double arrow

Правительство Великобритании. Состав, порядок формирования, функции, полномочия


Правительство Великобритании, как и многие другие институты власти, сохраняет на себе печать традиционности уклада жизни британского общества. Это проявляется и в порядке формирования правительства, и в его структуре и процедурах деятельности.

Правительство состоит из Премьер-министра и министров короны. Премьер-министр (официальное наименование этой должности – Первый лорд казначейства) назначается монархом самостоятельно в соответствии с монаршими прерогативами. Но в соответствии с конституционным соглашением монарх назначает Премьер-министром лидера партии, получившей большинство мест на парламентских выборах. Следует отметить, что выборы лидера различны у консерваторов и лейбористов. Лидера Консервативной партии избирают члены парламентской фракции, а лидер лейбористов избирается ежегодно на собрании представителей профсоюзов (40% голосов), окружных партийных организаций (30%) и членов Палаты общин (30%).

Лидер приглашается королевой на прием и представляется Королева, только что перед этим принявшая отставку прежнего правительства, поручает новому Премьер-министру сформировать правительство.




Вновь назначенный Премьер-министр представляет королеве кандидатуры для назначения на должности министров. Кандидатуры отбираются из состава обеих палат парламента, как правило, из депутатов правящей партии. В количественном отношении правительство состоит из 80–90 министров, которые образуют несколько групп. В первую входят главы отдельных министерств. Вторую группу составляют министры без портфеля и члены правительства, занимающие различные традиционные должности: например, лорд – председатель совета, лорд – хранитель печати. На них возлагается выполнение особых функций. В третью группу входят государственные министры – заместители министров наиболее крупных министерств. Самостоятельную группу образуют так называемые младшие министры – парламентские секретари, назначаемые для обеспечения связей министров с парламентом.

Среди членов правительства выделяется более узкий круг должностных лиц, 20-30 чел., именуемый Кабинетом. В состав Кабинета входят, как правило, сам Премьер-министр, канцлер казначейства, государственные секретари внутренних дел, обороны, а также министры без портфеля. Кабинет существует в соответствии с конституционным обычаем.

Выделяется еще и “внутренний кабинет” – это министры, пользующиеся особым доверием Премьер-министра и собирающиеся примерно один раз в неделю в резиденции Премьер-министра на Даунинг-стрит, 10, в Лондоне. Внутренний кабинет принимает решения от имени всего Кабинета. При необходимости численный и персональный состав внутреннего кабинета может меняться по усмотрению Премьер-министра.



К числу основных функций правительства (Кабинета министров) относятся:

- определение политического курса государства, выносимого на утверждение парламента;

- контроль за деятельностью органов исполнительной власти в плане ее соответствия политической линии, определенной парламентом;

- координация деятельности министерств и ведомств и др.

Следует отметить, что ключевой фигурой в системе исполнительной власти (можно сказать, даже во всей системе власти) является Премьер-министр. Хотя его функции законодательно не определены, они вытекают из политических традиций и конституционных соглашений. Роль Премьер-министра в принятии решений правительством (Кабинетом министров) столь велика, что сегодня “кабинетную систему” иногда называют правительством Премьер-министра.

Премьер-министр фактически сносится с королевой. Он представляет на подпись монарху правовые акты и сам их контрасигнует, вносит монарху предложение о роспуске Палаты общин, самостоятельно назначает парламентские выборы.

Правительство осуществляет нормотворческую деятельность. Принимаемые им акты можно подразделить на две группы: акты подзаконного характера и акты делегированного законодательства – причем последних принимается значительно больше, чем законов. За этими актами устанавливается парламентский контроль. Они должны быть обязательно представлены парламенту. Широкое распространение получила и субделегация, когда министры поручают (делегируют) издание актов руководителям нижестоящих ведомств. Данные акты принимаются от имени отдельных министров.



Дэвид Кэмерон (род. в октябре 1966 г.) – самый молодой Премьер-министр страны за последние 200 лет. В его жилах течет “голубая кровь”. Специалисты утверждают, что Кэмерон – прямой потомок короля Вильгельма IV по материнской линии, а стало быть, дальний родственник Елизаветы II.

Как и многие его предшественники – премьеры Британии, Кэмерон учился в элитной частной школе страны, в Итоне. Далее изучал политику и экономику в Оксфорде.

