Любовь Александровна Тутаева
Закон о защите прав потребителей, закон о рекламе
ЛЕКЦИЯ 1
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА
Маркетинг как система деятельности на рынке
Концепции, принципы и функции М
Виды М
№1
По мере насыщения рынка, роста потребительской культуры, а также развития компаний и укрупнения бизнеса усложняется процесс управления рыночной деятельностью. Это применимо в том числе и для управления товарной, ценовой, сбытовой политикой компании. Т.е. на вопросы о типе товара, его качестве, цене, конкурентоспособности, месте и способе продаж может ответить только маркетинг. Общей целью М является достижение рыночного согласия между производителями и потребителями, продавцами и покупателями при обоюдной выгоде в наилучших психологических условиях.
Становление рыночных отношений предопределило более широкое использование маркетинга в практической деятельности предприятий, что объясняется рядом обстоятельств:
1) Усложнились проблемы производства и реализации товаров вследствие стремительного роста масштабов производства, расширения ассортимента товаров и услуг;
2) Возросли требования покупателей
3) Обострились проблемы с ограниченностью ресурсов
4) Ужесточилась внутриотраслевая, межотраслевая и международная конкуренция
5) Возросли производственные возможности вследствие НТП
С выходом предприятий на рынок стали необходимы особые стратегии и тактика, позволяющие учитывать происходящие на рынке изменения
Конъюнктура рынка
Использование М связано как с деятельностью на внутреннем рынке, так и с внешне экономической деятельностью предприятий.
М широко применяется в различных сферах предпринимательства, на рынках товаров производственного назначения, потребительских товаров, разного рода услуг, М лиц, идей, территорий.
Существует множество определений М, все они могут быть сведены к двум обобщенным.
Маркетинг – деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю.
Маркетинг – деятельность по изучению и прогнозированию рынка, разработке, производству, распределению и продвижению товаров и услуг для осуществления сделок купли-продажи, с помощью которых наилучшим образом достигаются цели предприятия и удовлетворяются запросы потребителей.
В качестве маркетинговых выступают цели:
Ø Экономические (создать уникальность, тем самым повысить прибыль)
Ø Социальные - ответственность перед работниками и проживающими в регионе людьми
Ø Экологические – недопущение загрязнения окружающей среды, улучшение экологической ситуации, рациональное использование имеющихся ресурсов
Ø Этические – охрана института семьи, защита национальных, культурных ценностей и традиций, воспитание толерантности, охрана животных.
Ø Мировоззренческие – пропаганда того или иного мировоззрения
Ø Личные – независимость, престиж, политическое и общественное влияние, самореализация.
Цели могут быть стратегическими, перспективными, тактическими, оперативными. Организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, важных функционирования и развития предприятия. Направление М подразумевает проведение политики в области качества и ассортимента продукции, формирование цен, организации сбыта и коммуникаций.
Методы, применяемые в М включают:
Учет
Анализ
Моделирование
Прогнозирование
Проектирование
Корректировки
Система М предполагает решение задач:
ü Комплексное изучение рынка
ü Выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей
ü Планирование товарного ассортимента и цен
ü Разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса
ü Планирование и осуществление сбыта
ü Разработка мер по совершенствованию управления и организации производства
Решение этих задач опирается на использование перечисленных ранее методов.
№2
М как комплексная система предполагает определенные концепции, принципы и функции. Существуют 2 подхода к определению концепций маркетинга:
1) Единая концепция М «Ориентация на потребителя». Все то, что делается в М, делается для потребителя.
2) 5 концепций:
1. Концепция совершенствования производства (покупатели активно приобретают товар, задача производителя снижать затраты.)
2. Концепция совершенствования товара
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий
4. Концепция М «Отыщите потребности и удовлетворите их»
5. Концепция социально-этического М (имеет в основе концепцию М с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Это способствует сбалансированности 3 основных факторов: 1) роста прибыли предприятия, 2) удовлетворение спроса потребителя, 3) соблюдение интересов общества)
Каждая концепция имеет свои достоинства и недостатки. Синтез положительных элементов с целью снижения рисков и повышения эффективности принимаемых решений носит название маркетинг-микс.
Маркетинговая деятельность основывается на принципах:
· Систематический и всесторонний учет состояния и динамики потребностей, спроса, потребления, а также особенностей рынка в целях принятия обоснованных коммерческих решений
· Создание условий для максимального приспособления производства ассортимента и качества продукции к требованиям рынка в структуре и динамике потребностей и спроса.
· Тщательный учет и рациональное расходование имеющихся ресурсов
· Активное воздействие на рынок и потребителей с целью формирования желаемого уровня спроса методами рекламы, товарной и ценовой политики и т.д.
Изложенные принципы предопределяют содержание функций М:
Комплексное изучение рынка
Планирование товарного ассортимента, исходя из требований рынка и своих возможностей
Ценообразование и работа с ценами
Организация товародвижения
Формирование спроса и стимулирования сбыта (Фосстис)
Планирование, управление и контроль маркетинговой деятельности
Все функции могут быть сведены к двум: аналитической (информационной) и управленческой.
№3
Вопросы к семинару:
1) Сравнительная характеристика определений М различных авторов, а также по этапам развития М как науки
2) Определите взаимосвязь М, рынка, потребностей и потребителей. С помощью каких инструментов можно регулировать рынок
3) Перечислите цели и особенности основных концепций М
4) Цели и направления М
5) Комплекс М
6) Основные принципы и функции
7) Виды М по классификационным признакам
8) Спрос и предложение, понятие и виды, эластичность спроса и предложения
9) Основные условия и факторы, определяющие спрос и предложение на рынке товаров и услуг
10) Виды М в зависимости от состояния спроса на товары и услуги: демаркетинг, конверсионный М, стимулирующий М, развивающий, ремаркетинг, синхромаркетинг, поддерживающий и противодействующий.
17.02.14
МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА