Когда появились маржиналистские труды, марксисты, естественно, выступили против их постулатов, ибо они исходили совсем из других посылок и взглядов на природу стоимости и цены. Последовали ответные обвинения. Началась долгая и бесплодная дискуссия, напоминавшая диалог глухих. Но уже к концу века стало ясно, что методологическая разобщенность сторонников трудовой теории стоимости и маржиналистов в значительной мере преувеличена и подогревается скорее идеологическими разногласиями.
В самом деле, если внимательно вчитаться в труды К. Маркса, то у него обнаруживаем совершенно игнорируемую маржиналистами идею: индивидуальные затраты труда не определяют величину стоимости, стоимость определяется общественно необходимыми затратами труда, т.е. затратами, признанными обществом посредством рыночных обменов. Если у товара нет общественной потребительной стоимости, иначе, если товар никому не нужен, не удовлетворяет ничьей потребности, то и стоимости у него нет никакой, хотя труд и затрачен. И у Маркса по мере насыщения потребностей, снижения спроса падают цены. Это и есть отражение того, что общество больше не признает затраченный труд как необходимый, следовательно, стоимость товара падает. Таким образом, стоимость товара, по Марксу, есть общественное отношение между производителями и потребителями.
|
|
Одним из первых понял возможность примирения и синтеза двух теорий выдающийся русский ученый М.И. Туган-Барановский, который сформулировал такую теорему: при рациональном ведений производства предельные полезности благ должны быть пропорциональны их трудовым стоимостям. Позже эта теорема была доказана русскими математиками.
Маржинализм, таким образом, нашел свое место в истории экономической мысли и признан сегодня одним из самых динамично развивающихся направлений теории.
Основные понятия
Маржинализм
Теория предельной полезности
Теория предельной производительности
Маршаллианство
Контрольные вопросы
1. В чем сущность «маржиналистской революции»?
2. Каковы методологические основы маржинализма?
3. Как соотносятся цена и ценность товара с затратами труда с точки зрения маржиналистов?
4. Что влияет на формирование цены товара по учению А. Маршалла?
5. Каким образом происходит формирование единой цены товара на рынке с точки зрения представителей австрийской школы?
Глава 19. НЕТРАДИЦИОННЫЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