухауз в Дессау 1925-1932 гг.

Переезд из славного своими культурными традици­ями Ваймара в город молодой авиационной и химической промышленности Дессау состоялся весной 1925 года. Здесь Вальтер Гропиус получил возможность спроектировать новую резиденцию Баухауза.

Программа строительства комплекса Баухауз включила возведение главного здания Баухауз с учебными аудиториями, мастерскими, столовой, административны­ми помещениями, студенческим общежитием и домов с мастерскими преподавателей.

Главное здание представляет собой композицию из двух пересекающих друг друга на различных уровнях Г-образных корпусов с производственными мастерскими, учебными аудиториями, административными помещени­ями. Учебно-административные корпуса связываются од­ноэтажным соединительным крылом с шестиэтажным бло­ком интерната. В соединительном крыле помещаются зал для собраний, столовая и сцена, все эти помещения могут образовывать единый зал, в который можно пройти из главного вестибюля школы. Проходы и опоры придают всему комплексу легкость, которую еще больше усили­вают стеклянные стены.

Со строительством собственного здания школы воз­никли благоприятные рабочие условия. Возведенное по проекту Вальтера Гропиуса новое здание было 4 декабря 1926 года при участии тысяч гостей - выдающихся по­литиков, немецких и иностранных архитекторов, худож­ников и ученых, торжественно открыто.

В Дессау, как позже отмечал сам Гропиус, укрепи­лись ваймарские планы развития Баухауза и проясни­лась их социальная значимость. Они нашли во многом свое завершение. Произошло дальнейшее станов­ление педагогической системы и развитие формообразо­вания. Яснее выразилось в учебных курсах обращение к индустриальному производству. Оформился новый обра зовательный профиль - индустриальное формообразова­ ние. Этот период характеризуется также более близким контактом с промышленностью. Деловые связи с промышленностью выражались в том, что новая школа давала промышленности образцы для производства: осветительную арматуру, ковры, ткани и знаменитую мебель из стальных труб.

В октябре 1926 года Баухауз в Дессау был снова признан на государственном уровне и у него появился титул «высшая школа формообразования» с правом при­своения по окончании обучения Баухауз-диплома.

Решение о приеме Баухауз в Дессау было принято на городском Совете 23 марта 1925 года. За это проголо­совали депутаты и члены магистрата от социал-демокра­тической и коммунистической партий Германии (26 голо­сов из 41). Благодаря этой демократической коалиции более семи лет просуществовал Баухауз в Дессау. Одна­ко противники Баухауз сплотились в специально создан­ном для этого буржуазно настроенном объединении и политическое наступление против Баухауз началось с новой силой. Видя, как все растут силы противодей­ствия, впутывающие в столкновение вокруг Баухауза не только местные круги, но и Рейхстаг, Вальтер Гропиус 1 апреля 1928 года покидает Баухауз. Новым директором становится, по еголщеддожен-ию, швейцарский архитек­тор Ханс Майер (1889-1954).

Ханс Майер больше внимания уделяет архитектуре, связи обучения и исследовательской деятельности со стро­ительной практикой^иромышленностью. В это же время Баухауз переносит в свою работу политические и соци­альные идеи революционного рабочего движения. Возни­кает студенческая ячейка коммунистической партии Гер­мании. Все это усилило наступление правых. Летом 1930 года Ханс Майер был уволен по политическим мотивам. Он уезжает с несколькими учениками в Советский Союз.

Архитектор Мис ван дер Роэ (1986-1969), третий директор Баухауз, пытаясь сохранить существование школы, исключил какую-либо политическую деятельность в стенах Баухауз. Под давлением реакции он даже отменил некоторые прогрессивные достижения работы Баухауз. Занятия приблизились снова к академическим формам, которые ограничивали продуктивную работу в мастерских.

Однако, после правительственных выборов осенью 1931 года, на которых правые силы получили дальней­шее усиление, был поставлен вопрос о прекращении вы­деления средств для Баухауз и даже о сломе его здания. В итоге было принято решение - существование Бауха­уз с 1 октября 1932 года прекратить и педагогический персонал уволить.

Баухауз в Берлине 1932-1933 гг.

Людвиг Мис ван дер Роэ делает попытку спасти школу в форме частного института. Баухауз переселил­ся в Берлин и устроился в пустующем здании бывшей^ телефонной фабрики. Почти весь преподавательский пер­сонал и студенты прибыли в Берлин. С переменой места появились новые надежды: возможностей в крупном сто­личном городе было гораздо больше, чем в «глухой ду­хоте маленького города». Однако, после прихода фаши­стской диктатуры, судьба Баухауз была предрешена. 11 апреля 1933 года полиция произвела обыск в здании школы под предлогом, что здесь находится коммуниста ческая литература. Присутствующие педагоги и студен­ты, которые не смогли предъявить свои документы, были забраны в полицию. Здание было опечатано. 20 июля 1933 года Совет педагогов решил - как и когда-то в Ваймаре - Баухауз ликвидировать.

Среди наиболее известных произведений Баухауза в области архитектуры и дизайна - дом «Ам Хорн» в Вай­маре; здание Баухауза, ряд жилых домов, Биржа труда и поселок Тортен в Дессау - классические образцы функци­онализма в архитектуре; модернистские скульптурные композиции О.Шлеммера и абстрактная живопись В.Кан­динского, проектируемая в синтезе с архитектурой инте­рьера; современная по сей день посуда из металла и керамики Т.Боглера и М.Брандта. Известны во всем мире * такие шедевры дизайна, как настольная лампа В.Ва генфелда, Баухауз-шахматы Ю.Хартвига, выпускаемые до'сизтор, и одно_йа._самых престижных в современных интерьерах офисов - кресло «Василий» М.Бройера ji3 никелированных стальных труб.

В разные годы в Баухауз преподавали Иоганнес Иттен, Георг Мухе, Оскар Шлеммер, Василий Кандинс­кий, Ласло Моголи-Надь, Пауль Клее, Юст Шмидт, Юзеф Альберс. Директорами Баухауз были Вальтер Гропиус (1919- 1928 гг.), Ханс Майер (1928-1930гг.), Л.Мис ван дер Роэ (1930-1933 гг.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: