Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров. Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям: Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Цель – реально достижимый результат, к которому стремится организация в определенные срок. Миссия – основное предназначение организации. Для достижения целей и выполнения миссии каждая организация должна обладать ресурсами: финансы, материальные, технические, интеллектуальные, информационные, трудовые (люди – основной ресурс) и т.д. Каждая организация функционирует во внешней среде. Различают внешнюю среду прямого (кто воздействует) и косвенного (какие факторы) воздействия.
В каждом трудовом коллективе, наряду с формальной (официальной) структурой взаимоотношений, существуют и неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива. Формальная группа (организация) – группа людей, созданная по воле руководства для достижения цели организации. Первейшей ее функции является выполнение конкретных задач и достижение цели организации. Отношения между людьми регулируются различными нормативными документами, законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д. Неформальная группа (организация) – стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для определенных целей (цели). Неформальная организация может работать на то, чтобы продвигать вперед или тормозить развитие формальной организации. Задача менеджера состоит в том, чтобы минимизировать влияние этих групп и направлять в нужное русло их власть. Чтобы контролировать влияние неформальных отношений менеджер должен иметь четкое представление о том, как и почему функционирует неформальная организация. Когда у менеджера возникает базовая мотивация функционирования неформальной группы, тогда у него появляется возможность разработки соответствующей стратегии поведения. В каждой организации существует горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное разделение труда – качественное и количественное дифференциация ( разделение) и специализация трудовой деятельности. (по функциям). По сути это разделение всей работы на составляющие компоненты, т.е. расчленение общего производственного процесса на частное. Непрерывное обособление различных видов трудовой деятельности со специализацией производства и исполнителей. Вертикальное разделение труда - деятельность по координированию работы других людей. (по уровням). Считается, что эффективность работы в организации определяется степенью и уровнем развития вертикального разделения труда. По сути, речь идет об организации труда руководителей по координации деятельности структурных подразделений и исполнителей. Управленческий труд – вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности, как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.
Можно выделить специфические особенности управленческого труда: Все руководители организации выполняют управленческие действия. Но отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые в свою очередь координируют работу менеджеров более низкого уровня и так далее до уровня руководителя, который координирует работу не управленческого персонала – людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда образует уровни управления. Управление На каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем (от низового к высшему). Высшие уровни управления организации – группа управленческих работников, которая обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации (например: председатель совета директоров, президент компании, вице-президент компании). Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение (например: директора предприятий, входящих в состав организации). Низовой уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями) (например: мастера, бригадиры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей). Руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный – на принятие решение по специальности. С повышение уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менеджменту возрастает. Одна и та же структура организации может быть и объектом и субъектом управления (кроме высшего органа государственного управления, Верховного Совета республики, Государственной Думы и др.). Например. В универмаге управляющий подсистемы является управленческий аппарат во главе с директором, а управляемой – отделы. В отделе, в свою очередь, управляющей подсистемой будет управленческий аппарат во главе с заведующим отделом, а управляемой – продавцы. В то же время администрация (директор) выполняет приказы (указания, распоряжения, решения), поступающие от вышестоящих органов руководства (управление торговли либо министерство торговли). |
Научные подходы в управлении организациями в менеджменте Конкурентное преимущество организации Вернуться в оглавление: Менеджмент |