Никогда не могло бы твориться в реальном городе с тем же
Названием. Город запутает, обманет, одурманит вас, бросит на
Произвол судьбы и даже не вспомнит о том, что вы ходили по этим
Мостовым и глядели на эти здания. И жители города не смогут
Понять вас, станут глядеть странно и пройдут мимо, пожав
плечами: "Да кто это? Разве мы были когда-нибудь знакомы?"
В этом городе прекрасных миражей,
Где действительность не знает, что ей делать,
Было столько уже разных виражей
на мостах и мостовых заледенелых!
Появлялось божество из-за угла,
И два призрака владели нищей нишей,
И судьба моя меня подстерегла
Львиной мордой, неожиданно возникшей...
Это было -- я не помню, на каких
Длинных улицах без всякого названья
И в каких-то переулочках глухих,
Где встречались вы не с нами, мы не с вами,
Где к утру уже от жизни кочевой
и от жизни вообще -- такая жалость! --
Вдруг совсем не оставалось ничего,
|
|
сновиденья -- и того не оставалось!
Неважно, кто из нас написал это,-- важно другое: вы
Навсегда чужой в этом городе, и если даже будет вам предложено
Участвовать в чем-то, знайте: вас вовлекают в авантюру,
Сущности которой вы никогда не поймете, как не узнаете никогда,
Чем заняты одни герои, пока автор описывает других.
Нет более опасного заблуждения, чем уподобление книжной
Действительности -- действительности реальной. Хитрые реалисты
Придумали массу способов, чтобы заставить нас принять одну за
Другую, сбить с толку правдоподобием. В конце концов огромными
Тиражами начали выходить очень правдоподобные книги, искусно
Имитирующие ситуации, в которых бываем мы с вами. Мы хохочем
Или заливаемся слезами, но вот что странно: эстетической эмоции
Мы при этом можем и не испытывать. Да, нам смешны герои, да,
Нам жаль их, но и то и другое переживание может совсем не
Отличаться от переживаний по поводу невзгод нашего соседа по
Лестничной площадке. А эстетическая эмоция -- тоньше: в ней,
Например, к переживанию добавляется еще и сожаление или радость
По поводу того, что так -- не бывает. Эстетическая эмоция, по
меньшей мере, двупланова, а по большей мере...
И если вынуть из эстетической эмоции представление о том,
Чего не бывает, -- если вынуть из нее, другими словами,
Представление об условности, то зачем брать в руки книгу? Можно
Просто выйти на улицу и посмотреть вокруг: смеха и слез будет
Предостаточно. Но вот возвышающего нас смеха и возвышающих нас
|
|
Слез...
А взять да описать несколько часов нашей жизни, следуя
Только правде, ни на шаг не отступая в сторону,-- не будет ли
Это немножко скучновато? Ведь когда мы начинаем пересказывать