Место педагогической практики в структуре ООП ВПО

Педагогическая практика на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050700.62 Логопедия (квалификация (степень) «бакалавр») является обязательным частью ООП.

Педагогическая практика опирается на дисциплины: «Организация логопедической работы в системе образования», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи», «Логопедические практикумы», «Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи», «Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи».

Бакалавры, прошедшие практику, должны знать:

- особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

- особенности логопедической диагностики детей, страдающих расстройствами речи в условиях дошкольного учреждения;

- приемы анализа и интерпретации результатов комплексного обследования состояния дошкольников с расстройствами речи;

- формы организации и способы реализации логопедического воздействия в дошкольном образовательном учреждении;

- особенности коррекционно-педагогической среды в условиях структуры образования, ее методического и технического обеспечения;

- медико-психолого-педагогические методы изучения детей с опорой на детские виды деятельности;

- педагогические принципы и методы воспитания и обучения детей разных возрастных групп.

Бакалавры, прошедшие педагогическую практику, должны уметь:

- проводить логопедическое обследование речевой деятельности, анализировать его результаты и диагностировать уровень сформированности и возможные отклонения речевой функции у детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями;

- определять и реализовывать во взаимосвязи коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, используя разнообразные приемы психолого-педагогического воздействия с учетом индивидуальных и личностных особенностей детей с различными нарушениями речи;

- реализовывать обеспечение материально-технической базы процесса обучения;

- организовать все виды работ, предусмотренные содержанием практики,

- уметь планировать и осуществлять работу с родителями;

- планировать работу по повышению собственной квалификации;

- осуществлять исследовательскую работу.

Бакалавры, прошедшие практику, должны владеть:

1) способами рационального ведения логопедической документации;

2) планировать мероприятия, осуществлять разработку содержания, методов, приемов и средств воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов;

3) навыками и приемами логопедической диагностики;

4) навыками отбора речевого и дидактического материала;

5) навыками реферирования методической литературы.

Код цикла Наименование циклов, разделов ООП, модулей, дисциплин, практик (предшествующих) Структура компетенций («входные» знания, умения, владения) Наименование дисциплин (последующих)  
 
Б.1 История; Философия; Экономика образования; Иностранный язык; Основы речевой культуры дефектолога; Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов; Социология; Техника речи; Практикум по постановке голоса и выразительности речи; Психология делового общения; Психолингвистика; Политология; Логика; Русский язык и культура речи; Риторика знать: философские основы научного познания, историю и тенденции современного развития основами философского знания; семейного права и основные закономерности и прав инвалидов этапы исторического процесса, роль России в истории человечества и в современном мире; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка); основные направления государственной политики в области языка, стили и модели речевых жанров русского языка, языковые нормы русского литературного языка основные законы риторики, приемы и средства публичного выступления; уметь: анализировать и оценивать социально и личностно значимую информацию, политические события, экономические процессы, социокультурные явления; толерантно воспринимать социальные и культурные различия; логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, давать определения, приводить примеры и доказательства; владеть: навыками литературной письменной и устной речи; приемами публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики; иностранным языком на уровне разговорного общения, а также в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников. Производственная практика  
Б.2 Математика и информатика; Информационные технологии в специальном образовании; Концепции современного естествознания; Основы генетики знать: современное состояние современного направления развития естествознания программного обеспечения, информационных технологий и компьютерных систем; место и роль человека в природе; основные концепции современного естествознания; актуальные технологии обучения, в том числе информационные и коммуникационные технологии; а также специальные аудиовизуальные технологии; уметь: оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных¦ задач; критически оценивать новую информацию в естественнонаучной области¦ знаний и давать ей интерпретацию; работать с компьютером, с глобальными и локальными поисковыми системами, традиционными носителями информации; владеть: навыками использования персонального компьютера на уровне пользователя; логической культурой мышления, способами анализа и синтеза информации, способами работы с информацией в глобальных компьютерных сетях. Информационные системы и базы данных в психологии; Производственная практика  
Б.3 Психология; Педагогика; Специальная психология; Специальная педагогика; Медико-биологические основы дефектологии; Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья; Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях; Безопасность жизнедеятельности; Дислалия; Нарушения темпо-ритмической стороны речи; Дизартрия. Ринолалия. Нарушения голоса; Логопедические практикумы; Организация логопедической работы в системе образования; Индивидуальные и фронтальные формы логопедической работы; Планирование логопедической работы; Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи; Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи; знать: теорию и историю общей и специальной педагогики и психологии; сущность, содержание, структуру и систем, педагогические технологии в сфере общего и специального образования; методы проведения психолого-педагогических исследований; закономерности психического развития; современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования лиц с ОВЗ; современные угрозы жизнедеятельности человека и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности; способы и приемы оказания первой медицинской и психологической помощи в условиях чрезвычайной ситуации; здоровье сберегающие технологии и способы их реализации; медико-биологические и лингвистические основы специальной педагогики и специальной психологии; актуальные технологии обучения, в том числе информационные, лиц с ОВЗ;содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида; возрастную динамику становления речеязыкового механизма ребенка; теоретические сведения о системе современного русского литературного языка; принципы и методы медицинской и педагогической коррекции нарушений здоровья детей и взрослых; морфо-функциональные особенности организма в норме и у лиц с ОВЗ; этиопатогенез слухоречевых и нервно-психических расстройств; схемы составления и изучения историй болезней; разнообразие методов медико-психолого-педагогической реабилитации лиц с ОВЗ; основы законодательства в области медико-социальной защиты лиц с ОВЗ; общие методические аспекты обучения лиц с ОВЗ: цели, задачи, принципы, методы, приемы, организационные формы, коррекционную направленность; уметь: применять полученные теоретические общепрофессиональные знания как базовые при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки; использовать в своей профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии для решения разного класса профессиональных задач при работе с лицами с ОВЗ; использовать активные и интерактивные методы обучения лиц с ОВЗ; работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ; участвовать в деятельности методических групп и объединений; оказывать доврачебную и психологическую помощь в чрезвычайной ситуации; определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития лиц с ОВЗ; проводить анализ собственной профессиональной деятельности; проводить отбор и изучение языкового и речевого материала на основе его лингвистического анализа; работать со специальной медицинской литературой; работать с медицинскими картами лиц с ограниченными возможностями здоровья; осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере общего и специального образования; проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения, предметной области, воспитательной ситуации на основе использования методов психолого-педагогической диагностики, теории педагогического проектирования; владеть: навыками межличностных отношений; дистанционными технологиями в специальном образовании; правилами и техникой обеспечения безопасности и оказания доврачебной помощи воспитанникам, обучающимся с ограниченными возможностями в условиях чрезвычайных ситуаций; приемами и методами медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе учета принципа онтогенетического развития; навыками применения лингвистических знаний в процессе диагностической и коррекционной работы с лицами с ОВЗ; основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности; организации профессиональной деятельности с учетом современных методов оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья; навыками оценки психофизиологического статуса ребенка и оказания доврачебной помощи. Нарушение формирования средств общения; Нарушения письменной речи; Логопедическая работа при сенсорных, интеллектуальных и двигательных нарушениях у детей; Методика обучения математике детей с нарушениями речи; Методика обучения русскому языку детей с нарушениями речи; Методика обучения изобразительной деятельности и ручному труду детей с нарушениями речи; Основы нейропсихологии; Клиническая нейропсихология; Психология игровой деятельности; Теория и методика игровой терапии; Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья; Основы обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта; Внеклассная работа в обучении русскому языку и математике детей с нарушениями речи; Методы консультирования детей и взрослых с нарушениями речи; Консультативная деятельность учителя-логопеда; Инновационные методики коррекции нарушений речи у детей; Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями  
Б.5 Учебная практика знать: механизмы, структуру и симптоматику различных форм речевой патологии; классификации и систематизации различных нарушений речи; особенности логопедической диагностики детей, страдающих расстройствами речи в условиях дошкольного учреждения; формы организации и способы реализации логопедического воздействия в дошкольном образовательном учреждении; особенности коррекционно-педагогической среды в условиях структуры образования, ее методического и технического обеспечения; - педагогические системы воспитания и обучения детей школьного возраста с нарушениями речевого развития; - систему образовательных учреждений для воспитания, обучения и реабилитации детей школьного возраста с нарушениями речевого развития; - особенности психофизического развития детей школьного возраста с различными нарушениями; - содержание и организацию лечебно-восстановительной работы с детьми школьного возраста с нарушениями речевого развития; - содержание и организацию коррекционно-педагогической работы в условиях специальных образовательных учреждений, а также учреждений здравоохранения и социальной защиты; - медико-психолого-педагогические методы изучения детей с опорой на детские виды деятельности; - педагогические принципы и методы воспитания и обучения детей разных возрастных групп; - разнообразные наглядно-дидактические и технические средства для детей, учитывающие их сенсо-моторные, компенсаторные и возрастные возможности; уметь: - проводить логопедическое обследование речевой деятельности, анализировать его результаты и диагностировать уровень сформированности и возможные отклонения речевой функции у детей с различными речевыми нарушениями; - осуществлять выбор адекватных средств и методов логопедического воздействия детей; - определять и реализовывать во взаимосвязи коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, используя разнообразные приемы психолого-педагогического воздействия с учетом индивидуальных и личностных особенностей детей с различными нарушениями речи; - реализовывать обеспечение материально-технической базы процесса обучения; - выявлять нарушения невербальных форм психической деятельности, препятствующих полноценному овладение навыками письма и чтения; -осуществлять перспективное планирование содержания коррекционной работы во всех имевшееся на логопедическом пункте группах (для детей с нарушениями письма и чтении, с фонетическими, фонетико-фонематическими нарушениями, с элементами общего недоразвития речи и заиканием); - планировать работу по повышению собственной квалификации; - осуществлять исследовательскую работу; владеть: -навыками и приемами логопедической диагностики; -способами рационального ведения логопедической документации; - планировать мероприятия, осуществлять разработку содержания, методов, приемов и средств воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов; - эффективными формами и приемами логопедической пропаганды. Производственная практика  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: