Европейское сообщество в условиях глобализации

Глобализация экономики, усиливающая взаимозависимость национальных экономик, как известно, проявляется в синхронизации экономического роста государств. Образование региональных экономических интеграционных группировок несколько нарушает этот процесс. Даже при совпадении «профиля» экономического развития темпы роста не совпадают. По мере нарастания степени интеграции эта тенденция проявляется все более отчетливо. С середины 90-х годов ХХ столетия Европейскому Союзу удалось в большей или меньшей степени в своих границах реализовать четыре основных «свободы» – свободное перемещение товаров, капитала, труда и услуг. Это позволило Сообществу сохранить и усилить свои позиции в мировом ВВП, в прямых иностранных инвестициях, в международной торговле.

К концу ХХ века скорость экономического развития ЕС возросла настолько, что в Докладе о торговле и развитии за 2000 г. Генеральный Секретарь ЮНКТАД заявил о возможности занятия Европейским Союзом в скором времени места США как двигателя глобального роста. Такой вывод был сделан исходя из того, что после кризисов конца 80-х годов, и последующей рецессии в 1999 г. темпы экономического роста в ЕС хотя и были ниже темпов 1998 г., но оказались выше, чем в США и Японии.

В последующие годы ускоренный экономический рост в ЕС, особенно в Европейском Экономическом и Валютном Союзе, сохранился (см. табл. 2).

 

Таблица 2
Основные показатели экономического развития
промышленно развитых стран в 1999 - 2001 гг. (прирост,  %)

 

Страны

 

Реальный ВВП

Индекс промышленного производства

Индекс потребительских цен

Уровень безработицы*

1999

2000

2001

1999

2000

2001

1999

2000

2001

1999

2000

2001

США

4,2

5,0

2,5

4,1

5,6

-0,3

2,2

3,4

3,4

4,2

4,0

4,4

Япония

0,8

1,6**

-0,1

1,0

5,3

-1,7

-0,3

-0,7

-0,3

4,7

4,7

4,8

Великобритания

2,3

3,0

2,7

0,5

1,4

-0,2

1,6

2,9

2,2

4,3

3,8

3,3

ЕЭВС

2,5

3,5**

2,6

1,8

5,4

2,7

1,1

2,3

2,8

10,0

9,1

8,4

Примечание:
•          В процентах от численности экономически активного населения. Данные об уровне безработицы в Великобритании рассчитаны по методологии, используемой британской статистикой.

** В соответствии с принципами статистики ЕС Европейский Экономический и Валютный Союз рассматривается как единое целое независимо от его состава. Соответственно данные за 1999 и 2000 гг. приводятся по ЕЭВС в составе 11 государств, тогда как данные за 2001 г. – по ЕЭВС в составе 12 государств, включая Грецию, вступившую в этот союз с 1 января 2001 года.
Источник: International Financial Statistics, January, 2001; World Economic Outlook, May, 2001.

Анализ приведенных данных свидетельствует, что в странах ЕЭВС инфляция была ниже, чем в США, хотя и превышала целевые ориентиры, установленные Европейским центральным банком (ЕЦБ). Повышение темпов роста, низкий уровень инфляции обусловили снижение уровня безработицы (в ЕЭВС они снизились на 1,6%, в Великобритании – на 1,0%).

Ускорение темпов роста экономики ЕС не в последнюю очередь связано с переходом европейской интеграции в новое качество: трансформацией ЕС в единое экономическое пространство (ЕЭП), в рамках которого создан единый рынок товаров, капитала, рабочей силы, либерализован рынок услуг. ЕС максимально приблизился к политическому союзу. Это затронуло все сферы воспроизводственной экономической системы: ее основу – производство и рынок, корпоративные структуры (то, что принято называть монополиями), государство, межгосударственные отношения. Общим итогом явилась возрастающая экономическая взаимозависимость стран, зависимость от складывающейся в каждой из них хозяйственной конъюнктуры и проводимой Сообществом экономической политики, направленной на обеспечение реальной свободы предпринимательства. Это в свою очередь способствует экономическому росту сообщества в целом и отдельных странах.

Развитие «свобод» в ЕЭС-ЕС прошло ряд этапов, в определенной степени соответствующих развитию самой интеграционной группировки.
I этап (1958-1968 гг.) – формирование таможенного союза и либерализация, главным образом, перемещения товаров в его рамках.

Центральным событием II этапа (1969-1992 гг.) стал Единый европейский акт (ЕЕА), признавший наличие в ЕЭС общего рынка и поставивший задачу перехода к единому внутреннему рынку, а также создание в рамках ЕС единого правового пространства  и единой экономической сферы для хозяйственной деятельности юридических и физических лиц. Одновременно создавалась правовая база для распространения интеграции на новые сферы: науку, технику, валютные отношения, охрану окружающей среды, внешнюю политику. К концу периода единый внутренний рынок ЕС был создан.

На III этапе (1992-2000 гг.) в соответствии с решениями Маастрихтского договора о Европейском союзе была поставлена задача создания ЕЭВС с единой европейской валютой – евро, которая действительно превращает Сообщество в реальный единый рынок, поскольку снимает внутренние различия в организации кредита, расчетов, курсовой политики, а значит и в ценах, налогах, политике и валютных рынках. Именно за этот период была подведена окончательная база под сложившиеся в ЕС единые рынки товаров и факторов производства.

По мере строительства единого рынка и ЕЭВС были созданы правовые инструменты, обеспечивающие механизм формирования и действия на едином экономическом пространстве всех экономических свобод. Они могут быть объединены в четыре группы, каждая из которых отличается от предыдущей степенью директивности и соответственно степенью свободы национальных правительств  в следовании им.

  1. Регламенты, представляющие собой законы, обязательные к применению в государствах-членах.
  2. Директивы, адресуемые государствам-членам, обязательные для исполнения, но каждая из стран имеет право свободы выбора форм и методов для их выполнения.
  3. Решения обязательного характера, предписывающие совершение определенных действий государству-члену ЕС, юридическому или физическому лицу в области конкурентной политики.
  4. Рекомендации и заключения, не имеющие обязательной силы.

Одновременно эволюционировал и организационный механизм развития «свобод». Схематично он выглядит следующим образом. Основные направления политики стран-членов и Союза определяются для каждого из рынков (товаров, услуг, капитала, труда) в виде совместных решений Совета Министров стран-членов, который также следит за ходом экономического развития отдельных стран и Союза в целом. При несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию сообщества, Совет Министров принимает необходимые меры, предусмотренные в регламентациях для устранения несоответствий через соответствующие общеевропейские органы регулирования и прежде всего Комиссию европейского сообщества (КЕС), которая после Маастрихтского саммита была переименована в Европейскую комиссию (ЕК).

Концентрация деятельности КЕС-ЕК в экономической сфере с самого начала была продиктована желанием оказаться полезной всем членам объединения без какой-либо идеологической и политической конфронтации.

К 1982 г. КЕС представила восемьдесят предложений, направленных на улучшение внутриевропейских процессов, особенно в области торговли и промышленности. В начале 1983 г. КЕС представила свои предложения по механизму будущего финансирования Сообществ в виде «Зеленой книги»; в 1984 г. была принята программа «Эсприт» – Европейская стратегическая программа исследования и развития в области информационных технологий.
Большое значение в разработке и реализации механизмов «свобод» имеет решение процедурных вопросов, например, сужение практики консенсуса, отмена права «вето»; расширение компетенции Европарламента в рамках ратификации тех договоров и соглашений, которые требуют парламентского утверждения. Большое внимание уделялось процедурам разработки сложных процедур по взаимному признанию и уточнению тысяч технических стандартов, согласованию законодательства, общих подходов по защите потребителя, созданию одинаковых условий для вложения инвестиций, в области налогообложения; свободного передвижения рабочей силы, оплаты труда, условий найма и т.п.

В процессе правовой организационной и процедурной эволюции механизмов реализации «свобод» в ЕС процесс принятия решений все более переносится на надгосударственный уровень. Однако решающие аспекты экономического и политического суверенитета остаются в компетенции национальных государств. Исключение составляет внешнеторговая политика, полностью перешедшая в ведение ЕК.

Читайте также:

Экономические перспективы ЭВС. «Плюсы» и «минусы» перехода к единой валюте

Политическая интеграция: история. задачи, методы

Региональный фактор в политике ЕС

Европейская социальная хартия

Основные теоретические концепции и школы международной экономической интеграции

Вернуться в оглавление: Развитие экономики ЕС


double arrow
Сейчас читают про: