Тема 1. Творческая история произведения как историко-литературная и текстологическая проблема

Особенности художественного мышления писателя, предопре­делившие своеобразие художественного мира в его произведениях, с предельной непосредственностью обнажаются в "творческой истории произведения — в этих, — как отмечал Н.К.Пиксанов, — трудных поисках совершенства и законченности". Именно поэтому страстный "пропагандист" "творческой истории" как особой "историко-литературной дисциплины", Н.К.Пиксанов связывал “изучение творческой истории произведений” с перспективой решения двуединой задачи: постижением "завершительного смысла самого изучаемого произведения и раскрытием творческой личности поэта".

Под понятием "творческая история" принято понимать — "тип литературного исследования, состоящий в восстановлении процессов создания литературного произведения, c тем, чтобы судить о труде писателя не только по его статичному результату, но и по самому его ходу и таким образом выявить социальные и психологические предпосылки, условия, закономерности и этапы творческой работы и полнее понять конкретно-исторический смысл произведения в его завершенной форме". Осмысление этапов развития творческого замысла и характера его изменений (углубление, эволюция, рождение самостоятельного замысла на основе переосмысления старого) позволяет выявить в пределах творческой истории произведений важнейшие особенности художественного мышления писателя, которые, воплотившись в редакциях, неизбежно несли на себе печать тех изменений, которыми отмечены и соответствующие этапы развития творческой индивидуальности. И это естественно, т.к. категория "творческой индивидуальности" отражает важнейшие характеристики творчества писателя, которые содержат в себе постоянное, индивидуальное, проявляющееся в динамике, в развитии, подчиненном общим историко-литературным закономерностям. Такое определение творческой индивидуальности предложил в своё время М.Б.Храпченко в работе "Творческая индивидуальность и развитие литературы": "Творческая индивидуальность, - писал автор, - это личность писателя в ее важнейших социально-психологических особенностях, ее видение и художественное претворение мира, это личность художника слова в ее отношении к эстетическим запросам общества, в ее внутренней обращенности к читательской аудитории, к тем, ради кого создается литература".

Творческая история произведения, опубликованные редакции которого принадлежат определенным этапам творческой биографии писателя, неизбежно отразит изменения "авторской мотивации и телеологии художественных средств и приемов" (Н.К.Пиксанов), вызванные эволюцией представлений художника о духовных потребностях общества, читательской аудитории.

Такое понимание творческой истории ни у кого из текстологов не вызвало и не вызовет возражений. Хотя следует признать, что по-своему следуя ему, историки литературы, очевидно, и допускали в свое время нарушение принципа историзма, рассматривая поздние редакции произведений в историко-литературном контексте того периода, когда создавались и публиковались ранние редакции произведений, полагая при этом, что поздний вариант в большей мере, чем ранний, отвечает авторскому замыслу и смыслу произведения.

Исправлениям этих ошибок посвящен коллективный труд "Текстология произведений советской литературы", опровергший представление о безупречной линейной направленности творческой истории ряда произведений. Поэтому, приступая к исследованию произведения, в первую очередь необходимо начать текстологическую паспортизацию произведения с истории публикаций:

1) установить, где и когда публикуется текст изучаемого произведения;

2) если произведение в прижизненных повторных публикациях включалось писателем в сборник, публиковалось совместно с другими произведениями, то необходимо обратить внимание и на этот контекст (был он стабильным или менялся, какого типа издания были "сборники"?);

3) если повторные публикации фиксируются в библиографических указателях с пометами: "исправленное", "дополненное", "измененное" и т. п., обозначающими внесенные писателем исправления в текст, то, фиксируя в "паспорте" эту информацию, необходимо обратить внимание и на причины, побуждавшие писателя совершенствовать текст, и обстоя­тельства, в которых протекала работа (т. е. обратиться к Летописи жизни и творчества писателя).

Все факты изменения текста должны иметь объяснения. Случается, что эта работа уже частично проведена за вас: в научных изданиях классиков всегда содержится подробный комментарий, информирующий и об источниках публикации, и о творческой истории текста, историко-литературные сведения, биографические пояснения и т. п. Однако далеко не все изменения могут фиксироваться и получать объяснения в комментариях: всякий комментарий исторически неполон и несовершенен. Поэтому и не следует ограничивать источники изучения истории публикаций текста комментариями к нему. "Критическую проверку источников литературы" Н.Ф.Бельчиков считал основой научного исследования.

Наиболее полные источники сведений по истории публикации произведений от древнерусской до советской литературы, изданные до середины 70-х гг. XX в., приведены в учебном пособии "Пути и навыки литературоведческого труда" Н.Ф.Бельчикова. Глава "Источники и пособия" этой книги содержит аннотированный перечень всех опуб­ликованных к моменту создания книги справочно-библиографических пособий по русской и советской литературе.

Конспект этой главы (С.64—133), подробно фиксирующий все библиографические пособия, имеющие непосредственное отношение к изучаемой студентом теме, — обязателен, как и последующая работа с этими пособиями.

Тема 2. История текстологии как науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: