|
Предмет, система и источники административного права российской федерации - АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
- СПЕЦКУРС АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ФСБ РОССИИ
- ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.
1.АДМИСТАТИВНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Понимается: - как отрасль права
- как наука
- как учебная дисциплина
Административное право – это самостоятельная часть системы правы Российской Федерации, состоящая из юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления (или в сфере деятельности ФОИВ). В России в начале было полицейское право, потому что именно полиция осуществляла функции государственного управления. Только в начале 20 века выделилось административное право. ПРЕДМЕТ административного права – это урегулируемые нормами административного права общественные отношения в сфере государственного управления. Управленческие отношения : - В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СУЪЕКТА
а. ОИВ (ОГУ) – орган исполнительной власти (орган государственного управления). Между двумя равнозначными или неравными органами исполнительной власти. (Пример: МВД-ФСБ; ПРАВИТЕЛЬСТВО – МИНИСТЕРСТВО). б. ОИВ (ОГУ) – администрация государственного предприятия, организации, учреждения в.ОИВ (ОГУ) – администрация негосударственного предприятия, организации, учреждения г. ОИВ (ОГУ) – орган местного самоуправления. (Мэр Москвы – глава управы). д.ОИВ (ОГУ) – общественное объединение (Министерство Юстиции – партия) е. ОИВ (ОГУ) – гражданин. (Сотрудник милиции – лицо, совершившее административное правонарушение).
2. ПО СФЕРАМ а. В сфере управления экономикой б.В социально – культурной сфере в. В административно – политической сфере 3. ПО ЦЕЛИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ а. Внутриорганизационные ( Наличие служебной подчинённости; формирование управленческих структур; основы взаимодействия внутри аппарата). б. Внешнеорганизационные ( Отсутствие служебной подчинённости; воздействие на объект, не входящей в администрацию). ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 1.Подзаконное нормотворчество 2.Правоисполнительная 3. Правоохранительная МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Методы административного права – это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения. Административное право использует 3 юридических возможности: - предписание
- запрет
- дозволение
Предписание –это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в определённых условиях. Запрет – это возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в определённых условиях. Дозволение – юридическое разрешение совершать определённые действия, либо не совершать их по своему усмотрению. Административное право взаимодействует с другими отраслями права: 1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО – ведущая отрасль права. 2. Многие отрасли используют административные нормы . 3. Административное право и Уголовное право предусматривают нарушения за схожие правонарушения; некоторые административные проступки могут перерасти в уголовное преступление. СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Система административного права – это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные институты. С 1935г. в России: - Административное право как наука исследует закономерности развития административного права. (теоретики: Козлов, Алёхин)
- Административное право как учебная дисциплина, важнейшая составляющая юридического образования.
Система административного права как отрасли права 1.Общая часть - предмет
- формы и методы
- субъекты административного права
- ответственность по административному праву
- административный процесс
2. Особенная часть - экономическая сфера
- социально-культурная сфера
административно-политическая сфера 2. СПЕЦКУРС АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ФСБ РОССИИ Система административного права как спецкурса 1.Общая часть - предмет
- формы и методы
- субъекты административного права
- ответственность по административному праву
- административный процесс
2. Особенная часть - административно – политическая сфера.
3. Административно – правовой режим 3. ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. Источники административного права – это внешняя форма выражения административно-правовой нормы. Нормативно-правовой акт является источником административного права, если он содержит административно-правовые нормы (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления). Источники административного права на федеральном уровне I. Законодательные 1. Конституция Российской федерации 2. Федеральные Конституционные законы 3. Федеральные законы 4. Законы РСФСР; законы Российской Федерации; законы СССР II. Подзаконные 1. Указы президента 2. Постановления правительства 3. Акты министерств и ведомств Источники административного права на уровне субъектов I. Законодательные 1. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации 2. Законодательство субъектов II. Подзаконные 1. Президентские акты, акты глав администраций 2. Акты правительств субъектов 3. Акты министерств и ведомств субъектов Источники административного права на уровне местного самоуправления (в случае наделения органами местного самоуправления необходимыми государственными полномочиями) - Акты представительных органов самоуправления
- Акты исполнительных органов самоуправления
Источники административного права на межгосударственном уровне Межгосударственные соглашения Источники административного права внутриорганизационного характера Акты руководителей государственных предприятий, организаций, учреждений (или акты их коллективных органов).
|