Диагностические критерии:
A. Устойчивый паттерн игнорирования и ущемления прав других, установившийся с 15 летнего возраста и определяемый тремя (или больше) критериями:
1 - неспособность следовать социальным нормам в соответствии с законопослушным поведением, что проявляется в повторяющихся правонарушениях, являющихся поводом для ареста;
2 - лживость, определяемая постоянным враньем, использованием чужих имен, обман других для достижения личных выгод;
3 - импульсивность или неспособность планировать будущее (напр., частые переезды и путешествия без цели);
4 - раздражительность и агрессивность, определяемая повторяющимися драками и нападениями;
5 - отсутствие лояльности к окружающим со стремлением «свалить» вину на других, безрассудное невнимание к собственной безопасности и безопасности других;
6 - устойчивая безответственность, определяемая постоянной неспособностью поддерживать устойчивое профессиональное взаимодействие (частые, необоснованные отсутствия в школе, частые уходы с работы без реальных планов, связанных с дальнейшим трудоустройством);
7 - невозможность выполнения взятых на себя финансовых обязательств;
8 - отсутствие угрызений совести, определяемое по безразличию или рационализации по поводу нанесения повреждения другим, обворовывания или обмана;
9 - отсутствие активностей, связанных с заботой о собственных детях;
10 - частые разводы, отсутствие истинно моногамных связей более 1 года.
B. Возраст к моменту обследования — по крайней мере 18 лет
C. До 15 лет возможно установление расстройства поведения
D. Исключается течение шизофрении и маниакальный эпизод.
В переведённом на русский язык учебнике Сэдока и Каплана термин «антисоциальный» сохранён, но во многих переведённых руководствах и вышедшем недавно в Киеве Оксфордском руководстве этот термин заменён на «асоциальный». Многие авторы, используя в своих работах термины «асоциальный» и «антисоциальный», полагают, что они эквивалентны друг другу. Это в ряде случаев приводит к возникновению определённых недоразумений, так как термин «асоциальный», обозначает несоциабельность человека, погруженность его в себя, интровертированность и затруднения в контакте с другими людьми.
Антисоциальное личностное расстройство имеет большое социальное значение и встречается достаточно часто, являясь причиной серьёзных неприятностей как для носителя расстройства, так и для лиц, его окружающих. Носители этого расстройства характеризуются постоянными антисоциальными и часто противоправными действиями, неспособностью соответствовать принятым социальным нормам, что осложняет их социальные взаимодействия.
В МКБ-10 это расстройство личности называется диссоциальным. Термин «диссоциальный» встречается в американском учебнике психиатрии под редакцией Arieti. Под термином «диссоциальный» в то время понимались лица, проявляющие антисоциальное поведение по отношению ко многим людям, но по отношению к узкой группе лиц, например, членам семьи, членам социальной группы, эти лица проявляют лояльность с недопущением в отношении к ним антисоциальных действий. Поэтому термин «диссоциальный», встречающийся в МКБ-10, вызывает определённые затруднения у тех, кто знаком с его прежним значением.
Антисоциальное расстройство личности в DSM-IV диагностируется как и все расстройства с 18-летнего возраста, но при этом выделяются признаки, проявляющиеся до 15-летнего возраста. Значение этих признаков велико, так как они предопределяют дальнейшее развитие «полноправного» антисоциального расстройства. К ним относятся, согласно DSM-IV, следующие:
1. частые уходы из дома с невозвращением на ночь, импульсивное поведение. Стремление взрослых наказать их сопровождается невыполняемыми обещаниями не повторять такого поведения;
2. склонность к физическому насилию, драчливость с более слабыми сверстниками;
3. жестокость по отношению к другим и издевательство над животными;
4. сознательное повреждение собственности, принадлежащей другим;
5. целенаправленные поджоги;
6. частое враньё, вызываемое разнообразными причинами (чаще, чтобы избежать наказания);
7. склонность к кражам и грабежам;
8. стремление к насильственному вовлечению лиц противоположного пола в сексуальную активность;
9. трудности в учёбе, связанные с неподготовкой домашних заданий, прогулов;
10. отсутствие привязанности к людям;
11. отсутствие сопереживания, сочувствия.
Наличие трёх и более признаков позволяет отнести их носителя к категории лиц, страдающих антисоциальным расстройством поведения.
Лица с антисоциальным расстройством могут быть достаточно и даже высоко интеллектуальными. Для них характерно умение держаться, умение соответствовать общепринятым нормам, производя положительное впечатление на окружающих. Таким образом, при кратковременном контакте с ними у окружающих часто возникает о них неправильное представление. Например, в ситуациях кратковременного разговора, психологического интервьюирования, собеседования они, при прочих равных условиях, производят порою даже лучшее впечатление, чем те, кто такого расстройства не имеет. Отрицательные качества, свойственные им, выявляются только при изучении их поведения в течение сколько-нибудь длительного промежутка времени, а не в обстановке непродолжительной беседы, в течение которой они могут «собраться», добиваясь у собеседника необходимой положительной оценки. Для людей с такого рода расстройствами характерна хорошая вербализация, логика, умение правильно оценить обстановку.
У лиц с антисоциальными нарушениями почти не представлены тревога и страх, поэтому они не боятся последствий своих действий. В XIX веке поведение таких людей квалифицировалось как "моральное безумие» потому, что, с точки зрения психиатров, наблюдавших таких людей, человек с нормальным интеллектом, будучи психически здоровым, не в состоянии совершать подобные действия, так как удовольствие, получаемое им незначительно, а последствия для других и самого себя разрушительны.
«Ядром» этого нарушения является получение удовольствия любой ценой, поэтому особенностью лиц с антисоциальными нарушениями является выдвижение на первый план деятельности, направленной на получение удовольствия. Им свойственен примитивный гедонизм, без учёта реальной возможности следующего за антисоциальными действиями наказания. Поэтому запугивать их наказаниями бессмысленно. Эти лица стремятся к гиперстимуляции, чувствуя себя лучше во время пребывания в активном состоянии. Они не выносят состояния пассивности, одиноче ства, изолированности. Поэтому термин «асоциальный» по отношению к этим лицам выглядит как нелепый нонсенс. Они стремятся к контактам с другими, но в этих контактах совершенно не учитывают их интересов. Любые, требующие усилий действия производятся ими лишь при одном условии - получение удовольствия от деятельности. В случае несоблюдения такого условия, делать работу, не доставляющую им положительных эмоций, они не будут. Стремление к получению удовольствия носит поверхностный характер, не затрагивая глубинных эмоций.
Социальная непродуктивность таких людей базируется на том, что им быстро всё надоедает. Начав с подъёмом и энтузиазмом выполнять какую-либо деятельность, они быстро в ней разочаровываются, находя работу рутинной, скучной и неинтересной. Это приводит к появляющимся нарушениям, ошибкам и промахам, вызывающим возмущение окружающих.
Лицам с антисоциальными расстройствами свойственно злоупотребление веществами, изменяющими психическое состояние, например, алкоголем и наркотиками. Вместе с тем, развитие аддиктивного поведения в плане химических аддикций - не очень характерно, так как носит периодический характер. Они легко бросают употреблять алкоголь или другое вещество. Такие люди легко вовлекаются в многообразные виды антисоциальной деятельности. У них отсутствует фиксация на алкоголе. Это проявляется, например, в том, что при положительном отношению к алкоголю для них нетипично доставать его, они участвуют в выпивке только тогда, когда их угощают. В случае развития у них физической зависимости, связанной с употреблением жёстких наркотиков, например, опийного ряда, возникновение аддикций более вероятно.
Наиболее слабым местом для лиц с антисоциальными нарушениями является гипостимуляция, которую они плохо переносят, испытывая при этом выраженный психологический дискомфорт. Эту особенность следует учитывать при профессиональном отборе. Так, увлечённые, например, романтическим порывом, они стараются уехать в места, где отсутствуют развлечения и нет возможности быстро вернуться, например, участвовать в экспедициях. В силу того, что им быстро всё надоедает, у них появляется агрессивность по отношению к другим, усиление конфликтности, провоцирующей разнообразные нарушения.