double arrow

Исторические сведения о мышлении и речи

Одним из первых ученых, которые подвергли вопрос о мышлении пристальному рассмотрению, был Аристотель. Его заслуга состоит главным образом в том, что он достаточно подробно проанализировал различные формы мышления, обосновал и вывел законы ясного, последовательно доказательного мышления. Многие его положения, выводы не устарели до сих пор, другие лежат в основе проводимых и сейчас исследований. Аристотель, однако, не раскрыл связи между процессом мышления и объективными условиями окружающего мира. Мышление для него было одним из проявлений деятельности "разумной души". Вообще, в своих работах Аристотель ограничился разработкой правил о необходимом порядке в человеческом мышлении, лишенном несогласованности и противоречий, т.е. исследованием законов формальной логики.

Работы в направлении изучения мышления в дальнейшем носили чисто эмпирический характер, вплоть до эпохи Ренессанса, когда наконец философы вновь вернулись к взглядам материалистов древности о том, что психическая деятельность - следствие работы головного мозга.

Отсутствие естественнонаучной основы при изучении процесса мышления явилось причиной того, что в течение сравнительно большого периода существовало противопоставление ощущений и восприятий явлению абстрактного мышления. Если при этом имелись различные точки зрения, то расхождения были лишь в отношении того, которому из двух процессов - восприятию или мышлению - следует придавать решающее значение. Французские материалисты, например, учили, что основа познания мира лежит в ощущении, что "мыслить" - это значит "чувствовать", так как разум якобы представляет собой "усложненные ощущения". Это направление получило название сенсуализма (от лат. sensus - ощущение). Ученые, отстаивавшие противоположную точку зрения, полагали, что, наоборот, органы чувств человека дают весьма приблизительные представления о реальном мире. Поэтому лишь благодаря вмешательству своего разума мы имеем возможность познать окружающую нас действительность. Представители рационализма (от лат. ratio - разум) рассматривали мышление как автономную ассоциацию представлений, как чисто рациональный акт, свободные от непосредственного чувствования. Так, Дидро писал, что ощущения - это как бы "свидетели в судебном заседании, а разум, мышление - это судья, который сопоставляет показания свидетелей и выносит окончательное решение".

С выходом книги В. Джемса "Принципы психологии" (1890) начинает получать распространение прагматизм (от греч. pragma - дело), виднейшими представителями которого были Ф. Шиллер, Дж. Дьюи и А. Майер. Согласно прагматизму, наши понятия, идеи, теории не представляют собой в какой-то степени адекватное отражение явлений и процессов объективного мира. Они являются лишь орудиями, используемыми человеком в процессе творческой познавательной деятельности и в процессе применения опыта. Идеи - это всего лишь планы действия, но отнюдь не отражение реальной действительности. Вместе с тем наиболее истинными будут те идеи, которые максимально полезны.

С точки зрения прагматиков мысль истинна не потому, что она - результат отражения материального мира, проявления законов необходимости, а единственно вследствие оценки ее как нужной и полезной для человека.

Читайте также:

Нарушения ощущений, восприятия и представлений

Методы исследования воображения

Исторические сведения о сознании

Физиологические механизмы мышления

Методы исследования интеллекта

Вернуться в оглавление: Медицинская психология


Сейчас читают про: