Принято считать, что эти готы и аланы были войсками Ала-риха, действовавшими в Северной Италии (401—410 гг.), но датировка поэмы вызывает противоречие: изд. PL 61, с. 638 дает scriptum anno 401, тогда как Курсель (Courselle 1964: 34 п. 2) говорит, что «on s'accorde a admettre» год 402. Менее вероятна датировка Бахраха (Bachrach 1973:28), который предлагает 409—410 г., поскольку уверен, что беспокойство автора было вызвано прямой угрозой против Кампании, незадолго до разграбления Рима. Тщательное исследование этой поэмы см.: Courcelle 1964: 34—35, 353 & PI. 14b.2.
113 Meropius Pontius Paulinus (изд. W. Hartel CSEL XXIX-XXX 1894);
LatLit IV 259—276; PLRE I 681—683 s. v. Paulinus 21; Eurasia 26.
114 Paul. Nol. Carm. 26, 22—25 (изд. Hartel CSEL XXX, p. 246—247):
hunc ego, si Geticis agerem male subditus armis,
inter et immites celebrarem laetus Alanos,
et si multiiugae premerent mea colla catenae,
captives animum membris поп iungeret hostis. 25
ГЛАВА ВТОРАЯ
2.36. Павлин Пеллейский 1!5
Внук галльского поэта Авзония (§2.19), Павлин (ок. 376— 460) родился в Пелле (Македония), где его отец был викарием (yicarius). В возрасте 83 лет Павлин написал свое «Благодарение Богу» (Eucharisticos Deo sub ephemeridis meae textu), автобиографическую поэму в 616 стихах гекзаметра.
Из-за вторжений варваров Павлин потерял свою собственность в Аквитании и был вынужден бежать со своей женой в Вазаты (современный Базас, к юго-востоку от Бордо), город своих предков. Когда он был осажден визиготами (Gothi), Павлин заключил соглашение со своим давним другом — аланс-ким царем, который оказался среди осаждающих; в результате ночью аланы перешли на римскую сторону: «сбегается со всех сторон все множество аланских женщин вместе с вооруженными мужьями. Первой выдается заложницей римлянам жена царя, а за ней вслед также любимый сын царя; я сам возвращаюсь к своим согласно условиям мирного договора, словно спасенный от нашего общего врага, готов; и городские стены обороняются аланскими воинами, готовыми, получив и дав клятвы верности, сражаться за нас, которых недавно сами осаждали как враги» И6.
Аланы непосредственно упомянуты только в этом пассаже, но текст дает дополнительную информацию о них: Павлин отправился искать «помощи царя, прежде мне дружественного,
115
Paulinus Pellaes (Euch. изд. С. Moussy SC 209, 1974; W. Brandes CSEL XVI. 1 1888, p. 289—314); LatLit IV.2 374—76; PLRE 1677—678 s. v. Paulinus 10; Eurasia 28.
116 Paul. Pell. Euch. 377—385 (изд. Moussy SC209, p. 84; Brandes CSEL XVI. 1, p. 305—306):
concurrit pariter cunctis ab sedibus omnis
turba Halanorum armatis sociata mantis.
prima uxor Regis Romanis traditur obses,
adiuncto pariter regis caro quoque nato; 380
redder et ipse meis pactae inter foedera pads
communi tamquam Gothico salvatus ab hoste,
vallanturque urbis pomeria milite Halano
acceptaque dataque fide certare parato
pro nobis, nuper quos ipse obsederat hostis. 385
ЛАТИНСКИЕ ИСТОЧНИКИ 111
чей народ теснил нас долгой осадой» (346—7 praesidio regis dudum mihi cari, I cuius nos populus longa obsidione premebat) чтобы спастись из Вазат, ибо «я знал, что царь нападает на наши города неохотно, понуждаемый владычеством готского племени» (351—2 quodscirem imperio gentis cogente Gothorum I invitum regem populis incumbere nostris). Алан, «муж благоразумный» (372 vir prudens), сказал ему что это было бы слишком опасно для них обоих, но попросил его дать убежище для своего народа «ибо он давно уже стремился освободиться из под готского владычества» (363 seque ab ipsorum cupiens absolvere iure). Тогда, «видя себя лишенной значительной части своего воинства» (390—1 se truncatam parte agminis haut mediocri... videns), готская орда была вынуждена отойти, вскоре оставили город и аланы (396 nostri... auxiliares), «готовые хранить их мир с римлянами, куда бы их не занесла судьба» {/idem pads servare parati I Romanis quoquo ipsos sors oblata tulisset). Вазаты, по-видимому, осаждались визиготами Атаульфа, когда те находились в Южной Галлии (ок. 414 г.); эта группа аланов была, по-видимому их союзниками, как вероятно и ранее на Балканах и в Италии (ср. Courcelle 1964: 93—94; Bachrach 1973: 29 п. 10). Обычная идентификация этого анонимного аланского царя с Гоаром (Levison 1903: 135; ср. пер. Moussy, p. 168 & Григорий Турский § 4.13.а) не находит свидетельств в свою пользу и вызывает проблему: как отмечает Куртуа (Courtois 1955: 47 п. 3, ср. PLRE II 1236 s. v. Anonymus 118), каким образом Гоар мог быть главой над «Alains de la Garonne» и перейти на сторону римлян в Ваза-тах, если он сделал это в 406 г. перед переходом через Рейн? Кроме того, интересно подтверждение трений между визиготами и аланами, возможно предзнаменование их будущего противоборства в Испании (ср. Гидаций § 2.27.c-d).
2.37. Поссидий111
Епископ Каламы (ныне Гуэльма) в Africa Proconsularis, и личный друг св. Августина, Поссидий (IV-V вв.) написал
117 Possidus (изд. PL 32, с. 33—66); LatLit IV 471.
112 ГЛАВА ВТОРАЯ
ок. 432 г. биографию этого святого (Vita S. Augustini) с перечнем его сочинений (Operum S. Augustini elenchus).
Поссидий объясняет, как, почувствовав приближение своих последних дней, св. Августин начал пересматривать свои ранние труды; «в скором времени, однако, божьей волей и властью случилось, что великое множество свирепых врагов, вандалов и аланов, и с ними смесь готов и других дальних народов, вооруженные различным оружием и опытные в войне, придя из заморских испанских областей, устремились на кораблях в Африку и вторглись в страну. Пройдя всю Мавританию они дошли до наших провинций и областей, и предались всем видам ужасов и жестокостей. Они разрушили все что могли, с грабежами, убийствами, пытками разного рода, пожарами и омерзительными злодеяниями которым нет названия, не уважая ни пола, ни возраста, ни самих священников и служителей бога, ни церковных облачений, их имущества или строений» "8.
Hyd. Cont. 90 датирует переход из Испании в Африку 429 г.; св. Августин умер 28 августа 430 г., когда вандалы осаждали Гиппон Регий, где находилась его епархиальная кафедра. Они прибыли туда, пройдя мавританские провинции {Tingitana, Caesariensis, Sitifensis) африканского диоцеза. Не считая отрывка из Прокопия (§5.14.3.Ь) и новеллы Юстиниана (§5.11),— при том, что титул «царь вандалов и аланов» представляет собой формулу, а список варваров у Драконция (§ 2.24), не слишком надежный,— это, возможно, единственный текст, который упоминает аланов как отдельную группу в вандальской орде
118 Possid. Vita S. Aug. 28 (изд. PL 32, с. 57—58): verum brevi consequenti tempore divina voluntate et potestate provenit, ut manus ingens diversis telis ar-mata et bellis exercitata, immanium hostium Vandalorum et Alanorum commix-tam secum habens Gothorum gentem, aliarumque diversarum personas, ex His-paniaepartibus transmarinis, navibus Africae injluxisset et irruisset: universaque per loca Mauritaniarum etiam ad alias nostras transiens provincias et regions, omni saeviens crudelitate et atrocitate, cuncta quae potuit, exspoliatione, caedi-bus, diversisque tormentis, incendiis, aliisque innumerabilibus et infandis malis depopulata est; nulli sexui, nulli parcens aetati, nee ipsis Dei sacerdotibus vel ministries, nee ipsis ecclesiarum ornamentis seu instrumentis vel aedificiis.
ЛАТИНСКИЕ ИСТОЧНИКИ ИЗ
при переходе в римскую Африку. Среди aliae diversae persones были, по-видимому, также и свевы, судя по эпитафии из Гиппон Регия (AnnEpigr 1951 п° 267 Ermengon Suaba... coniuves Ingomaris); ср. Courtois 1955: 58 п. 1; Bachrach 1973: 57.
2.38. Проспер
Христианский писатель Проспер Аквитанский (IV-V вв.) является автором хроники, которая описывает события от Адама до 445 г. (Chronicon vulgatum; ср. § 2.15) и представляет первое известное продолжение хроники Иеронима (§ 2.28). Краткое сообщение, датированное 406 г., говорит: «Вандалы и аланы вступили в Галлию, перейдя Рейн за день до январских календ» (31 декабря). Первый источник, дающий дату вторжения; ср. Continuatio Prosperi Havniensis (§ 4.7.а) 12°.
2.39. Сальвиан т
Главным трудом марсельского пресвитера Сальвиана (ок. 400—470 гг.) являются восемь книг «О правлении божьем» (De gubernatione Dei), посвященные проблеме теодицеи, в свете побед варваров над Римом, которые он объясняет тем, что римляне его времени были христианами только по имени. Два любопытных пассажа упоминают аланов: (а) грехи варваров не могут быть сравнимы с прегрешениями христиан, ибо первые являются язычниками или еретиками: «Но подлежат ли тому же суду их пороки, как наши? Преступно ли распутство гуннов в той же степени, что и наше? Неужели коварство франков столь же предосудительно, как наше? Разве пьянство аламанна достойно такого же порицания, как пьянство христианина, или заслуживает та-
119 Prosper Tiro (Chron. изд. Th. Mommsem MGHAA IX 1892, p. 385—
485); LatLit IV. 2 491—501; PLRE II926—927 s. v. Prosper Tiro; Eurasia 27.
120 Prosp. Chron. 1230 (изд. Mommsem MGHAA IX, p. 465): Wandaliet
Halani (et thalani M, et thalani Y) Gallias traiecto Rheno ingressi II k. Ian.
121 Salvianus (изд. С. Halm 1877 MGHAA I.I, p. 1—120; G. Lagarrigue
SC 176 & 220, 1971—75); LatLit IV. 2 523—528; Eurasia 28.
8- 1031
114 ГЛАВА ВТОРАЯ
кого же осуждения хищность алана, что и хищность христианина?» 122.
(Ь) не все в варварах отвратительно: «племя готов вероломно, но целомудренно; аланы — бесстыдны, но не столь вероломны; франки лживы, но гостеприимны; саксы, лютые в своей жестокости, достойны восхищения своим целомудрием: одним словом, все племена имеют как присущие им пороки, так и некоторые достоинства» ш.
Основанием для предубеждения относительно rapacitas Alani могли быть события вроде тех, что происходили в 442 г. в Gallia Ulterior (Chronica Gallica § 4.5.2.c); ср. aviditas barbaricae cupiditatis Эохара у Констанция Лионского (§ 2.22); Courcelle 1964: 148-49 п. 1, 359 & pi. 25a.
2.40. Сидоний Аполлинарий
Гай Соллий Аполлинарий Сидоний (ок. 400—470), отпрыск знатной галло-римской семьи и епископ Аугустонемета (совр. Клермон-Ферран), столицы Оверни, занимался политической деятельностью в правления Авита (455—456), Майориана (457—461) и Антемия (467—472). Из его сочинений до нас дошли несколько панегириков этим трем императорам с соответствующими предисловиями и посвящениями (Сагт. 1—8), шестнад-
122 Salv. Gub. 4, 68 (изд. Halm MGH A A 1.1, р. 49; Lagarrigue SC 220,
р.286): sed numquid eundem reatum habent illorum vitia quern nostra, numquid
tarn criminosa est Chunorum impudicitia quam nostra, numquid tarn accusabilis
Francorum perfidia quam nostra, aut tarn reprehensibilis ebrietas Alamanni
{alani A) quam ebrietas Christiani, aut tarn damnabilis rapacitas Alani (Albani
AB2Tp) quam rapacitas Christiani?
123 Salv. Gub. 7, 64 (изд. Halm MGH A A I.I, p. 95; Lagarrigue SC 220,
p.476): Gothorum gens perfida, sedpudica est, Alanorum impudica, sed minus
perfida, Franci mendaces, sed hospitals, Saxones crudelitate efferi, sedcastitate
mirandi: omnes denique gentes habent, sicut peculiaria mala, ita etiam quaedam
bona.
124 Gaius Sollius [Modestus] Apollinahs Sidonius (изд. Chr. Luetjohann
MGHAA VIII 1887, p. 1—264); LatLitIV.2 43—55; PLRE II115—118 s. v.
Apollinaris 6; Eurasia 28.
ЛАТИНСКИЕ ИСТОЧНИКИ 115
цать небольших стихотворений (Сагт. 9—24), а также собрание в девяти книгах его писем, написанных между 455—482 гг.
2.40.1. Значительная часть панегирика Майориану (Сагт. 5), прочитанного 28 декабря 458 г. в Лионе, посвящена проблеме войны с вандальским королевством, созданным Гейзерихом (428—477) в Северной Африке; один пассаж описывает войско, которое готовилось против него: «тотчас предпринимаешь ты то, что ни один император в наши времена не мог совершить: ты берешь на войну непоколебимую армию семиустого Истра. Ибо все, что покрывает мирное небо в Ситонийской области под Большой Медведицей, страшится твоих значков: бастарн, свев, паннон, невр, гунн, гет, дак, алан, беллонот, руг, бургунд, визигот, алит, бизалт, острогот, прокруст, сармат и мосх идут за твоими орлами; весь Кавказ и тот, кто пьет скифскую воду Танаиса сражаются за тебя» 125.
Этот перечень народов причудлив (ср. Сагт. 7, 321—25); некоторые из них не более чем демонстрация литературной эрудиции (Bastarna, Neurus, Bellonothus, Alites, Bisalta, Procrustes, Moschus), а присутствие других недостоверно, однако, из текста ясно, что армия Майориана состояла в основном из варваров, возможно прибывших с Дуная (Hister) или из Фракии (cardine Sithonio). Бахрах (Bachrach 1973: 33 п. 19) убежден в существовании контингента аланов. Эта идея, основана на том факте, что Сидоний упоминает Кавказ и Дон (Tanaiticus), но Бахрах связывает их с группой Беоргора (Fasti Vind. Priores § 2.25; Иордан § 4.17.3.а); необоснованное предположение, хотя такой возможности и нельзя полностью исключать.
125 Sidon. Сагт. 5,470—479 (изд. Luetjohann MGHAA VIII, p. 199): ilicet aggrederis quod nullus tempore nostro Augustuspotuit: rigidum septemplicis Histri agmen in arma rapis. nam quicquid languidus axis cardine Sithonio sub Parrhase parturit ursa, " hoc totum tua signa pavet; Bastarna, Suebus,
Pannonius, Neurus, Chunus, Geta, Dacus, Halanus, 475 Bellonothus, Rugus, Burgundio, Vesus, Alites, Bisalta, Ostrogothus, Procrustes, Sarmata, Moschus post aquilas venere tuas; tibi militat omnis Caucasus et Scythicae potor Tanaiticus undae.
116 ГЛАВА ВТОРАЯ
2.40.2. Панегирик Антемию (Сагт. 2), прочитанный в Риме по поводу его второго консульства (1 января 468 г.), содержит похвалу страшному патрицию Флавию Рицимеру (355—380), сыну свевского вождя и дочери царя визиготов Валлии, в то время действительному правителю Западной империи. Он низложил Авита и возвел на престол Майориана (которого позднее сверг и казнил) и Либия Севера. Вандальское королевство в Африке, которое подняло «ярость Кавказа» (351 Caucaseos furors, ср. § 2.40.3) против Италии, должно отступить перед Рицимером, и пирату Гейзериху «помнится ныне, что его [Рицимера] дед Валлия разгромил в Тартесских землях вандальские орды и их военных союзников аланов, и устлал их телами западную Кальпу» 126. Далее богиня Энотрия, персонификация Италии, обращается к реке Тибр: «Норик обуздывает ос-трогота, потому что [тот Рицимера] страшится; Галлия сковала рейнского Марса, ибо тот в страхе [перед Рицимер]; за то, что разграбил вандальский враг, пока его аланский единокровник опустошал меня, он отомстил своим оружием» 127.
Относительно iuncti Martis Halanos, см. у Лукана (§ 2.4.а). Сидоний устанавливает параллелизм между победами Рицимера над вандальским флотом при Агригенте и в Корсиканских водах в 456 г., и победами его деда Валлии над аланами и вандал ами-силингами в Испании в 418 г. Хотя он полагает, по-видимому, что аланы и вандалы одного происхождения (consan-guineo Halano), и игнорирует превалирующую роль алан в Испании (ср. Гидаций § 2.27.d), это единственный источник, сообщающий что битва с визиготами произошла на юге Бети-
126 Sidon. Сагт. 2, 362—365 (изд. Luetjohann MGH А А VIII, р. 182):
simul et reminiscitur illud,
quod Tartesiacis avus huius Vallia terris
Vandalicas turmas et iuncti Martis Halanos
stravit et occiduam texere cadavera Calpen. 365
127 Sidon. Carm. 2, 377—380 (изд. Luetjohann MGH A A VIII, p. 182—
183):
Noricus Ostrogothum quod continet, iste timetur;
Gallia quod Rheni Martem ligat, iste pavori est;
quod consanguineo me Vandalus hostis Halano
diripuit radente, suis hie ultus ab armis. 380
ЛАТИНСКИЕ ИСТОЧНИКИ 117
ки, вероятно, у Гибралтара {Tartesiacis terris, occiduam Calpen); поэтому можно предположить, что здесь мы имеем дело с поэтической формулой вместо Hispania (ср. Courtois 1955: 54 п. 6). Этот текст вновь наводит на предположение об участии алан в действиях вандальских пиратов в середине V в.
2.40.3. В письме Сидония к Пробу, мужу его кузины Евла-лии, написанном в Лионе или Клермон-Ферране и датированном 470/1 г., рассуждая об учениях Сократа и Платона, которые им преподавал их учитель Евсевий Арльский, он говорит: «какие наставления, Боже милостивый, и сколь драгоценные! Если бы какой-нибудь философ перенес их к живущим в болотах сигамбрам или к сынам Кавказа аланам, или к доителям кобылиц гелонам, то, несомненно, ороговевшие сердца и заледеневшие внутренности этих диких и грубых племен смягчились бы и оттаяли, и мы бы не насмехались, не презирали и не боялись бы их свирепости и глупости, которые, подобно зверям, глупы, жестоки и необузданы» (ср. Courcelle 1964: 176; о персоналиях, PLRE II430,910— 11 s. v. Eusebius 13, Probus 4) m.
2Л\.Вегецийш
Флавий Вегеций Ренат (конец IV в.), vir inlustris et comes, является автором единственного дошедшего до нас компендиума римской военной науки, Epitoma rei militari в четырех книгах, написанного после 383 г. и посвященного анонимному императору, возможно, Феодосию I (379—395) или Валентиниану II (375—392).
Два пассажа из Epitoma кратко упоминают аланов:
128 Sidon. Ер. 4, 1, 4 (изд. Luetjohann MGH A A VIII, р. 53): at qualium,
deus bone, quamque pretiosorum, quae si quis deportaret philosophaturus aut ad
paludicolas Sygambros aut ad Caucasigenas Alanos {halanos LMTCFP) aut ad
equimulgas Gelonos, bestialium rigidarumque nationum cor da cornea fibraeque
glaciales procul dubio emollirentur egelidarentur neque illorum ferociam stolidi-
tatemque, quae secundum beluas ineptit brutescit accenditur, rideremus contem-
neremus pertimesceremus.
129 FlaviusVegetius Renatus (изд. С. Lang ВТ 18852); LatLit IV. 1 194—
201; PLRE I 763 s. v. Renatus; Eurasia 25.
118 ГЛАВА ВТОРАЯ
(a) в начале главы, посвященной оружию, употреблявшему
ся древними (quo armorum genere usi sunt antiqui), мы читаем:
«место требует, чтобы мы попытались передать, в умении вла
деть какого рода оружием следует упражнять новобранцев, и
каким доспехом они должны быть снабжены. Но в этом отно
шении древний обычай совершенно уничтожен. Ибо хотя воо
ружение всадников улучшилось по образцу готской, аланской
и гуннской конницы, то пешие воины, как известно, остаются
не защищенными» 130.
(b) в coda к третьей книге Вегеций обращается к императо
ру, которому посвящает свой труд: «здесь изложено, о непобе
димый император, то, что увековечили в преданиях знамени
тейшие писатели, что испытано в различные времена, и осно
вано на опыте,— чтобы к опытности в метании стрел, которой
в твоей светлости восхищается перс, к навыку и красоте верхо
вой езды, которой хотели бы подражать, если бы могли, племе
на гуннов и аланов, к быстроте бега, с которой не могут срав
ниться ни сарацин ни индиец, к опытности в тактике, которую
кампидукторы, обучающие солдат военному делу, были бы
рады постичь хоть отчасти,— чтобы ко всему этому было бы
присоединено и знание правил, как вести бой, но вернее — ис
кусство побеждать»131.
Как отмечает Бахрах (Bachrach 1973: 36 п. 30), scientia equi-tandi аланов и гуннов, ставшая нарицательной в этом панегирике, повлекла реформы в кавалерийских частях империи —
ЛАТИНСКИЕ ИСТОЧНИКИ 119
возможно, начиная с exemplum варварских вспомогательных частей (ср. Аврелий Виктор §2.18; Пакат §2.33.Ь; Зосим S 3.20.а) — в ущерб пехоте. Странно, однако, что Вегеций не сообщает, в чем эти реформы заключались, и только говорит о переменах «по практике упражнений, и по роду оружия и по высокому качеству лошадей» (МП. 3, 26 usu exercitii, armorum genere, equorum nobilitate).
2.42. Виктор из Виты т
В своей Historia persecutionis Africanaeprovinciae, написанной спустя шестьдесят лет после вторжения вандалов (ок. 485 г.), Виктор, епископ Виты, в Бизацене, описывает преследования католической церкви в Северной Африке вандалами — ариа-нами. Два пассажа из его сочинения транскрибируют эдикты вандальского царя Гунериха (477—84), адресованные «всем епископам омиусианским» (20 мая 483 г.) ш и «всем народам, подвластным нашему правлению» (25 февраля 484 г.)134, оба озаглавленные фомулой «Гунерих, царь вандалов и аланов» (rex Hunirix Wandalorum et Alanorum); cp. Courtois 1955: 237 n. 7; Bachrach 1973: 58 n. 81; Gaggero 1996: 1638 n. 5.
ЛАТИНСКИЕ ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
2.43. Varia Epigraphica
по yeg ми j( 20 (изд. Lang ВТ, p. 21—22): locus exigit ut, quo armorum vel instruendi vel muniendi sint tirones, referre temptemus. sed in hac parte antiquapenitus consuetude deleta est; nam licet exemplo Gothorum et Alanorum (Halan- V) Hunnorumque equitum arma profecerint, pedites constat esse nudatos.
131 Veg. Mil. 3, 26 (изд. Lang ВТ, p. 124—125): digesta sunt, imperator invicte, quae nobilissimi auctores diversis probata temporibus per experimento-rumfidem memoriae prodiderunt, ut adperitiam sagittandi, quam in serenitate tua Persa miratur, ad equitandi scientiam vel decor em, quae Hunnorum Alano-rumque {Halan- S) natio velit imitari, si possit, ad currendi velocitatem, quam Saracenus Indusque поп aequat, ad armaturae exercitationem, cuius campidoc-tores vel pro parte exempla intellexisse gaudent, regula proeliandi, immo vincen-di artificium iungeretur.
Нашему вниманию представились следующие эпиграфические свидетельства об аланах и роксоланах:
(а) в двух надписях из Полы упоминается некий П. Элий Распараган (§ 2.49), rex Roxolanorum, который ассоциировался
132 Victor Vitensis (изд. С. Halm MGH А А III. 1 1879, р. 1—58); LatLit
IV.2 567—69; Eurasia 29.
133 Viet. Vit. 2, 39 (изд. Halm MGH A A III. 1, p. 22): rex Hunirix
Wandalorum et Alanorum universis episcopis homousianis.
134 Viet. Vit. 3, 3 (изд. Halm MGH A A III.l, p. 40): rex Hunirix
Wandalorum et Alanorum universispopulis nostro regno subiectis.
135 Источники: CIL = Corpus Inscriptionum Latinarum; CLE = Carmina
Latina Epigraphica изд. F. Buecheler.
120 ГЛАВА ВТОРАЯ
с анонимным царем роксоланов, заключившим, согласно His-toria Augusta (§ 2.8.а), мир с императором Адрианом (117— 38 гг.), и его сын П. Элий Перегрин. Эти лица, вероятно, содержавшиеся в Поле как почетные пленники, заимствовали имя П. Элий от Адриана; см. RE II [1893] 528 (s. v. Aelius 109, 119), где эти события датируются ок. 117/18 г. 136
(b) сохранилась краткая эпиграфическое стихотворение са
мого Адриана (ок. 121/3 г.), найденное в Апте (древняя Апта
Юлия в Нарбоннской провинции) и посвященная его коню:
«алан Борисфен, цезарев скакун, который летал, бывало, над
равниной, болотами и этрусскими холмами; на охоте паннонс-
кий вепрь, будучи преследуем, не дерзал ранить его своим бе
лым клыком; случалось, пена из пасти покрывала его до само
го хвоста. Но будучи еще в полном цвете молодости, здоровый
и невредимый телом, он умер в день своего рождения и здесь
погребен в земле». См. Cass. Dio 69,10: 6 BopwGevrii; 6 Xnnoq, ф
[sc. 'ASpuxvcx;] \ia\wza Qr\pS>v треакето... dno9av6va yap сштф Kai
racpov костеакеиасе mi axr\kr\v ёахт|ае коа ёт/ураццата еяеурауеу
(ср. §2.43.а; Марциал §2.5; Historia Augusta §2.8.h; Bachrach
1973: 10; Remy-Kayser 1999: 97)137.
(c) надпись из римской Африки упоминает Гелимера (530—
533), последнего короля вандалов и аланов (ср. Прокопий
§5.14.3.с)ш.
136 CIL V 32: P. Aelio Rasparagano regiRoxolanorum v. v./; CIL V 33: P.
Aelius Peregrinus, regfisj Sarmatarum Rasparaganif., v. f. sibi et A ttiae Q. f.
Procillae, lib. Ifiberjtabusq. posterisq. eorum.
137 CIL XII 1122 = CLE 1522:
Borysthenes Alarms aususfuit nocere:
Caesareus veredus vel ex timam saliva 10
per aequor et paludes sparsit ab ore caudam
et tumulos Etruscos ut solet evenire.
volare qui solebat, 5 sed integer iuventa
Pannonicos in apros inviolatus artus
nee ullus insequentem die sua peremptus 15
dente aper albicanti hie situs est in agro.
138 CIL VII 17412: -fGeilamir rex Vandalorum et Alanorum.
ЛАТИНСКИЕ ИСТОЧНИКИ 121
ОНОМАСТИКОЙ
2.44. Абаба
PN [f.] S Ababa Capit. Maxim. 1, 6; lord. Get. 15, 83; Rom. 281.— P Аланка, мать императора Максимина (235—238) и жена гота Микки (§§ 2.8.d; 4.17.1b & 4.а).— I Юсти (NB 1) связывает это имя со скифским "Afkxfkx; (Ольвия 1Р; ср. Slav. 128. По мнению Згусты (PN 293—94), производное из "детского слова" ("Kinderwort"); это намного правдоподобнее этимологии Аба-ева (ОЯФ 185; Осн. 306) *hu-vdba "хорошая ткачиха" и Альт-хейма (Altheim 1959—62[V]: 23—24 * ар-ара "безводная" (подобно сурх-котальскому 3 ocfkxPyo = *ар-ара-ка, но без последнего суффикса). Э. Холь (Е. Hohl), издатель Historia Augusta, полагал, что имена Micca и Ababa были получены автором жизнеописания Максимина из Herod. 6, 8, 1 ixi^ofkxpPapcx; (ср. пер. A. Castagnol, Paris 1994, p. XXV).