Особенности ситуативно-делового общения во втором полугодии жизни

На положение ведущей деятельности выдвигается МАНИПУЛЯТИВНАЯ. Умеющий действовать с предметами малыш становится в новую позицию по отношению ко взрослому. Простого внимания ребенку уже недостаточно. Ему нужно что-то делать вместе со взрослым, то есть удовлетворить свою потребность в практическом СОТРУДНИЧЕСТВЕ со взрослым. Среди мотивов общения на первое место выдвигаются ДЕЛОВЫЕ МОТИВЫ: взрослый привлекает младенца с точки зрения его умений действовать с предметами, выступает как партнер по совместным действиям. Основными средствами общения помимо экспрессивно-мимических становятся предметные действия и движения: позы и жест, используемые для целей общения (бросание игрушек, протягивание предметов и т.д.).

Таким образом, во втором полугодии жизни возникает новая форма общения со взрослым – ситуативно-деловая.

Условием возникновения потребности в сотрудничестве со взрослым является:

1. РАЗВИТИЕ МАНИПУЛЯЦИЙ с предметами,

2. достаточное удовлетворение ситуативно-личностного общения,

3. организация взрослым реального взаимодействия с предметами.

Но дефицит ситуативно-личностного общения приводит к тому, что и во втором полугодии ребенок будет стремиться только к ласке и вниманию взрослого и избегать предметного взаимодействия. Усвоение предметных действий и формирование потребности в сотрудничестве протекает успешнее, если происходит в условиях ЛИЧНОСТНОГО КОНТАКТА с ребенком на фоне предметной деятельности.

Изменения в отношении к взрослому во втором полугодии жизни

Переход к манипулятивной деятельности и ситуативно-деловому общению связан с существенной перестройкой в отношении детей к взрослому. У младенцев появляются не только положительные, но и отрицательные эмоции, адресованные взрослому и включенные в общении с ним. После 5-6 месяцев возникают качественные различия в отношении детей к знакомым и незнакомым взрослым. При встрече с незнакомым взрослым появляется страх, смущение, скованность, в то время как близкие взрослые воспринимаются спокойно и в зависимости от ситуации вызывают широкую гамму эмоций – восторг при встрече, огорчение при уходе, радость во время игр, гнев и обиду при запретах. Знакомые взрослые чаще всего вызывают ровное, спокойно-положительное отношение, ярко выраженную привязанность, формирующуюся в конце первого полугодия жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: