Руководитель организации – это человек, который одновременно является лидером, эффективно управляет своими подчиненными. Лидерство (руководство) - действия менеджера, которые направлены на побуждение людей работать эффективно и с желанием.
Власть - это способность оказывать влияние на поведение людей. Власть есть право, которым обладает человек вследствие того служебного положения, которое он занимает в организационной структуре. По классификации Френча и Рейвена она имеет пять основных форм: Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, что помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может причинить какие-то другие неприятности (даже намек на увольнение, лишение каких-либо полномочий или понижение в должности дает немедленные результаты). Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие (чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как что-то достаточно ценное. Деньги или более престижная должность не всегда способны произвести впечетление на человека и повлиять на его поведение. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность. Эталонная (власть примера). Харизма – власть, построенная на силе личных качеств или способностей лидера. Люди чаще всего испытывают влияние тех, кто обладает восхищающими их чертами характера и кто является их идеалами, похожими на которого они хотели бы быть. Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Законная (традиционная) власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его долг – подчиняться им. Все руководители пользуются законной властью, т.к. им делегированы полномочия управлять другими людьми. Менеджер имеет власть над подчинёнными, однако в некоторых ситуациях и подчиненные имеют над руководителем, т.к. последний зависит от них по таким вопросам как необходимая для принятия решения информация, неформальные контакты с людьми других подразделений и т.п.
Личное влияниеВо всех случаях, когда мы имеем дело с властью, мы всегда подразумеваем степень влияния менеджера на подчиненного. Влияние – поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого. Влияние имеет две формы:
Убеждение - это эффективная передача своей точки зрения. Слабая сторона такого влияния – медленное воздействие и неопределенность. Преимущество в том, что выполнение работы человеком, на которого влияют, не нужно будет проверять, и он, он всей вероятности, постарается сделать больше, чем минимальные требования.
УчастиеВместо того, чтобы убеждать исполнителя принять сформулированную руководителем цель, руководитель направляет усилия исполнителя и способствует свободному обмену информацией. Влияние будет самым сильным, когда исполнитель оценит очень высоко ту потребность, которой аппелирует руководитель; считает удовлетворение или неудовлетворение определенным результатом подчинения или неподчинения и думает, что существует большая вероятность, что его усилие оправдает ожидания руководителя.
Как эффективно использовать влияние путем убеждения 1. Постарайтесь точно определить потребности слушателя и аппелируйте к этим потребностям.
Как эффективно использовать влияние 1. Потребность, к которой аппелируют, должна быть активной и сильной.
АвторитетАвторитет - является важнейшим фактором личного влияния. Авторитет – это заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. В это смысле следует различать два источника (статуса) авторитета:
Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху. В результате появляется мнимый или ложный авторитет (псевдоавторитет).
Правильное формирование и укрепление авторитета менеджера способствует и укреплению конфликтами и стрессами.
Навыки руководителяПравильное руководство персоналом означает, что хороший руководитель:
Основа для хороших отношений руководителя с подчиненными
Заповеди для менеджера (Дорри Джакобс) |
Организации, менеджеры и успешное управление. Уровни менеджмента. Успех организации Социально-психологические методы Оперативное управление в менеджменте Вернуться в оглавление: Менеджмент |