На всех этапах своего развития человек и общество непрерывно воздействовали на среду обитания. И если на протяжении многих веков это воздействие было незначительным, то, начиная с середины ХIХ в., преобразующая роль человека в развитии среды обитания стала существенно возрастать.
В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания — техносфера.
Биосфера — область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.
Техносфсра — регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям (техносфера — регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда).
Негативные воздействия в системе»человек — среда обитания» принято называть опасностями.
|
|
Опасность — центральное понятие безопасности жизнедеятельности, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т. е. вызывать нежелательные последствия.
Источником опасности может быть все живое и неживое, а подвергаться опасности также может все живое и неживое. При анализе опасностей необходимо исходить из принципа «все воздействует на все». Многовековая человеческая практика дает основания для утверждения, что любая деятельность потенциально опасна. Это утверждение легло в основу главной аксиомы безопасности жизнедеятельности: любая деятельность потенциально опасна.
Нарушение требований безопасности может быть объяснено тремя факторами:
• мотивационным (превалирует мотив выгоды — стремление любой ценой больше заработать и т. п.);
• ориентировочным (недостаточный уровень знания, умения и т. п.);
• исполнительным (не в состоянии сделать все правильно).
Всего неестественной смертью ежегодно в нашей стране умирает порядка от 200 до 300 тыс. чел. Из них: на транспорте — около 40 тыс. человек, на пожарах— 15—17 тыс, чел., утонувших — 13—15 тыс. чел,, в результате отравлений —до 60 тыс. чел. (в том числе смертельных отравлений алкоголем от 20 до 55 тыс., человек), самоубийств — более 50 тыс. человек.
Целью безопасности жизнедеятельности как науки является разработка научных основ и практических рекомендаций оптимального и безопасного поведения человека в мире опасностей. В процессе достижения этой цели безопасность жизнедеятельности устанавливает общие закономерности и дает выводы, применимые для большого числа жизненных ситуаций, а также дает конкретные решения по их применению в отдельных частных случаях, прежде всего фундаментальных, естественных и социальных наук (физики, химии, биологии, математики, психологии, социологии, экологии, экономики, эргономики и др.). БЖД тесно связана с технологией, техникой и организацией работ, которые изучаются в специальных курсах. Поэтому дисциплина БЖД, изучается на заключительном этапе подготовки специалистов, после изучения общенаучных, специальных, общепрофессиональных и основных специальных дисциплин.
|
|
Изучив дисциплину, специалист должен знать:
• как обеспечить безопасные условия труда на каждом рабочем месте, предупреждение аварий, производственного травматизма и заболеваний. Для этого необходимо знать и уметь применять средства и способы защиты от опасностей, наиболее эффективные системы управления охраной труда, правовые и организационные основы охраны труда;
• пути, способы и средства создания безопасной техники, требования к машинам, оборудованию и технологическим процессам;
• основы прогнозирования аварий, чрезвычайных ситуаций; планирования мероприятий по ликвидации их последствий, правила по ведения, спасения и оказания помощи пострадавшим, приемы ликвидации аварий и их последствий.