В 2005 г. Кэмерон стал лидером партии тори. Он изменил имидж консерваторов. Старейшая партия Британии умирала, так что Кэмерон принялся ее реформировать. Партию аристократов и банкиров он превратил в партию “обездоленных”. Это было его политическим кредо.

Он женат на Саманте Гвендолин Шеффилд, прямой наследнице британских королей из династии Стюартов. У Кэмеронов двое детей (третий ожидается в сентябре).

Характер нового премьера не сугубо “английский”. Кэмерон умеет быть открытым, заразительно смеяться, излучает оптимизм и запросто общается с народом.

Партнер Д. Кэмерона по коалиции, вице-премьер Николас Уильям Питер Клегг родился в 1967 г. Его отец наполовину русский. Бабушка Клегга Александра Муллен бежала из Санкт-Петербурга после революции. Она была дочерью Игнатия Закревского, обер-прокурора первого департамента Сената.

Н. Клегг владеет голландским, французским, немецким и испанским языками. Испанский выучил, когда ухаживал за испанкой Мириам Гонсалес Дюрантес. Они поженились, Мириам родила ему троих сыновей.

После недолгого, хотя вполне успешного, журналистского опыта Клегг занялся политикой и несколько лет проработал в Европейской комиссии. Был депутатом Европарламента. В 2007 г. либеральные демократы избрали его своим лидером.

Правительство лейбористов за 13 лет провело весьма значительные реформы: было предоставлено самоуправление Шотландии и Уэльсу, реформирована Палата лордов, подписано мирное соглашение с Северной Ирландией.

В стране разрешается многое из того, что прежде было запрещено: регистрация однополых браков и защита прав сексуальных меньшинств, назначение женщин на посты священнослужителей, темнокожие назначаются теперь гвардейцами Букингемского дворца.

Конечно же, есть и проблемы: усиливается расслоение общества на богатых и бедных, увеличиваются очереди в поликлиниках и больницах, растут налоги, вдвое возрос уровень преступности. Какие шаги предпримет коалиционное правительство?

Для обеспечения выполнения правительством своих функций создаются различного рода вспомогательные органы (комитеты, секретариаты, комиссии). Они функционируют при Премьер-министре и при каждом министре и специализируются в нескольких сферах деятельности.

Еще одна особенность системы государственного управления Великобритании состоит в том, что в стране существует так называемое постоянное правительство, т.е. аппарат профессиональных государственных служащих, практически не меняющийся с приходом нового премьера. Численность государственных чиновников в центре и на местах составляет примерно 1,5 млн чел.

Существует 13 служебных рангов, от административного помощника до постоянного секретаря министерства. Варьируется и оплата – от 8 тыс. до 80 тыс. ф. ст. в год. Должности замещаются, как правило, выпускниками Оксфорда или Кембриджа. Для замещения должностей проводятся экзамены. К государственным служащим предъявляется ряд требований. Так, они могут состоять в партиях, но не могут участвовать в активной политической жизни. Им запрещено баллотироваться в представительные органы власти. Все они служат не партии, а королеве.

Во взаимоотношениях правительства с парламентом можно выделить еще один немаловажный аспект – фактический контроль исполнительной власти за законодательной деятельностью парламента. Он осуществляется посредством того, что правительство составляет повестку дня, определяет процедуру заседаний, регулирует время дебатов и т.д. Кроме того, правительством назначаются и партийные организаторы (“кнуты”), обеспечивающие партийную дисциплину в парламенте.

Особенность системы власти в Великобритании – признание и даже поддержка оппозиции. В сфере исполнительной власти это проявляется в существовании так называемого теневого кабинета министров. Роль “теневого кабинета” состоит в том, что он формулирует альтернативную позицию по отношению к официальной и тем самым способствует выработке такого политического курса, который более или менее адекватно отражает общественные потребности.

Деятельность правительства носит закрытый характер. Согласно закону с протоколами заседаний правительства можно ознакомиться не ранее чем через 30 лет. Однако такая закрытость ничего общего не имеет с секретностью, поскольку в условиях демократии граждане имеют большие возможности знать о делах своего правительства через СМИ и иные источники.







Сейчас читают про: