Спектакли Эфроса

Анатолий Васильевич Эфрос (1925- 1987) — выдающийся советский театральный режиссёр.

Во время войны в эвакуации, работал слесарем на авиазаводе в Перми.

Окончил режиссёрский факультет ГИТИСа (1950, мастерская Н. В. Петрова и М. О. Кнебель).

В 1951—1953 гг. работал в Рязанском драматическом театре, в 1954—1963 гг. в Центральном детском театре.

В 1963 г. стал главным режиссёром Московского театра имени Ленинского комсомола.

С 1967 г. режиссёр Московского драматического театра на Малой Бронной.

В 1984 г. возглавил Московский театр драмы и комедии на Таганке вместо вынужденного эмигрировать Юрия Любимова.

Много лет работал в московском Театре на Малой Бронной. Его творческая эстетика не принималась советской партийной номенклатурой, Министерство культуры СССР не всегда или с трудом принимало и разрешало его спектакли. Неоднократно возникали конфликты. В искусстве его интересовала личность, психология человека - не сильного героя, а порой подавленная обстоятельствами, окружением, в каждом персонаже он стремился дать увидеть что-то свое, особенное, духовно тонкое, скрываемое от посторонних глаз.

В 1984 году был назначен главным режиссёром Театра на Таганке вместо Юрия Любимова, уехавшего из страны. Поставил там несколько спектаклей, возобновил «Вишнёвый сад» Чехова (в спектакле 1975 года роль Лопахина исполнял Владимир Высоцкий). Спектакль имел безусловный успех. Тем не менее эстетика двух великих режиссеров, Эфроса (утонченная психологичность) и Любимова (обыгрывание условности, площадность, вышедшие из Вахтанговской школы), была настолько разной, что коллектив театра на Таганке не мог принять чуждые для него методы стилистики и постановки. Конфликт оказался неминуем. Непонятость выдающегося режиссёра коллективом привела к трагической черте - смерти режиссёра.

Помимо театральной режиссуры, Эфрос известен как кинорежиссёр. Снял фильм «В четверг и больше никогда», вошедший в число лучших лент советского интеллектуального кино.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1977).

38. Эволюция новостных программ на отечественном телевидении

1952 – кинохроники – киножурнал «новости дня» в конце каждой недели.

Первый выпуск новостей – 1956 год – «Последние известия». Это были радионовости – на первой кнопке шла радиосводка, и она же, несколько менее умело, повторялась дикторами ТВ.

1957 – начали добавлять в сводку киносюжеты. Но ещё долго радиосводка составляла основу «последних известий». Они шли «по окончании программы» из-за плавающего графика.

1960 – закладка Останкинской башни. 64 – начали строить телецентр рядом. 67 – постройки завершены.

1968, январь – новости получили фиксированное время и стали выходить под новым названием – «Время». 1972 – это время стало 21-00.

Период застоя.

«Время» идёт по всем каналам одновременно. Новости – главный рупор пропаганды. «Время» верстается в Кремле». Бунт собак в Москве – многие москвичи стали выгуливать собак именно в 21-00, сбегая от новостей.

Программа делится на 2 части – внутренняя и зарубежная. Новости решили озвучивать на два голоса – мужчина и женщина читали текст без эмоций. На ТВ был только один жанр – рапорт.

Вознесенский, Бегетов – обозреватели внутренних политических новостей.

Задачей фильмов было утверждение преимущество советского образа жизни.

Осень 1982 – умер Брежнев. Потом был Андропов, потом Черненко до апреля 1985. «Пятилетка пышных похорон».

Апрель 1985 – главой ЦК стал Горбачёв.

В годы перестройки происходят перемены в технологии сбора и обработки новостей. Многие студии переходят на нелинейный монтаж, появляются камеры «Бетакам». Новое поколение видеотехники с несколькими звуковыми дорожками позволило применять интершум, т.е. использование живого звука в качестве дополнительной информации.

В мае 1991 г. вышли «Вести» нового телеканала «Россия». С 1992 года первый канал назывался «Останкино». Они дополняли друг друга. Когда в 1992 году между политическими силами началась борьба за контроль над информацией, главным яблоком раздора стало ТВ.

Противостояние вылилось в захват ТЦ «Останкино» 3 октября 1993 г. Итог – под полным контролем исполнительной власти телеканал «Россия» и первый канал. На экран была выпущена реклама и стали возникать независимые от правительства коммерческие телекомпании. ТВ-6 и НТВ стартовали в 1993 г., и НТВ сразу заявило о себе сильными динамичными, яркими новостями в западном стиле, забрав из «Останкино» известных журналистов Киселева, Миткову, Осокина, из «России» - Сорокину. Появление НТВ стало прорывом в информационном вещании.

Но постепенно новые СМИ оказались привязанными к власти через механизм зависимости их владельцев от благосклонности чиновников. В преддверии выборов 1999 г. В ГосДуму НТВ, ТВ-6 и ТВЦ поддерживали блок Лужкова-Примакова, а государственные ОРТ и «Россия» - движение «Единство», ставшее позднее «Единой Россией».

Сегодня первый канал и «Россия» контролируются государством, ТВЦ – Московской мэрией, НТВ – полугосударственной компанией «Газпром». Конечно, если сравнить сегодняшнее ТВ с тем, каким оно было 20 лет назад, то в сфере информации оно стало живее, оперативнее, интереснее, многоплановее. Новости Первого канала и РТР собирают примерно вдвое больше зрителей, чем все остальные каналы, вместе взятые. И именно они диктуют повестку дня – т.е. набор сюжетов и проблем, считающихся самыми важными. Новости НТВ – бодрый ритм, скандалы, сенсации, бульварная пресса, кровь, насилие.

Есть и качественные информационные каналы: РБК, Евроньюс, Россия 24.

Абсолютное большинство россиян отводит ТВ главную роль в получении информации о внешнем мире, для 70% это единственный источник. 44% населения доверяют ТВ, 8% - центральному радио, 3% - прессе. Средний россиянин в среднем 4 часа смотрит телевизор, из них 8% - это новости. Это меньше, чем раньше. Новости конкурируют с интернетом.

39. Научно-популярные программы отечественного телевидения («Клуб путешественников», «В мире животных», «Очевидное – невероятное»)

Учебное ТВ возникло в 1965 году. Утренний блок был адресован школам. Это были передачи на урок, связанные со школьной программой. Дневные передачи выходили за рамки учебной программы и были адресованы не только детям, но и взрослым. Телевизионные уроки имели форму лекции, беседы, экскурсии, репортажа. В конце ставились контрольные вопросы и давались задания. В качестве ведущих приглашались авторитетные ученые, писатели, педагоги.

Но телевидению не удавалось полностью интегрироваться в учебный процесс. В 1981 году ЦТ сочло нерентабельными некоторые учебные передачи и прекратило программы для поступающих в вузы и студентов-заочников.

В 1991 году учебно-образовательная редакция была поделена на две части – «Останкино» и «Россия». Вместо учебного канала появился культурно-просветительный канал «Российские университеты». Это были наспех сделанные передачи со скрытой рекламой. Затем все было передано каналу НТВ, а в 1997 году в российском эфире не осталось ни одной учебной передачи.

С началом реформ в стране научно-популярное вещание потеснили чисто развлекательные передачи. Позиции отечественного культурно-просветительного ТВ сильно сузились. Тенденцию удалось остановить только в 1997 году, когда был создан телеканал «Культура».

В наши дни аналоги учебного телевидения есть, но нет такой аудитории, как раньше. Есть целые каналы с подобными программами.

Если учебные передачи создавались в помощь школе и вузам, то научно-популярные были рассчитаны на углубление знаний аудитории в области культуры, искусства, науки и техники.

«КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ»

Клуб путешественников — советская и российская телевизионная программа, посвященная популяризации туризма и путешествий. С 1991 программа выходила на ОРТ. Клуб путешественников в телевизионном эфире с 18 марта 1960 года, и сначала носил название «Клуб кинопутешествий». За это время вышло более 2000 выпусков. Передача занесена в «Книгу рекордов Гиннесса» в связи с тем, что является старейшей программой российского телевидения.

Самым первым ведущим программы был Владимир Шнейдеров. Потом в течение 30 лет программу вел знаменитый путешественник Юрий Сенкевич. После смерти ведущего программа закрылась в октябре 2003 года.

Гостями передачи были такие знаменитые исследователи, как Тур Хейердал, Фёдор Конюхов, Жак Ив Кусто, Бернгард Гржимек, Гарун Тазиев, Карло Маури, Бруно Вайлатти, Жак Майоль, Яцек Палкевич, Владимир Чуков.

Программа получила ряд международных и национальных премий («ТЭФИ», «Хрустальный глобус»).

«В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

В мире животных — советская и российская телепередача, посвящённая зоологии и исследованиям животного мира, в частности повадкам и среде обитания его представителей.

Основателем передачи был народный артист СССР и профессор ВГИКа режиссёр-документалист Александр Згуриди. Он эту передачу придумал, и 17 апреля 1968 года она впервые вышла в эфир. В 1974 году передачу проиллюстрировали заставкой с летающей обезьянкой, бегущими страусами под волнующую музыку Ариэля Рамиреса «Паломничество» в исполнении оркестра Поля Мориа.

Выходила в эфир по воскресеньям на Первом канале российского телевидения в течение 37 лет; в 2006 году передача стала транслироваться на телеканале «Домашний».

Ведущими передачи были:

с 1968 по 1975 год Александр Згуриди

с 1975 по 1990 год Василий Песков (с 1977 года по очереди с Николаем Дроздовым)

с 1977 по настоящее время Николай Дроздов.

«ОЧЕВИДНОЕ – НЕВЕРОЯТНО»

Очевидное-Невероятное — научно-популярная программа, впервые вышедшая на экраны 24 февраля 1973 года. В передаче рассказывается о науке и технике, изобретениях, освещаются философские, культурные и психологические проблемы научно-технического прогресса, делаются прогнозы на будущее. Информация тщательно проверяется профессионалами в своих областях.

В советское время программа «Очевидное-невероятное», ориентированая на широкую аудиторию, имела сравнительно высокую, для научно-образовательных программ, популярность. Одна из передач была посвящена «скандальной» теме загадок Бермудского треугольника.

Сергей Петрович Капица в 2008 году получил специальный приз «ТЭФИ» за личный вклад в развитие российского телевидения, как бессменный ведущий программы «Очевидное — невероятное». 2008 года, 24 февраля самой программе исполнилось 35 лет (вышла в 1973 г.).

АНДРОННИКОВ Ира́клий Луарса́бович Андро́ников (1908-1990) — русский советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа, телеведущий, народный артист СССР (1982)

Первое публичное выступление Андроникова как чтеца состоялось 7 февраля 1935 года в клубе писателей в Москве. Его выступления с устными рассказами стали пользоваться большой популярностью.

7 июня 1954 года Андроников впервые выступил на Центральном телевидении с циклом рассказов «Ираклий Андроников рассказывает». Было снято несколько фильмов, в которых он читал свои устные рассказы: «Загадка Н. Ф. И.», «Страницы большого искусства», «Портреты неизвестных», «Слово Андроникова».

За книгу «Лермонтов. Исследования и находки», которая впервые была опубликована в 1964 году, Андроникову была присуждена Государственная премия СССР 1967 года.

40. Современные тенденции развития телевидения (глобализация, демассовизация, конгломерация, конвергенция).

Под глобализацией подразумеваются процессы, вовлекшие государства в деятельность транснациональных институтов. На первый план выдвигается экономический аспект, что неудивительно: ведь впервые термин глобализация появился в 1983 г. в работах профессора Гарвардского университета Т. Левита, обратившего внимание на схожесть вкусов потребителей во всем мире и рождение идентичных рынков на всех континентах. Масс-медиа наиболее подвержены интернационализации и сами являются ее агентами – основными движущими силами.

Еще в годы горбачевской перестройки отечественное ТВ преодолело культурную и идеологическую изоляцию и влилось в общемировое русло развития. Это привело к увеличению доли иностранных передач. Глобализации также подвергаются методы финансирования и организации телепроизводства (канал СТС), а также исследования (медиаметрия, медиапланирование).

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.

Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета.

Глобализация обеспечивает доступ к огромному объему информации и развлечений. Национальные каналы стараются завоевать мировые рынки, и это создает дополнительные рабочие места.

Антиглобалисты говорят об угрозе глобализации для национальных культур. Чтобы этого не происходило, надо развивать национальную культуру, создавать собственные передачи высокого качества, способные выдерживать конкуренцию на мировом рынке.

Cовременные масс-медиа, технически и экономически способные охватить огромное число людей, к этому совсем не стремятся. Они нацеливаются на все более узкие сегменты массовой аудитории. Этот процесс оказывает существенное влияние на средства массовой коммуникации. Радио д емассифицировалось в 1950-х годах, заменяя форматы, рассчитанные охватить как можно более широкую аудиторию, форматами, предназначенными для определенных групп слушателей. В 1960-1970-х по этому пути пошли журналы. С конца XX в., когда людям стали доступны сотни телеканалов — эфирных, кабельных, спутниковых, — процесс демассовизации (или демассофикации) переживает телевидение. Демассовизация – противостоит глобализации, но на самом деле эти тенденции взаимосвязаны. По мере роста числа телеканалов их мишенью становятся все более узкие сегменты аудитории. Происходит расщепление, или фрагментация ТВ-аудитории. В нашей стране лицо телевидения все еще определяют несколько многожанровых каналов – Первый, РТР, НТВ, ТВЦ.

Какова судьба массовой культуры в условиях демассовизации массмедиа? Массовая культура – это искусство, адаптированное для сферы досуга, производимое поточно-конвейерным способом для массовой аудитории.

С развитием у нас в стране рыночных отношений ТВ превращается в одну из отраслей предпринимательства, и мы становимся свидетелями процесса конгломерации, когда различные массмедиа оказываются в руках небольшого числа компаний.

Конгломерация – совокупность фирм, которые не имеют каких-либо производственных основ, но объединены организационными или финансовыми связями. Процесс КОНГЛОМЕРАЦИИ связан с поглощением или слиянием отдельных фирм, в результате чего может появиться новое образование либо с новым названием, либо с названием фирмы, поглотившей другие. Сегодня самое мощное образование «Газпром-медиа» находится под полным контролем госструктур, и опасность монополизации исходит не от олигархов, а от самого государства.

Специфика российской конгломерации состоит в том, что она допускается под пристальным надзором власти.

Первоначально термин конвергенция применялся для обозначения ситуации, в которой одни и те же каналы связи и устройства использовались как для передачи данных, так и для передачи голоса. Слово конвергенция вошло в обиход одновременно с появлением термина IP-телефония. Это одно из преобразований в области массмедиа, стирающие старые различия, которые когда-то отделяли их друг от друга. Газеты располагают свои электронные версии через Интернет, сотовая телефонная связь интегрируется в массовые коммуникации: на мобильный телефон можно принимать текстовые сообщения, радиопередачи. Цифровые технологии позволяют улучшить качество изображения и звука, открыть новые каналы и связать ТВ со всей системой коммуникаций, имеющей теперь общую цифровую основу. ТВ объединяется с компьютерными сетями, и, похоже, побеждает Интернет.

В результате конвергенции усиливается индивидуализация зрительского выбора. Каждый зритель получает возможность формировать свою собственную сетку вещания из всего того, что идет или прошло на разных телеканалах. За содержание будет платить сам зритель, он же будет все сильнее контролировать содержание программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: