На положение ведущей деятельности выдвигается МАНИПУЛЯТИВНАЯ. Умеющий действовать с предметами малыш становится в новую позицию по отношению ко взрослому. Простого внимания ребенку уже недостаточно. Ему нужно что-то делать вместе со взрослым, то есть удовлетворить свою потребность в практическом СОТРУДНИЧЕСТВЕ со взрослым. Среди мотивов общения на первое место выдвигаются ДЕЛОВЫЕ МОТИВЫ: взрослый привлекает младенца с точки зрения его умений действовать с предметами, выступает как партнер по совместным действиям. Основными средствами общения помимо экспрессивно-мимических становятся предметные действия и движения: позы и жест, используемые для целей общения (бросание игрушек, протягивание предметов и т.д.).
Таким образом, во втором полугодии жизни возникает новая форма общения со взрослым – ситуативно-деловая.
Условием возникновения потребности в сотрудничестве со взрослым является:
1. РАЗВИТИЕ МАНИПУЛЯЦИЙ с предметами,
2. достаточное удовлетворение ситуативно-личностного общения,
|
|
3. организация взрослым реального взаимодействия с предметами.
Но дефицит ситуативно-личностного общения приводит к тому, что и во втором полугодии ребенок будет стремиться только к ласке и вниманию взрослого и избегать предметного взаимодействия. Усвоение предметных действий и формирование потребности в сотрудничестве протекает успешнее, если происходит в условиях ЛИЧНОСТНОГО КОНТАКТА с ребенком на фоне предметной деятельности.
Изменения в отношении к взрослому во втором полугодии жизни
Переход к манипулятивной деятельности и ситуативно-деловому общению связан с существенной перестройкой в отношении детей к взрослому. У младенцев появляются не только положительные, но и отрицательные эмоции, адресованные взрослому и включенные в общении с ним. После 5-6 месяцев возникают качественные различия в отношении детей к знакомым и незнакомым взрослым. При встрече с незнакомым взрослым появляется страх, смущение, скованность, в то время как близкие взрослые воспринимаются спокойно и в зависимости от ситуации вызывают широкую гамму эмоций – восторг при встрече, огорчение при уходе, радость во время игр, гнев и обиду при запретах. Знакомые взрослые чаще всего вызывают ровное, спокойно-положительное отношение, ярко выраженную привязанность, формирующуюся в конце первого полугодия жизни.