Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Баугаус – школа нового типу. Основні етапи розвитку Баугауса (Веймер – Десну – Берлін)




Баухауз - крупнейшее явление в мировой худо­жественной культуре, широко известная архитектур­но-художественная школа, одна из основоположни­ков современного формообразования в дизайне, про­пагандировавшая простоту и рациональность форм, красота и художественная выразительность которых должна вытекать из их практической полезности.

По подобию средневековых сообществ строи­тельства храмов основатель Баухауза Вальтер Гропиус стремился создать подлинное содружество уча­щих и учащихся, собрать воедино все виды художе­ственного творчества. Ведущий педагогогический принцип Баухауз - соединение обучения и ремесла. Между художниками и ремесленниками не существу­ет принципиальной разницы. Художник - высшая сту­пень ремесленника.

Возникновение и становление Баухауз тесно связа­ны с общественным переворотом, начавшимся в конце первой мировой войны. Миропреобразующие идеи Ок­тябрьской социалистической революции в России стали "крестным отцом" Ноябрьской революции 1918 года в Германии, ее гражданско-демократического содержания. В 1919 году, в год основания Баухауз, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис.

Стремление страны, отставшей от многих других, с выходом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обратиться к проблеме качества и конкурентоспособнос­ти промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекцио­низма потребовало обязательного проставления на не­мецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что он сам по себе отвратит английского покупателя. Все это создавало объективные условия поиска но­вых принципов формообразования промышленных това­ров, способных повлиять на изменение этой ситуации.

С другой стороны, Октябрьская революция в Рос­сии, а за ней Ноябрьская революция 1918 года в Герма­нии, вызвали активизацию творческой деятельности, на­правленной на поиск новых революционных идей, акти­визацию политической деятельности, в которой прини­мали активное участие художники, представители ин­теллигенции. Несмотря на то, что в вопросах искусства и мировоззрения пионеры движения "Баухауз" и не при­держивались единых мнений, все же они своими соци­ально определенными целями оказывали сильное влия­ние на духовные споры в области искусства того време­ни. Неизбежно это вело к столкновениям с формировав­шимися реакционными силами реставрации Германии. С первых дней своего существования Баухауз вынужден был отбиваться от нападок консервативного мещанства, шовинистов и последышей свергнутой монархии. После шести лет пребывания в Ваймаре, становившимся опло^ том реакции, Баухауз вынужден был в 1925 году эваку­ироваться в более дружественный Дессау. Но и здесь через семь лет захватившие городскую власть нацисты вытесняют его. В 1932 году Баухауз вынужден пере-браться в Берлин, где он после победы фашизма в 1933 году навсегда прекращает свое существование.




Баухауз в Ваймаре 1919-1925 гг. Основные педагогические принципы

Баухауз был создан в 1919 году в небольшом немец­ком городе Ваймаре (Weimar), культурном центре Сак­сонии, в результате слияния и реорганизации существо­вавших здесь Школы изящных искусств и Академии прикладных искусств как государственное учебное заве­дение нового типа. Первая была создана в 1860 г. как художественная школа преподавания живописи, с 1905 г. - живописи и скульптуры, а с 1910 г. получившей статус высшей школы изобразительных искусств. Вторая, осно­ванная бельгийским художником и архитектором Анри Ван де Вельде, просуществовала с 1907 по 1915 гг.

Основателем и первым директором Баухауз был молодой талантливый берлинский архитектор Вальтер Гропиус (1883-1969). Его замысел состоял в единении в одной школе изобразительного и прикладного искусст-ва в совокупности с архитектурой. 12 апреля 1919 года предложение Гропиуса получило одобрение временно­го правительства Ваймарской республики и вновь об­разованная школа получила имя "Государственный Баухауз в Ваймаре".

JB программе Баухауза Вальтером Гропиусом была поставлена цель создать подлинное содружество учащих и учащихся, собрать воедино все виды художественного творчества по подобию средневековых сообществ строи­тельства храмов - мастеров, подмастерьев и учеников: архитекторов и каменщиков, скульпторов и живописцев, резчиков по камню и дереву, плотников и столяров, ма­стеров витража. Их сплачивал общий труд возведения и украшения собора, длившийся порой десятилетиями и более, труд над объектом, специфическими свойствами которого были духовный смысл и целостность. Они на­кладывали особый отпечаток на весь быт и систему от­ношений внутри этих сообществ, которые в Германии назывались "Баухютте" ("хижина строительства", отсюда и название "Баухауз").



Первые шаги Баухауза были неотделимы от соци­ально-эстетических позиций, принимавшихся и разде­лявшихся его создателями в самом широком плане. От­сюда и пафос первой программы Баухауза, в которой, в частности, говорилось:

«Конечная цель всякой художественной деятельности - здание! Украшение его было когда-то важнейшей за­дачей изобразительных искусств, и они являлись неотъем­лемой частью архитектуры. Сегодня они пребывают в замкнутой обособленности, из которой могут выйти бла­годаря лишь совместной и взаимопроникающей деятель­ности всех творческих работников. Архитекторы, скуль­пторы и живописцы должны заново признать и научить­ся понимать расчлененную форму сооружения в един­стве всех его частей; только тогда они наполнят свои произведения тем архитектоническим духом, который был утерян ими в салонном искусстве.

Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разни­цы между художниками и ремесленниками. Художник лишь высшая ступень ремесленника. Милостью Божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы ма­стерства обязательны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества.

Итак, мы образуем новую гильдию ремесленников без классовых различий, которые воздвигли бы непрео­долимую стену между ремесленниками и художниками!

Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: ар­хитектура, скульптура, живопись, здание, которое, по­добно храмам, возносившимся в небо руками ремеслен­ников, станет кристальным символом новой, грядущей веры».

Таким образом, Гропиус ставил две главные цели учебного и научно-исследовательского объединения:

во-первых, отказ от салонного искусства, возврат к ремеслу и прикладное обучение как основа образования;

во вторых, синтез всех, как называл Гропиус "худо­жественно-производственных дисциплинка, общее худо-жественное произведение -"большой дом".

По этой программе при всех трудностях послевоен­ных лет было начато создание школы нового типа. В качестве преподавателей Гропи^сприглашал людей ода­ренных, творчески смелых, одержимых поиском новых путей развития художественной школы. После пригла­шения соответствующих педагогических кадров, начали создаваться мастерские и получили развитие учебные программы. Первые годы были годами педагогических и художественных поисков и экспериментов.

Обучение в Баухауз начиналось с вводного курса, на- котором учащемуся нужно было приобрести ряд на­выков, которые давали ему возможность научиться об­ращению с материалами, формой, цветом. Этот вводный курс был обязателен для всех, и только тот, кто успешно"** заканчивал его, начинал изучение специальных предме-тов в мастерских мебели, керамики, металла, текстиля, настенной живописи, сценических декораций, графичес-_ кого и фотографического искусства.

Вводный курс Вальтер Гропиус поручил вести мо­лодому швейцарскому художнику Иоганесу Иттену. В своем вводном курсе Иттен, как он пишет в своей книге "Мой форкурс в Баухаузе и других школах" ставились следующие задачи:

Пробудить творческие силы и вместе с ними ху­дожественные способности обучающихся, сделав так, чтобы личные переживания и особенности восприятия каждого определяли своеобразие их работ.

Облегчить студентам выбор их будущей профес­сии. Здесь особенно должны были помочь занятия с раз­личными материалами и их текстурами. Каждый из сту­дентов должен был определить, какой из материалов больше ему по душе, что именно соответствует его твор ческому я - дерево, металл, стекло, камень, глина или
ткань.

Познакомить студентов с основами художествен­ной композиции, без чего нельзя стать профессионалом. Законы формы и цвета открывали им мир объективных начал искусства. Втягиваясь в работу, они постепенно овладевали тем, как научиться в своих произведениях сочетать субъективное и объективное в решении про­блем формы и цвета.

Вместе с Иттеном в Баухаузе с самого начала ра­ботали немецкий скульптор Герхард Маркс и Лайонел Файнингер. В 1921 г. к этой группе присоединился ху­дожник Пауль Клее. После этого все больше и больше людей приходило из абстракционистских группировок: сначала - Оскар Шлеммер в 1921 г., затем в 1922 г. -Василий Кандинский, а в 1923 г. - Моголи-Надь. Сотруд­ничество этих художников отмечено более сильной тенденцией к абстрактному искусству и отражает стадии развития, через которые прошел Баухауз.

Работав мастерских велась под руководством мас­тера (педагоги отказались от академических званий процессоров). Она включала:

органическое формообразование, вытекающее из ремесленного мастерства;

подготовку к сдаче экзаменов на звание подмасте­рья и мастера (последний - только для наиболее выда­ющихся учеников) по цеховому образцу, которые прини­маются Советом мастеров школы, либо специально при­глашенными цеховыми мастерами;

участие обучаемых в личных работах мастеров-преподавателей;

выполнение обучаемыми самостоятельных договор­ных заказа Вальтер Гропиус верно угадывал в архитекторах и художниках разных направлений педагогов-теоретиков и практиков. Паулю Клее была поручена мастерская худо­жественного стекла и семинар для учащихся мастерской художественного текстиля. На венгерского живописца Ласло Моголи-Надь было возложено руководство мас­терской металла. Особая роль была отведена Василию Кандинскому: он вел курс основ формообразования семинары цветоведения и аналитического рисунка, руково­дил мастерской настенной живописи и выполнял обязан­ности заместителя директора Баухауза.

В процессе обучения закладывались принципы функционализма как нового подхода к проектированию любого объекта. Таким образом, претворялся в жизнь девиз: "искусству научить нельзя, научить можно только ремеслу". Студентов тем самым готовили не к келейным занятиям архитектурой и дизайном, а к проектированию., для массового производства. Особые требования предъяви. лялись к знанию производственного процесса.

В основе системы обучения лежала структура средне­вековых ремесленных цехов: "учен^ик-подмастерье-мастер". Деятельность Баухауз носила определенную соци­альную направленность. Формообразование индустриально производимых изделий велось в расчете прежде всего на людей с небольшим достатком. Особое внимание в Бау­хауз уделялось проблемам жилища для рабочих.

Это постоянно раздражало политически консерва­тивные партии. Они резко критиковали Баухауз, зачас­тую прибегая к клевете. Пришедший к власти в 1924 году блок реакционных буржуазных партий, добился пя­тидесятипроцентного сокращения бюджета Баухауз, тем самым сделав дальнейшую работу школы фактически невозможной. 1 апреля 1925 года Совет Мастеров Бауха­уза решил закрыть школу в Ваймаре.

У Баухауз были многочисленные противники среди специалистов и общественности, но было немало и сто­ронников. Вальтер Гропиус получил предложения о пре­доставлении условий для работы из целого ряда городов Германии. Выбор пал на Дессау, куда переехали за ма­лым исключением все мастера и ученики Баухауз.

Баухауз в Дессау 1925-1932 гг.

Переезд из славного своими культурными традици­ями Ваймара в город молодой авиационной и химической промышленности Дессау состоялся весной 1925 года. Здесь Вальтер Гропиус получил возможность спроектировать новую резиденцию Баухауза.

Программа строительства комплекса Баухауз включила возведение главного здания Баухауз с учебными аудиториями, мастерскими, столовой, административны­ми помещениями, студенческим общежитием и домов с мастерскими преподавателей.

Главное здание представляет собой композицию из двух пересекающих друг друга на различных уровнях Г-образных корпусов с производственными мастерскими, учебными аудиториями, административными помещени­ями. Учебно-административные корпуса связываются од­ноэтажным соединительным крылом с шестиэтажным бло­ком интерната. В соединительном крыле помещаются зал для собраний, столовая и сцена, все эти помещения могут образовывать единый зал, в который можно пройти из главного вестибюля школы. Проходы и опоры придают всему комплексу легкость, которую еще больше усили­вают стеклянные стены.

Со строительством собственного здания школы воз­никли благоприятные рабочие условия. Возведенное по проекту Вальтера Гропиуса новое здание было 4 декабря 1926 года при участии тысяч гостей - выдающихся по­литиков, немецких и иностранных архитекторов, худож­ников и ученых, торжественно открыто.

В Дессау, как позже отмечал сам Гропиус, укрепи­лись ваймарские планы развития Баухауза и проясни­лась их социальная значимость. Они нашли во многом свое завершение. Произошло дальнейшее станов­ление педагогической системы и развитие формообразо­вания. Яснее выразилось в учебных курсах обращение к индустриальному производству. Оформился новый обра зовательный профиль - индустриальное формообразова­ ние. Этот период характеризуется также более близким контактом с промышленностью. Деловые связи с промышленностью выражались в том, что новая школа давала промышленности образцы для производства: осветительную арматуру, ковры, ткани и знаменитую мебель из стальных труб.

В октябре 1926 года Баухауз в Дессау был снова признан на государственном уровне и у него появился титул «высшая школа формообразования» с правом при­своения по окончании обучения Баухауз-диплома.

Решение о приеме Баухауз в Дессау было принято на городском Совете 23 марта 1925 года. За это проголо­совали депутаты и члены магистрата от социал-демокра­тической и коммунистической партий Германии (26 голо­сов из 41). Благодаря этой демократической коалиции более семи лет просуществовал Баухауз в Дессау. Одна­ко противники Баухауз сплотились в специально создан­ном для этого буржуазно настроенном объединении и политическое наступление против Баухауз началось с новой силой. Видя, как все растут силы противодей­ствия, впутывающие в столкновение вокруг Баухауза не только местные круги, но и Рейхстаг, Вальтер Гропиус 1 апреля 1928 года покидает Баухауз. Новым директором становится, по еголщеддожен-ию, швейцарский архитек­тор Ханс Майер (1889-1954).

Ханс Майер больше внимания уделяет архитектуре, связи обучения и исследовательской деятельности со стро­ительной практикой^иромышленностью. В это же время Баухауз переносит в свою работу политические и соци­альные идеи революционного рабочего движения. Возни­кает студенческая ячейка коммунистической партии Гер­мании. Все это усилило наступление правых. Летом 1930 года Ханс Майер был уволен по политическим мотивам. Он уезжает с несколькими учениками в Советский Союз.

Архитектор Мис ван дер Роэ (1986-1969), третий директор Баухауз, пытаясь сохранить существование школы, исключил какую-либо политическую деятельность в стенах Баухауз. Под давлением реакции он даже отменил некоторые прогрессивные достижения работы Баухауз. Занятия приблизились снова к академическим формам, которые ограничивали продуктивную работу в мастерских.

Однако, после правительственных выборов осенью 1931 года, на которых правые силы получили дальней­шее усиление, был поставлен вопрос о прекращении вы­деления средств для Баухауз и даже о сломе его здания. В итоге было принято решение - существование Бауха­уз с 1 октября 1932 года прекратить и педагогический персонал уволить.

Баухауз в Берлине 1932-1933 гг.

Людвиг Мис ван дер Роэ делает попытку спасти школу в форме частного института. Баухауз переселил­ся в Берлин и устроился в пустующем здании бывшей^ телефонной фабрики. Почти весь преподавательский пер­сонал и студенты прибыли в Берлин. С переменой места появились новые надежды: возможностей в крупном сто­личном городе было гораздо больше, чем в «глухой ду­хоте маленького города». Однако, после прихода фаши­стской диктатуры, судьба Баухауз была предрешена. 11 апреля 1933 года полиция произвела обыск в здании школы под предлогом, что здесь находится коммуниста ческая литература. Присутствующие педагоги и студен­ты, которые не смогли предъявить свои документы, были забраны в полицию. Здание было опечатано. 20 июля 1933 года Совет педагогов решил - как и когда-то в Ваймаре - Баухауз ликвидировать.

Среди наиболее известных произведений Баухауза в области архитектуры и дизайна - дом «Ам Хорн» в Вай­маре; здание Баухауза, ряд жилых домов, Биржа труда и поселок Тортен в Дессау - классические образцы функци­онализма в архитектуре; модернистские скульптурные композиции О.Шлеммера и абстрактная живопись В.Кан­динского, проектируемая в синтезе с архитектурой инте­рьера; современная по сей день посуда из металла и керамики Т.Боглера и М.Брандта. Известны во всем мире * такие шедевры дизайна, как настольная лампа В.Ва генфелда, Баухауз-шахматы Ю.Хартвига, выпускаемые до'сизтор, и одно_йа._самых престижных в современных интерьерах офисов - кресло «Василий» М.Бройера ji3 никелированных стальных труб.

В разные годы в Баухауз преподавали Иоганнес Иттен, Георг Мухе, Оскар Шлеммер, Василий Кандинс­кий, Ласло Моголи-Надь, Пауль Клее, Юст Шмидт, Юзеф Альберс. Директорами Баухауз были Вальтер Гропиус (1919- 1928 гг.), Ханс Майер (1928-1930гг.), Л.Мис ван дер Роэ (1930-1933 гг.).





Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 836; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8840 - | 7189 - или читать все...

Читайте также:

 

34.204.194.190 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.