Композиция литературного произведения
Вопросы для обсуждения на занятии:
1. Композиция литературного произведения как элемент содержательной формы. Текстуальная и предметная (образная) композиции. Композиционные функции рамочных компонентов композиции.
2. Основные композиционные приемы (повтор, усиление, противопоставление, монтаж).
3. Система персонажей.
4. Сюжет и композиция. Композиция внесюжетных элементов.
5. Особенности композиции рассказа Толстого Л.Н. «После бала»:
а) рамочные компоненты композиции. Роль заглавия в раскрытии идейного содержания произведения;
б) сюжетная основа композиции произведения. Место двух основных эпизодов (на балу, после бала) в общем построении рассказа. Соотнесенность центральных эпизодов друг с другом (композиционный параллелизм);
в) система образов рассказа, их роль в произведении;
г) своеобразие композиционной формы произведения (рассказ в рассказе). Роль обрамления в раскрытии идейного содержания произведения.
План практического занятия:
1. Теоретический опрос по теме занятия.
2. Прослушивание сообщений, основанных на материалах конспектов. Проверка правильности написания конспектов и их редактирование; оценка выступлений студентов.
3. Работа в микро-группах: подготовка вопросов к тексту (4 – 5 вопросов к одному из подпунктов плана (пункт 5)). Корректировка и редактирование вопросов к тексту.
4. Проблемное обсуждение вопросов занятия в группе (коллективный поиск ответов на вопросы, связанные с анализом художественного текста).