Местные органы исполнительной власти

Местное управление – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Систему местных органов управления на территории Республики Беларусь составляют областные, районные, городские, поселковые и сельские исполкомы, входящие в единую систему органов исполнительной власти и являющиеся органами общей компетенции.

Исполнительный комитет подотчетен и подконтролен вышестоящему исполнительному и распорядительному органу, а также подотчетен соответствующему местному Совету депутатов по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.

Исполнительный комитет:

· разрабатывает и вносит в Совет схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и прав граждан;

· разрабатывает и вносит в Совет проекты планов экономического и социального развития, местных программ, местного бюджета; принимает меры по осуществлению планов, программ и бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении;

· распоряжается имуществом и финансовыми ресурсами Совета в порядке и в пределах, установленных Советом;

· вносит в Совет предложения об образовании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций и учреждений, принадлежащих административно-территориальному образованию на праве коммунальной собственности;

· осуществляет в порядке, установленном законодательством, государственный контроль на соответствующей территории за охраной окружающей среды (вод, воздуха, земель, недр, растительного и животного мира), а также за объектами коммунальной собственности;

· определяет структуру и штаты исполнительного комитета, созданных им отделов, управлений и других подразделений, руководит ими и подведомственными организациями. По согласованию с соответствующими отделами и управлениями вышестоящего исполнительного комитета (министерствами, ведомствами) назначает на должность и освобождает от должности руководителей отделов, управлений и других подразделений исполнительного комитета;

· руководит отделами и управлениями, другими подразделениями исполкома, может принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к их ведению;

· образует по вопросам своей деятельности комиссии, определяет их полномочия;

· организует прием населения, принимает решения по удовлетворению прав и законных интересов граждан;

· оказывает нижестоящим исполнительным комитетам необходимую помощь;

· руководит гражданской обороной;

· обеспечивает выполнение законодательства Республики Беларусь по вопросам военной службы;

· решает возложенные на него законом задачи по организации выборов и референдумов, обсуждения других важнейших вопросов местного и республиканского значения, вносит предложения Президенту Республики Беларусь о представлении к государственным наградам и поощрениям;

· решает вопросы, отнесенные к компетенции соответствующего Совета, в пределах полномочий данных Советов.

Исполнительный комитет возглавляет председатель. Председатель областного (Минского городского) исполнительного комитета назначается на должность Президентом Республики Беларусь сроком на 5 лет и утверждается областным Советом депутатов. Председатель районного, городского, сельского, поселкового исполкома также назначается Президентом и утверждается соответствующим Советом депутатов.

В случае, если кандидатуру на должность председателя местный Совет не утвердит, в том же порядке вносится другая кандидатура. Решение Президента Республики Беларусь, председателя вышестоящего исполнительного комитета о назначении председателя исполнительного комитета в случае повторного отклонения кандидатуры председателя исполкома является окончательным. Председатель соответствующего исполнительного комитета может занимать эту должность не более чем два срока подряд.

Председатель исполнительного комитета:

· возглавляет исполнительный комитет, обеспечивает взаимодействие его с соответствующим Советом, координирует деятельность отделов, управлений и других подразделений исполкома;

· по согласованию с вышестоящим исполнительно-распорядительным органом назначает заместителей, персональный состав исполнительного комитета, секретаря исполнительного комитета;

· представляет исполнительный комитет во взаимоотношениях с Советами и иными государственными органами, органами территориального общественного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами;

· организует работу исполкома, обеспечивает контроль за реализацией принятых решений;

· является распорядителем кредитов, предусмотренных бюджетом и внебюджетными средствами;

· накладывает дисциплинарные взыскания на председателей нижестоящих исполкомов.

Отделы, управления и службы исполкомов – основной вид местных отраслевых и функциональных органов управления. Исполкомы поселковые, сельские отделов и управлений не имеют.

В исполкомах образуются различного рода органы, осуществляющие функции надзора и контроля за соблюдением правил в области исполнительной и распорядительной деятельности. К ним относятся административные, наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, комиссии по борьбе с пьянством, различного рода инспекции и др.

Местным органом государственного управления в городах с районным делением является администрация района.

На основании действующего законодательства местные исполнительные и распорядительные органы издают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Решения, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.

В системе исполнительно-распорядительных органов имеются также местные органы государственного управления, которые организационно не подчиняются исполкомам. Это местные территориальные органы министерств: обороны, комитета государственной безопасности, министерства транспорта и коммуникаций и др. Образуются такие местные органы управления в соответствии с действующим законодательством соответствующими министерствами. В своей деятельности по управлению непосредственно подчиненными объектами эти органы сотрудничают с соответствующими исполнительными комитетами.

Читайте также:

Компетенция государственных органов

Реализация административно-правовых норм

Принципы государственной службы

Административно-правовые гарантии прав граждан

Акты с административной санкцией

Вернуться в оглавление: Административное право Беларусии


double arrow
Сейчас читают про: