Парламент

Учитывая описанный выше баланс сил между ветвями власти, роль парламента в процессе консолидации демократии следует признать ограниченной. Воздействие Государственной Думы на политику ограничивается практически лишь законодательной сферой (исключая описанные выше конфликты с правительством и президентом). Тем не менее, даже оппозиционная Дума смогла решить важнейшую для переходного общества задачу формирования массива позитивного права для нового государства. При этом наиболее идеологически острые вопросы (например, Земельный и Трудовой кодексы, законы о государственной символике) были решены лишь в третьем созыве Думы, а многие другие акты носили откровенно компромиссный характер.

Однако роль оппозиционного института (что было характерно для эпохи противостояний Ельцина-Горбачева или Ельцина – Съезда народных депутатов) Дума исполняла лишь в ограниченной степени: она позволила КПРФ закрепиться в роли главной оппозиционной партии, но не создала возможностей для реставрации власти «старого режима». Более того, депутаты от оппозиции реально приняли немалое участие в созидательной законотворческой деятельности, как голосованием за законы, так и работой по их разработке.

То, что оппозиция оказалась вынужденной включиться в создание законов для чуждой ей власти, можно объяснить двумя причинами. Во-первых, страхом жестких действий, поводом для которых Кремль мог избрать и блокирование необходимых ему законов, а во-вторых, сознательным выбором многих оппозиционных депутатов, которые препочли стратегию воздействия на содержание законов откровенному их бойкоту.

Решающую роль в выработке такого в целом «кооперативного» стиля поведения Думы сыграла смешанная избирательная система, которая привела к доминированию в парламенте партийных фракций. Пропорциональная система обеспечивает верхушке фракций высокую степень автономности как от избирателя, так и от рядовых членов партии, что облегчает верхушечные договоренности между лидерами и снижает публичный накал борьбы. Не случайно А.Лейпхарт указывал на преимущества пропорциональной системы для нестабильных демократий[23]. Проходя в Думу на протестных голосах, партийные лидеры использовали эту автономию для компромисса с властью.

Что касается Совета Федерации, то в период противостояния Кремля и оппозиционной Думы он выполнял роль «балансира», ограничивающего многие думские инициативы, но порой препятствующий президенту в монополизации власти (особенно когда речь шла о региональных интересах). После своей второй реформы верхняя палата парламента превратилась в полностью подконтрольный исполнительной власти институт, не обладающий собственной политической волей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: