В.Пичул «Маленькая Вера» 1988г

Фильм «Маленькая Вера» критики считают первым советским фильмом, который преодолел табу на секс на советском экране. В картине впервые присутствует откровенная интимная сцена, которая до эпохи перестройки была совершенно немыслима для показа в кинотеатрах СССР (из западных фильмов подобные сцены «вырезались»).

После «Маленькой Веры» (которая, в определённом смысле, стала символом раскрепощения) на экран потоком начали выходить ленты на запрещённую до того тематику: преступности, проституции, бытового насилия.

Проблематика фильма, однако, значительно шире, чем демонстрация подробностей интимной жизни. Откровенность картины затрагивает саму жизнь среднестатистической советской семьи. Жёсткая натуралистичность убогой жизни провинциального городка — это пример «прямого кино», которое сильно контрастировало со смягчением острых углов в официальном советском кинематографе времён застоя.

На экране в стилистике обыденности предстал извращенный мир, в котором семейные, любовные отношения, добро, участие — все обращалось в свою противоположность. Название фильма, содержащее имя собственное, приобретает метафорическое значение. Малая вера, которая по существу есть безверие.

Семейные пьяные застолья, завершающиеся поножовщиной; любовь в загаженном общежитии; танцплощадка, окруженная взводом с собаками. Это впервые было на нашем экране. И это не было чернухой. Потому что взгляд автора на такую реальность был и трагическим, и сострадающим, и не сторонним. Пичул говорил, что делал фильм о своих родителях, в которых миллионы узнавали своих.

Роли матери и отца Веры — может быть, лучшее, что создали замечательные русские актеры Людмила Зайцева и Юрий Назаров. По неповторимости и узнаваемости, по искренности и мастерству. И так странно видеть их сегодня в рядах тех, кто хотел бы вернуть жизнь, которой они вынесли в фильме приговор, окончательный, обжалованию не подлежащий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: