Задачи службы практической психологии в системе образования Российской Федерации определяются в основополагающем нормативном документе — «Положении» об этой службе, проект которого, подготовленный Минобразования, опубликован в сентябре 1999 г. В качестве целиСлужбы рассматривается содействие в создании в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса. К основным задачамСлужбы относятся: • содействие личностному и интеллектуальному развитию детей, подростков и молодежи на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самоопределению и саморазвитию; • содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях; • психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям обучающихся, воспитанников; • психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения; • профилактика и преодоление отклонений в развитии детей, подростков и молодежи; • психологическая экспертиза профессиональной деятельности специалистов, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий; • подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования; • содействие распространению и внедрению в практику образования достижений психологической науки; • научно-методическое обеспечение деятельности специалистов системы образования. Основные проблемыСлужбы практической психологии в системе образования решаются в рамках трех основных направленийдеятельности: 1. Научное направлениепредполагает решение проблем изучения закономерностей развития и формирования личности с целью разработки методологических основ деятельности службы практической психологии образования, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной системы образования. 2. Прикладное направлениесвязано с необходимостью решения проблем психологического проектирования образовательного процесса, включая составление образовательных программ, создание учебников и учебных пособий по психологии, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, программ подготовки и переподготовки психологических и педагогических кадров. 3. Практическое направлениенацелено на решение конкретных проблем непосредственно в образовательном учреждении, специализированных психологических кабинетах и центрах в форме оказания непосредственной психологической помощи. Проблемы на каждом из указанных направлений решаются специалистами соответствующей квалификации. |