Педагогическая практика на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050700.62 Логопедия (квалификация (степень) «бакалавр») является обязательным частью ООП.
Педагогическая практика опирается на дисциплины: «Организация логопедической работы в системе образования», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи», «Логопедические практикумы», «Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи», «Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи».
Бакалавры, прошедшие практику, должны знать:
- особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
- особенности логопедической диагностики детей, страдающих расстройствами речи в условиях дошкольного учреждения;
- приемы анализа и интерпретации результатов комплексного обследования состояния дошкольников с расстройствами речи;
|
|
- формы организации и способы реализации логопедического воздействия в дошкольном образовательном учреждении;
- особенности коррекционно-педагогической среды в условиях структуры образования, ее методического и технического обеспечения;
- медико-психолого-педагогические методы изучения детей с опорой на детские виды деятельности;
- педагогические принципы и методы воспитания и обучения детей разных возрастных групп.
Бакалавры, прошедшие педагогическую практику, должны уметь:
- проводить логопедическое обследование речевой деятельности, анализировать его результаты и диагностировать уровень сформированности и возможные отклонения речевой функции у детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями;
- определять и реализовывать во взаимосвязи коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, используя разнообразные приемы психолого-педагогического воздействия с учетом индивидуальных и личностных особенностей детей с различными нарушениями речи;
- реализовывать обеспечение материально-технической базы процесса обучения;
- организовать все виды работ, предусмотренные содержанием практики,
- уметь планировать и осуществлять работу с родителями;
- планировать работу по повышению собственной квалификации;
- осуществлять исследовательскую работу.
Бакалавры, прошедшие практику, должны владеть:
1) способами рационального ведения логопедической документации;
2) планировать мероприятия, осуществлять разработку содержания, методов, приемов и средств воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов;
|
|
3) навыками и приемами логопедической диагностики;
4) навыками отбора речевого и дидактического материала;
5) навыками реферирования методической литературы.
Код цикла | Наименование циклов, разделов ООП, модулей, дисциплин, практик (предшествующих) | Структура компетенций («входные» знания, умения, владения) | Наименование дисциплин (последующих) | |
Б.1 | История; Философия; Экономика образования; Иностранный язык; Основы речевой культуры дефектолога; Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов; Социология; Техника речи; Практикум по постановке голоса и выразительности речи; Психология делового общения; Психолингвистика; Политология; Логика; Русский язык и культура речи; Риторика | знать: философские основы научного познания, историю и тенденции современного развития основами философского знания; семейного права и основные закономерности и прав инвалидов этапы исторического процесса, роль России в истории человечества и в современном мире; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка); основные направления государственной политики в области языка, стили и модели речевых жанров русского языка, языковые нормы русского литературного языка основные законы риторики, приемы и средства публичного выступления; уметь: анализировать и оценивать социально и личностно значимую информацию, политические события, экономические процессы, социокультурные явления; толерантно воспринимать социальные и культурные различия; логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, давать определения, приводить примеры и доказательства; владеть: навыками литературной письменной и устной речи; приемами публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики; иностранным языком на уровне разговорного общения, а также в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников. | Производственная практика | |
Б.2 | Математика и информатика; Информационные технологии в специальном образовании; Концепции современного естествознания; Основы генетики | знать: современное состояние современного направления развития естествознания программного обеспечения, информационных технологий и компьютерных систем; место и роль человека в природе; основные концепции современного естествознания; актуальные технологии обучения, в том числе информационные и коммуникационные технологии; а также специальные аудиовизуальные технологии; уметь: оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных¦ задач; критически оценивать новую информацию в естественнонаучной области¦ знаний и давать ей интерпретацию; работать с компьютером, с глобальными и локальными поисковыми системами, традиционными носителями информации; владеть: навыками использования персонального компьютера на уровне пользователя; логической культурой мышления, способами анализа и синтеза информации, способами работы с информацией в глобальных компьютерных сетях. | Информационные системы и базы данных в психологии; Производственная практика | |
Б.3 | Психология; Педагогика; Специальная психология; Специальная педагогика; Медико-биологические основы дефектологии; Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья; Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях; Безопасность жизнедеятельности; Дислалия; Нарушения темпо-ритмической стороны речи; Дизартрия. Ринолалия. Нарушения голоса; Логопедические практикумы; Организация логопедической работы в системе образования; Индивидуальные и фронтальные формы логопедической работы; Планирование логопедической работы; Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи; Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи; | знать: теорию и историю общей и специальной педагогики и психологии; сущность, содержание, структуру и систем, педагогические технологии в сфере общего и специального образования; методы проведения психолого-педагогических исследований; закономерности психического развития; современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования лиц с ОВЗ; современные угрозы жизнедеятельности человека и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности; способы и приемы оказания первой медицинской и психологической помощи в условиях чрезвычайной ситуации; здоровье сберегающие технологии и способы их реализации; медико-биологические и лингвистические основы специальной педагогики и специальной психологии; актуальные технологии обучения, в том числе информационные, лиц с ОВЗ;содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида; возрастную динамику становления речеязыкового механизма ребенка; теоретические сведения о системе современного русского литературного языка; принципы и методы медицинской и педагогической коррекции нарушений здоровья детей и взрослых; морфо-функциональные особенности организма в норме и у лиц с ОВЗ; этиопатогенез слухоречевых и нервно-психических расстройств; схемы составления и изучения историй болезней; разнообразие методов медико-психолого-педагогической реабилитации лиц с ОВЗ; основы законодательства в области медико-социальной защиты лиц с ОВЗ; общие методические аспекты обучения лиц с ОВЗ: цели, задачи, принципы, методы, приемы, организационные формы, коррекционную направленность; уметь: применять полученные теоретические общепрофессиональные знания как базовые при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки; использовать в своей профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии для решения разного класса профессиональных задач при работе с лицами с ОВЗ; использовать активные и интерактивные методы обучения лиц с ОВЗ; работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ; участвовать в деятельности методических групп и объединений; оказывать доврачебную и психологическую помощь в чрезвычайной ситуации; определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития лиц с ОВЗ; проводить анализ собственной профессиональной деятельности; проводить отбор и изучение языкового и речевого материала на основе его лингвистического анализа; работать со специальной медицинской литературой; работать с медицинскими картами лиц с ограниченными возможностями здоровья; осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере общего и специального образования; проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения, предметной области, воспитательной ситуации на основе использования методов психолого-педагогической диагностики, теории педагогического проектирования; владеть: навыками межличностных отношений; дистанционными технологиями в специальном образовании; правилами и техникой обеспечения безопасности и оказания доврачебной помощи воспитанникам, обучающимся с ограниченными возможностями в условиях чрезвычайных ситуаций; приемами и методами медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе учета принципа онтогенетического развития; навыками применения лингвистических знаний в процессе диагностической и коррекционной работы с лицами с ОВЗ; основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности; организации профессиональной деятельности с учетом современных методов оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья; навыками оценки психофизиологического статуса ребенка и оказания доврачебной помощи. | Нарушение формирования средств общения; Нарушения письменной речи; Логопедическая работа при сенсорных, интеллектуальных и двигательных нарушениях у детей; Методика обучения математике детей с нарушениями речи; Методика обучения русскому языку детей с нарушениями речи; Методика обучения изобразительной деятельности и ручному труду детей с нарушениями речи; Основы нейропсихологии; Клиническая нейропсихология; Психология игровой деятельности; Теория и методика игровой терапии; Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья; Основы обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта; Внеклассная работа в обучении русскому языку и математике детей с нарушениями речи; Методы консультирования детей и взрослых с нарушениями речи; Консультативная деятельность учителя-логопеда; Инновационные методики коррекции нарушений речи у детей; Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями | |
Б.5 | Учебная практика | знать: механизмы, структуру и симптоматику различных форм речевой патологии; классификации и систематизации различных нарушений речи; особенности логопедической диагностики детей, страдающих расстройствами речи в условиях дошкольного учреждения; формы организации и способы реализации логопедического воздействия в дошкольном образовательном учреждении; особенности коррекционно-педагогической среды в условиях структуры образования, ее методического и технического обеспечения; - педагогические системы воспитания и обучения детей школьного возраста с нарушениями речевого развития; - систему образовательных учреждений для воспитания, обучения и реабилитации детей школьного возраста с нарушениями речевого развития; - особенности психофизического развития детей школьного возраста с различными нарушениями; - содержание и организацию лечебно-восстановительной работы с детьми школьного возраста с нарушениями речевого развития; - содержание и организацию коррекционно-педагогической работы в условиях специальных образовательных учреждений, а также учреждений здравоохранения и социальной защиты; - медико-психолого-педагогические методы изучения детей с опорой на детские виды деятельности; - педагогические принципы и методы воспитания и обучения детей разных возрастных групп; - разнообразные наглядно-дидактические и технические средства для детей, учитывающие их сенсо-моторные, компенсаторные и возрастные возможности; уметь: - проводить логопедическое обследование речевой деятельности, анализировать его результаты и диагностировать уровень сформированности и возможные отклонения речевой функции у детей с различными речевыми нарушениями; - осуществлять выбор адекватных средств и методов логопедического воздействия детей; - определять и реализовывать во взаимосвязи коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, используя разнообразные приемы психолого-педагогического воздействия с учетом индивидуальных и личностных особенностей детей с различными нарушениями речи; - реализовывать обеспечение материально-технической базы процесса обучения; - выявлять нарушения невербальных форм психической деятельности, препятствующих полноценному овладение навыками письма и чтения; -осуществлять перспективное планирование содержания коррекционной работы во всех имевшееся на логопедическом пункте группах (для детей с нарушениями письма и чтении, с фонетическими, фонетико-фонематическими нарушениями, с элементами общего недоразвития речи и заиканием); - планировать работу по повышению собственной квалификации; - осуществлять исследовательскую работу; владеть: -навыками и приемами логопедической диагностики; -способами рационального ведения логопедической документации; - планировать мероприятия, осуществлять разработку содержания, методов, приемов и средств воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов; - эффективными формами и приемами логопедической пропаганды. | Производственная практика |
|
|
|
|