П.Лунгин «Такси-блюз» 1990г

Фильм поставлен уверенной рукой. Жестко, с ощутимым привкусом горечи и злой иронии.

На фоне российской экранной "чернухи" порога 90-х, "Такси-блюз" привлекал подлинным драматизмом, нестандартным изобразительным решением, блестящими актерскими работами.

Сам известный музыкант, бывший лидер группы "Звуки "Му" Петр Мамонов играет у Лунгина талантливого саксофониста-бомжа. Играет на контрастах - от истерично- пьяного бреда и плача его герой прорывается к усталому ощущению бесперспективности жизни... Мамонов своеобразно строит пластический рисунок роли: весь на изломах, острых углах, с пульсирующей мимикой и аффектацией жестов.

Таксист в исполнении Петра Зайченко кажется в первых кадрах полной противоположностью своему случайному пассажиру и несостоятельному должнику - мощный торс, неторопливые движения "на все сто" уверенного в себе человека.

Герои такой стати и внешности в 70-х-80-х были желанными гостями экранного рабоче-крестьянского официоза. Но нет, как бы развернув скрытые и подавляемые чувства и мысли одного из своих прежних персонажей (помните "Парад планет"?) в поступки, Петр Зайченко открывает нам драму сильного, но напрочь искалеченного Системой героя, привыкшего безо всяких угрызений совести втридорога драть с ночных пассажиров за дополнительные услуги ликероводочного характера...

Какие там идеалы рабочего класса и вера в светлое будущее! Несмотря на фантасмагоричность событий, в "Такси-блюзе" почти нет ничего "киношного" (кроме, разве что, педалированно голливудской финальной автогонки и американского вояжа). Между тем в фильме нельзя не ощутить сострадания к забубенным судьбам героев. Какими бы не были низкими поступки персонажей "Такси-блюза", авторы ни на миг не забывают, что они все-таки люди.

«Плюмбум, или Опасная игра» В. Абдрашитова 1986 г.

Пятнадцатилетний одарённый подросток Руслан Чутко жаждет творить добро и помогать милиции в выявлении правонарушений под псевдонимом «Плюмбум» (прозвище юного помощника милиции, «свинец» в переводе с латыни). Плюмбум решает в отдельно взятом провинциальном городке искоренить зло, но берётся за это по-юношески с максималистским рвением.

Периодически Плюмбум произносит рифмованные глаголы второго спряжения: «Гнать, держать, вертеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть и зависеть и терпеть, да ещё дышать смотреть», раскрывающие все движения его души.

Руслан различными путями (не гнушаясь, впрочем, и шантажа) втирается в доверие к барменам, фарцовщикам, картёжникам,бомжам, чтобы помочь милиции привлечь их к ответственности. Так, он за бродяжничество сдаёт милиции людей, оказавшихся в тяжёлом положении, живущих в котельной и подрабатывающих разными способами; участвует в поимке рыбаков−браконьеров (одним из которых оказался его отец, допрос которого он сам и проводит). В одном из таких дел Плюмбум различными способами заставляет манекенщицу Марию выдать её возлюбленного, обещая, что его не тронут, однако в реальности тот попадает в тюрьму. Любящая Плюмбума одноклассница Соня оказывается втянутой в дело с похищением магнитофона, побудившее Руслана «карать зло» (в глубине души Плюмбум зол на конкретного обидчика). Развязка оборачивается трагедией: Соня разбивается, упав с крыши дома, где Плюмбум настигает похитителя.

«Анкор, еще анкор!» П.Тодоровского 1992г.

Действие фильма происходит после окончания Великой Отечественной войны (в конце 1945 или в начале 1946 года) в маленьком заснеженном гарнизоне.

Командир полка, полковник Виноградов (Валентин Гафт) живёт с медсестрой Любой (Ирина Розанова), не разведясь с женой Тамарой (Лариса Малеванная). Люба влюбляется в молодого лейтенанта Володю Полетаева (Евгений Миронов) и встречается с ним на квартире капитана Крюкова (Сергей Никоненко), договорившись с его женой Аней (Елена Яковлева).

Молодой лейтенант Володя Полетаев безоглядно влюбляется в красавицу — медсестру. Вскоре об этом узнаёт полковник…

«Утомленные солнцем» 1994г. Михалков

Действие фильма начинается ранним летом 1936 года — как раз незадолго до пика сталинских репрессий конца 1930-х годов в СССР. Сергей Котов (Никита Михалков) — легендарный комдив, истинный коммунист, отмеченный наградами герой Гражданской войны и любимец самого товарища Сталина, живёт как барин на даче, расположенной в сельской местности вместе с женой Марусей (Ингеборга Дапкунайте), маленькой дочерью Надей (Надежда Михалкова) и родственниками Маруси — большой и шумной семьёй интеллигентов с дореволюционным прошлым.

В их спокойную и наполненную идиллией сельскую жизнь вмешивается Митя (Олег Меньшиков) — бывший дворянин и ветеран Белой Армии, который незадолго до своего внезапного исчезновения в 1928 году приходился женихом Марусе. Его с радостью приняли, и он представился маленькой Наде просто как «дядя Митяй». Однако вскоре становится очевидным, что, несмотря на свою юмористичную и дружелюбную натуру, Митяй явился сюда с другими намерениями: теперь он работает в НКВД и прибыл сюда, чтобы арестовать Котова по указанию свыше — за причастность к несуществующему заговору.

В каком-то смысле можно сказать, что Митя мстит Котову за то, что тот в 1928 году отправил его в Париж отслеживать бывших участников Белого движения, многие из которых были возвращены в СССР и расстреляны. Тем самым Котов разлучил Митю с Марусей. После этого Митя возненавидел Котова, обвиняя в том, что тот лишил его Маруси и заставил переступить через честь и совесть. Котов меж тем считает Митю «политической проституткой», напоминает ему, что еще в 1923 году Митя был перевербован ОГПУ, и что он, Митя, в любой момент «продаст и купит» своё же правительство. Он убеждён, что намерения Мити есть не что иное, как личная месть. Однако объяснившись, Котов и Митя прилюдно продолжают поддерживать иллюзию дружбы.

Упомянув о своей огромной популярности и тесных связях со Сталиным, Котов с возмущением заявляет Мите, что режим никогда не посмеет его тронуть. Тем не менее, в конце фильма для ареста комдива на дачу в чёрном автомобиле, назвавшись работниками областной филармонии, приезжают сотрудники НКВД в штатском. Но и в этот момент поддерживается иллюзия дружбы: Котов сообщает семье о необходимости срочного отъезда в Москву по делам, семья предлагает «гостям» пройти к столу, затем устраивает проводы с песнями, а Наде даже разрешают проехаться в автомобиле часть пути. Не понимая, что происходит, Надя беззаботно прощается с отцом и идёт домой.

Находясь в машине, командир Котов демонстрирует уверенность в собственной правоте: гордость комдива Красной Армии продолжает оставаться в нём непоколебимой. Рассчитывая всё уладить лишь одним телефонным звонком Сталину, Котов, насмехаясь, намекает энкаведешникам, что их карьере скоро придёт конец. Напряжённая ситуация приходит к неожиданной развязке, когда на пути появляется стоящий поперёк полевой дороги грузовик. Его шофёр крайне раздражён тем, что полдня колесит по округе в поисках нужного ему посёлка, что никто из местных не может ему помочь, и утверждает, что в его машине кончился бензин. Подойдя к легковому автомобилю ближе, он радостно узнаёт комдива, но как только Котов пытается выйти из машины, чтобы объяснить дорогу в посёлок, чекисты жестоко его избивают и связывают, попутно застрелив шофёра грузовика, ставшего свидетелем избиения. По отрывочным репликам Котов понимает, что звонок Сталину ему сделать не позволят. Митя остаётся внешне непреклонным. Автомобиль продолжает свой путь, исчезая за огромным, по случаю праздника подвешенном на аэростате плакатом с изображением Сталина.

Эпилог фильма повествует о том, что комдив Сергей Котов был признан виновным в шпионаже и расстрелян. Маруся также была арестована и провела остаток своих дней в ГУЛаге. Вместе с ней была арестована и Надя, но пройдя лагеря, она выжила и дожила до «хрущёвской оттепели», когда все три приговора были отменены. Унаследовавшая музыкальный талант от матери, Надя Котова посвятила себя работе музыкального педагога в одной из казахских школ. Митя, как повествуют последние сцены фильма, пытается совершить самоубийство, вскрыв себе вены.

33. Возникновение радиовещания. Советское радио в период с 1920-х до 1950-х гг

7 мая 1895 А. С. Попов продемонстрировал в действии созданный им приёмник для беспроводной сигнализации

В марте 1896 года A.C. Попов продемонстрировал свое открытие на практике, передав первую в мире радиограмму, состоявшую из двух слов: "Генрих Герц". Имя гениального физика, чьи работы легли в основу изобретения Попова, было передано на расстояние 250 м азбукой Морзе.

В этом же году итальянский ученый и предприниматель Г. Маркони получил патент от английского правительства на такое же изобретение. Попов по настоянию военно-морского ведомства свой прибор не патентовал – его изобретение засекретили.

К сожалению, в России изобретение Попова в течение длительного времени использовалось главным образом в военных целях, тогда как работы Маркони привлекли к радиотелеграфии внимание широких деловых кругов, благодаря чему получили хорошие материальные возможности для развития. Уже в 1901 году Маркони осуществил радиосвязь через Атлантический океан. В историю радиовещания правомерно включить и опыты телефонии – системы передачи человеческой речи по проводам.

Голос человека по радио в России прозвучал впервые лишь в 1919 году – это был голос дежурного инженера Нижегородской радиолаборатории, его слова слушали в Москве и Петрограде.

Между тем, в 1914–1917 годах из Зимнего дворца передавали сообщения высшего руководства страны, распоряжения царя и правительства, имевшие политико-воспитательное значение. С первых лет Советской власти радио использовалось не только как средство связи, но и как источник информации. С ноября 1917 по радиотелеграфу передавались декреты Советского правительства, сообщения о важнейших событиях в жизни страны, о международном положении, выступления В. И. Ленина. Таким образом, радио становится СМИ.

В 1918 Совнарком принял декрет о централизации радиотехнического дела в стране. Первые радиовещательные передачи велись в 1919 из Нижегородской радиолаборатории, с 1920 — из опытных радиовещательных станций (Москва, Казань и др.).

Первой речевой, вещательной передачей стала «Устная газета РОСТА». "Радиовестник РОСТА" в 1918–1921 годы включал разнообразную информацию – от оперативных сводок до фельетонов на бытовые темы. Передачи «Устной газеты РОСТА» в Москве через рупоры начались 17 июня 1921 г. Со слов, раздавшихся сразу на 6 площадях: «Алло! Алло! Говорит Москва! Начинаем чтение устной газеты!». Громкоговорители были установлены на Театральной, Серпуховской, Елоховской, Андроньевской площадях, у Краснопресненской заставы и на Девичьем поле.

Радиогазета состояла из постоянных рубрик: «По союзу советских республик», «Что нового за границей?», «Что слышно в Москве?», «Новости науки и техники», «Книжный уголок», «Театр и кино», «По рабочим клубам», «Спорт», «Частушки». Становление новой профессии – диктора, было еще одним важным шагом на пути развития радио.

Радиогазета опережала печатные издания. Многие статьи в радиогазете принадлежали перу ее ответственного редактора Комаровского. Часто автором статей выступал Валевский.

В 20-е гг. прозвучали первые концерты по заявкам, трансляции оперных спектаклей из Большого театра СССР. 23 февраля 1923 - первый концерт в эфире. Необходимо было решить техническую задачу наиболее объемной передачи звука из помещения, где происходил концерт, с тем, чтобы добиться минимального вмешательства посторонних шумов в музыкальную ткань исполняемого произведения. Эту сложнейшую техническую и акустическую проблему блестяще разрешила группа инженеров и музыкантов во главе с А.Л. Минцем – будущим академиком, одним из крупнейших в мире специалистов в области радиотехники.

23 ноября 1924 - начало регулярного радиовещания. «Последние известия» - самостоятельное радио, не прикреплённое к газете. Спортивные репортажи, драматическое вещание, концерты.

В 1926 году вышли «Крестьянская радиогазета», «Рабочая радиогазета», «Комсомольская правда по радио». В 20-е гг. складываются жанры Р. (радиорепортаж, радиобеседа, комментарий), формы передач (радиогазета, радиожурнал). В 1925 в эфире — первый радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвященный Октябрьским торжествам. Детские передачи — «Радиооктябрёнок», «Радиопионер» (впоследствии «Пионерская зорька»); с 1926 — «Крестьянская радиогазета», «Рабочая радиогазета». В 1925—27 начали работать радиостанции в Минске, Баку, Харькове, Ташкенте, Ленинграде, Киеве, Тбилиси.

1925 - первая радиопостановка для взрослых. Роза Йоффе - знаменитый радиорежиссёр того времени. В подготовке литературных передач участвовали В. В. Маяковский, А. Н. Афиногенов, Д. Бедный. Регулярные обзоры под рубрикой «Литература — массам» знакомили слушателей с творчеством советских писателей и классическим литературным наследием.

1927- закон о свободном микрофоне.

Первый всесоюзный радиофестиваль состоялся в 1936 году. В 30-е гг. создаются редакции сельских передач, красноармейского, молодёжного, спортивного вещания.

Сформировался как жанр спортивный радиорепортаж (основоположник В. С. Синявский).

В годы Великой Отечественной войны передавались радиосводки Совинформбюро, выпуски «Последних известий», «Письма с фронта» и «Письма на фронт». Значительное место в программах занимали обзоры газет, информации ТАСС, корреспонденции с фронта. В отличие от других стран, в СССР в годы войны Р. оставалось непрерывным и многопрограммным.

Регулярно велись передачи для партизан и населения временно оккупированных районов.

Совнарком принял постановление о праздновании Дня радио 7 мая (7 мая 1895 А. С. Попов продемонстрировал в действии созданный им приёмник для беспроводной сигнализации), через месяц – трансляция парада победы.

В 1948 Всесоюзное радио перешло на трёхпрограммное вещание (общий объём передач 45 ч. в сут).

34. Отечественное радиовещание в период с 1960-х до начала 1990-х гг

С 1 октября 1960 года Всесоюзное Р. стало круглосуточным. В 1962 прозвучала первая программа радиостанции «Юность».

Редакция "Последних известий" с 1 января 1958 года ежедневно стала передавать в эфир 18 выпусков (вместо прежних 12). Значительное место занимала экономическая информация.

В 1964 2-я программа реорганизована в информационно-музыкальную программу «Маяк». В 50—60-е гг. появились такие популярные рубрики, как «Ленинский университет миллионов», радиожурнал «Земля и люди» (для сельских слушателей), «У телетайпной ленты», «Международные обозреватели за круглым столом». В эти годы радио выполняло пропагандистскую задачу.

В 1970 г. произошла смена руководства Гостелерадио, а затем и его реорганизация.

Руководителем Гостелерадио в 1970 г. был назначен Лапин, ценивший, прежде всего верность партийным директивам. В это время расширились «черные списки» писателей, музыкантов, артистов, ученых и журналистов, которых не приглашали на передачи.

Радио было ориентировано на позитивную информацию, не соответствовавшую действительности. Поэтому наибольший интерес у людей вызывали развлекательные программы «С добрым утром», «Вы нам писали», «Радиотеатр улыбки и шутки».

Много действительно величайших произведений осталось за пределами внимания редакции. Но даже в таких условиях работникам редакции удавалось создавать такие произведения, которые и по сей день являются «золотым фондом» радио. Развивался радиотеатр.

1985 г. стал переломным в жизни страны и в развитии СМИ. Был официально взят курс на демократию и гласность. И хотя в начале перестройки острые темы замалчивались (особенно касающиеся межнациональных конфликтов), впоследствии радиожурналисты стали рассказывать о реальных трудных жизненных ситуациях. Первопроходцами в поиске новых подходов к вещанию стали журналисты радиостанций «Юность» и «Маяк». В 1987 г. выходит утренняя передача «Юности» «Молодежный канал» в прямом эфире. Затем в эфире появляется «Вечерний курьер».

В 1986 г. состоялся первый телефонный сеанс связи. Так родились программы «Алло, «Юность» слушает!», а затем «Открытая студия Юности». «Юность» и «Маяк» первыми провели в эфире радиомост (1986 г.).

В 1989 г. появилась радиостанция «Союз» - программа о жизни регионов, о сложных и наболевших вопросах экономики, культуры, истории страны. В 1990 г. – программа «Собеседник», в основе которой лежал принцип личного общения журналиста и слушателя.

В детском вещании тоже произошли перемены, появились программы «Это мы не проходили», «На космических орбитах».

Несмотря ни на что, партийная номенклатура продолжала оказывать давление на радио и ТВ. В 90-е годы возникло большое количество независимых и коммерческих радиостанций.

В апреле 1991 г. начала вещание первая в стране коммерческая российско-французская радиостанция «Европа Плюс», а в декабре – российско-американская «Максимум».

В 1990 г. в эфире появилась радиостанция «Эхо Москвы», «Радио России» (оказалось в положении альтернативного, оппозиционного источника информации). Во время путча 1991 г. эфир «Радио России» был запрещен, но журналисты продолжали работать, и выходили в эфир через телефонную станцию, а затем из осажденного Белого дома.

Радиостанция «Эхо Москвы» стала бесспорным лидером отечественных СМИ в информировании населения о том, что происходило в столице в эти дни. Корреспонденты выходили в эфир прямо с улиц и площадей Москвы, находили новые технические пути, когда передатчики отключали. Это была профессиональная работа, непривычная для отечественного радио.

35. Развитие отечественного радиовещания в 1990-е и 2000-е гг

С 1991 г. в стране начались политические, экономические и социальные перемены, связанные с установлением независимости Российской Федерации и созданием СНГ. Все это коренным образом изменило ситуацию в области СМИ. Статус общероссийских государственных каналов получили радиостанции «Радио России», «Маяк», «Радио-1», «Орфей» и «Юность». Этот статус давал им право на использование технических средств, принадлежащих государству, и финансирование из государственного бюджета. Каждая из этих радиостанций должна была пройти, в соответствии с Указом «О совершенствовании телерадиовещания», переутверждение своего устава и получить новую лицензию.

Однако из-за общего финансового кризиса денег от государства не было, и их источником явилась реклама. Этот мощный и эффективный источник также явился причиной разрушения многих программ, представляющих художественную ценность (классическая музыка, театр и кино).

Основные тенденции тех лет на радио: преобладание «журналистского радио» над «дикторским», панорамизация программ, разделение радиостанций на «музыкальные» и «информационные». Теперь каждый может найти радиостанцию на свой вкус.

«Радио России» и «Маяк» - две круглосуточные государственные программы принадлежат к информационному типу каналов. Замечено, что слушатели информационных каналов остаются на одной и той же волне.

В 90-е годы возникло большое количество независимых и коммерческих радиостанций. В апреле 1991 г. начала вещание первая в стране коммерческая российско-французская радиостанция «Европа Плюс», а в декабре – российско-американская «Максимум». В 1993 г. появилось «Авторадио».

Замечено, что один-два популярных ведущих способны заметно поднять рейтинг станции.

Еженедельная аудитория «Русского радио» свыше 20 млн. человек. Сеть «Европы Плюс» охватывает более 1000 городов. Практически все радиостанции заняты расширением зоны своего вещания.

В 1997-98 гг. многие коммерческие FM-радиостанции начали вещание в Интернете. В сети можно услышать радиостанции «Эхо Москвы», «ХИТ-FM», «2000 FM».

«Голос России» - государственная радиовещательная компания, ведущая речевые передачи на зарубежные страны. Главная задача радиостанции – знакомить мировое сообщество с жизнью России. Сегодня «Голос России» вещает на русском и 31 иностранном языках, транслирует 340 программ. Параметры мировой аудитории «Голоса России» - 100 млн. человек. Для слушателей – это наиболее удобный бесцензурный и демократичный канал получения интересующих сведений о жизни страны. Для аудитории во многих странах «Голос России» представляет собой единственный оперативный канал, сообщающий им достоверную информацию о России.

36. Создание телевидения. Телевещание в 1930-е и 1940-е годы

Слово «Телевидение» ввел Перский Константин.

Развитие телевидения шло по двум направлениям – механическому и электронному. Во Всесоюзном электротехническом институте в 30 годы были созданы две группы, одна из которых занималась механическим ТВ, а другая – электронным. Вещание электронным способом начинается с 1930 года, механическим – с 1931г. Таким образом, эти две системы – соперники.

Электронное ТВ – более перспективное, и его разработка в США связана с именем Зворыкина. Вместе с Розингом он был увлечен идеей создания ТВ, но в 1919 году уехал в США, где и продолжил свои опыты. В 1923 году создал иконоскоп и кинескоп. Зворыкин доводит свою систему до совершенства в 1933 году, но это ТВ – дорогое.

В механическом ТВ, основанное на диске Нипкова, изображение делилось на 30 строк, сам телевизор был огромный. Общие планы на нем просматривались с трудом, но былавозможность смонтировать подобный телевизор в домашних условиях.

Первая студия – на Никольской, 7. Отсюда 1 октября 1931 года начинаются передачи, и этот день считается началом вещания с механической разверткой изображения. В 1934 году соединяют изображение со звуком. Позже, после открытия в 1936 году студии на Шаболовке, она стала малой, на Шаболовке – большой. Перед войной в Москве было около 5000 механических телевизоров. Они пропагандировали саму идею ТВ.

По электронному ТВ демонстрировали спектакли, кинофильмы. Регулярное вещание по электронному способу началось в 1939 году демонстрацией фильма о 18-м съезде ВКП(б) на стандарте в 441 строку, позднее – 625 строк.

Таким образом, ТВ в нашей стране началось как механическое. По той причине, что передачи велись на средних и длинных волнах, их можно было принимать повсюду. Передачи же электронного ТВ, хоть и были более высокого качества, могли вестись на ультракоротких волнах, которые распространяются только в пределах прямой видимости от антенны.

Со временем становится ясным бесперспективность механического малострочного ТВ. Группа Катаева доводила свой проект до завершения, но выяснилось, что все это уже сделано Зворыкиным в Америке. Все понимали, что его система – лучшая. Тот факт, что передачи идут без потери качества изображения, перевесил основное достоинство механического ТВ – возможность дальнего распространения.

1мая 1932 года был показан парад и демонстрация трудящихся в Москве. В октябре – фильм об открытии Днепрогэса. Первая передача малострочного ТВ состоялась в 1934 году. Знаменитый артист Москвин прочитал рассказ Чехова «Злоумышленник», затем выступили певица и балетная пара. Передача длилась 25 минут. Основой телепрограмм была эстрада и фрагменты театральных спектаклей. По ТВ выступали государственные и политические деятели, летчики, рабочие-новаторы.

Из Московского телецентра электронным способом в 1938 году передавался праздничный концерт, а также советские фильмы «Человек с ружьем» и «Ленин в октябре». Первая большая общественно-политическая передача состоялась 11 ноября 1939 года. Она была посвящена 20-летию Первой Конной Армии. В студии встретились ее бойцы и командиры. В 1940 году стали выходить в эфир повторения радиовыпусков «Последних известий». Основной репертуар тех лет – концерты и театральные спектакли.

Во время войны передачи были прекращены, и возобновлены в 1945 году.

В 1949 году в Москве появилась первая ПТС.

37. Основные тенденции развития художественного телевидения в 1950-е – 1980-е годы (фильмы-спектакли А.В.Эфроса, эволюция сериала)

В 50-х годах престиж ТВ вырос. В 1967 году вступил в эксплуатацию ТТЦ в Останкино, крупнейший в Европе. Шестой Всемирный фестиваль молодежи с студентов транслировался по ТВ.

До 1952 года ТВ не имело производственной базы, первая камера была куплена в 52 г., но проявлять и монтировать пленку можно было только на «Мосфильме». Художественное вещание началось с показа фильмов-спектаклей. Брались готовые спектакли, показывали по 6 спектаклей в день.

Период малокартинья: 1945-1953 гг. В основном это были патриотические фильмы (Адмирал Ушаков).

В 1958 году со Всемирной выставки из Брюсселя вернулась группа журналистов. Они были изумлены работой западных коллег, такими, казалось бы, элементарными вещами, как соблюдение жесткого графика передач, сочетания подготовки и импровизации. У нас же вся «импровизация» была тщательно срепетирована, и прямые передачи тоже (по цензурным соображениям). Телевидение было сплошным аттракционом – передачи могли оборвать на полуслове, если вдруг редактору не нравилось то, что происходит в студии.

В 1960 году начались пробные цветные передачи. В этом же году вышел в эфир тележурнал «Здоровье», «Клуб кинопутешествий».

В 1961 году на ТВ началась космическая эра. ТВ в то время было реально необходимо. Но с годами стало понятно, что вся эта шумиха имеет одну цель – отвлечь внимание населения от реальных жизненных проблем. Для зрителей отрадой по контрасту с отупляющей пропагандой стали передачи об искусстве.

В начале 60-х годов появились передачи, где стали общаться в студии, порой забывая про камеру («Голубой огонек», «Эстафета новостей» - прямая студийная передача, ведущий Ю. Фокин, «КВН», «Музыкальный киоск», «Кинопанорама», ведущий З. Гердт).

Фокина можно по праву назвать «первым телевизионным персонажем» Советского ТВ.

Большим успехом пользовались выступления замечательного рассказчика и актера Ираклия Андроникова со своим циклом «Слово Андроникова» и рассказами о Лермонтове, Пушкине, Репине, Маршаке, Фадееве и многих других.

В 1964 году выходит передача «Спокойной, ночи, малыши!». В 1965 году была создана учебно-образовательная программа Центрального ТВ. В том же году к 20-летию Победы родилась идея «Минуты молчания».

Огромное время в эфире занимали телефильмы «Будущее за коммунизмом», «Ленин и теперь живее всех живых», про революцию – в общем, сплошная пропаганда.

Передача «У театральной афиши» появилась на Центральном телевидении в 1960-е годы и выходила на втором канале один раз в месяц. Она рассказывала о премьерах, гастролях в Москве театральных коллективов страны, юбилеях и дебютах, включала интервью с постановщиками, актерами.

Изначально ТВ представлялось как продолжение театра и кино, никаких жанров телевидения не было.

Надо сказать, что в этот период театр находился на подъеме. Работали такие выдающиеся мастера, как Г.А.Товстоногов, А.В.Эфрос, Ю.А.Завадский, А.А.Гончаров, И.П.Владимиров, З.Я.Корогодский, А.А.Васильев. Знаменитые спектакли тех лет, как правило, освещались в «Театральной афише». Авторитет Центрального телевидения тогда был высоким, и театры охотно шли на контакты, были заинтересованы в показе своих работ. Причем все это делалось бесплатно. Потом после эфира кинопленка сдавалась на Шаболовку в телерадиофонд. Председатель Гостелерадио С.Г.Лапин недолюбливал эту передачу, считая, что «обрывки из отрывков» ничего не дают зрителю. А вот если бы поднять огромный фонд отснятого когда-то материала, какой мощный уровень культуры тех лет удалось бы увидеть: ведь это были спектакли О.Н.Ефремова, А.В.Эфроса, Г.А.Товстногова, И.П.Владимирова.

Первый отечественный сериал «Вызываем огонь на себя», режиссера С. Колосова вышел в конце 1965 года, став телевизионной классикой.

В 1967 году ТВ начало показ историко-революционного документального фильма «Летопись полувека», посвященного 50-летию Октября. «Летопись полувека» - это самые разнообразные по форме исторические картины. 50-серийный фильм положил начало созданию творческого объединения «Экран».

Художественным руководителем т/о «Экран» стал Хуциев, режиссер телефильма «Был месяц май». Характерно, что хуциевская лента оказала явное воздействие не только на игровое телекино последующих лет, но и на телекино документальное. Свидетельство тому — фильм «Зима и весна сорок пятого» (5 серий; реж.-пост. Д. Фирсова, сц. С. Жданова; Гос. премия СССР, 1973). Разумеется, как во всех вещах подобного рода, тут — неизбывное воздействие эпохальной для всего отечественного кино, в том числе и телевизионного, ленты М. И. Ромма «Обыкновенный фашизм». Однако же уроки поэтики, пластики, интонационного строя хуциевской ленты читаются здесь совершенно отчетливо.

Картина Фирсовой и Ждановой подвела телекино к тому рубежу, за которым неизбежным было уже прямое включение, программно открытое соединение документального и актерского игрового начал, что и реализовалось впоследствии — по-разному — в фильмах «Стратегия Победы» (1978; художественный руководитель постановки Г. Шергова), где ведущие актеры страны, без грима и исторических костюмов, все же исполняли роли, олицетворяя образы ведущих политиков и полководцев военной поры, и в советско-американском многосерийном документальном фильме «Великая Отечественная» (20 серий; 1978; художественный руководитель Р. Кармен).

В эти годы в стране была заложена мощная современная техническая база телевизионного вещания, создано многопрограммное ТВ.

В 1968 году выходит в эфир передача «В мире животных», в 1973 – «Очевидное – невероятное»

Программа «Время» - расширенный вечерний выпуск новостей – стала выходить в эфир 1 января 1968 года.

Руководство КПСС осознавало, какую потенциальную опасность представляет ТВ и СМИ, выпущенные из-под жесткого контроля, поэтому редактора несли личную ответственность за цензуру.

Создатели цикла документальных видеофильмов «Наша биография» поставили перед собой задачу вести диалог с широким кругом телезрителей, обсуждая историю страны.

Лапин, председатель Гостелерадио с 1970 по 1985 года, принимал все фильмы этой легендарной серии. Ему ничего не стоило снять с эфира объявленные передачи, даже если они пользовались спросом у зрителей и шли годами. Так он поступил с «Кинопанорамой», с циклом «История мирового кино», который вел Герасимов. Он поменял почти весь состав редакторов ЦТ.

Показало ТВ и навязанные ему фильмы «Целина», «Возрождение», созданные по книгам Брежнева. Откровенно пропагандистский характер носила передача «Ленинский университет миллионов», которая 20 лет выходила по первой программе ЦТ.

Передача «От всей души», которую вела Леонтьева, позволяла снова встретиться фронтовым друзьям, людям, спасшим жизнь другим.Программа Авенариуса о мастерах зарубежного экрана, о кино.

Все эти программы («Кинопанорама», «Что? Где? Когда?», «В мире животных», «КВН», «Чтобы помнили») решали задачу ТВ: информировать, просвещать, развлекать.

Власть предержащие видели в художественном вещании мощное средство воздействия на массы.

С фильмом «Вызываем огонь на себя связан фильм «Операция «Трест» (4 серии, реж. Колосов, 67 г.). Колосов отразил в своих фильмах сначала героическую борьбу советских людей в тылу врага в годы войны, а затем победу чекистов над происками контрреволюции.

Ведущий мастер многосерийного телекино Ташков создает фильмы «Майор Вихрь» (3 серии, тема – борьба советских разведчиков в тылу гитлеровской армии), затем – «Адъютант его превосходительства» (5 серий). Затем – обычный телефильм «Уроки французского» и многосерийный «Подросток».

Таким образом, заявляла о себе новая форма, самостоятельный жанр – многосерийный телефильм. Он превышал привычные прокатные нормативы: наше многосерийное телекино, а с ним и ТВ в целом, нашло себя, открыло один из главных путей взаимодействия со своей безразмерной аудиторией.

Следующий этап – шпионские истории. Вершина советского сериала – «Семнадцать мгновений весны» (1973 г.).

Потом появляется гигант «Тени исчезают в полночь» (7 серий, реж. Краснопольский), затем «Вечный зов» (12 серий). Таким образом, происходит очевидное размежевание кино и ТВ. Процесс этот завершается к середине 70-х годов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: