Павел Иванович Новгородцев 7 страница



П. И. Новгородцев


Глава І




он видит ошибку Томазия в ограничении принципа естественного права одной земной жизнью; а с другой стороньї, упрекает его за отсутствие разьяснений от-носительно тех положительньїх действий, к которьім люди должньї бьіть принуждаемьі.1 С точки зрения Лейбница, кроме строгого права, предписьівающего воздержание от зла (петіпет Іаейеге), следует разли-чать єще справедливості., или правду распределяю-щую. Сюда он и относит те положительньїе действия (зиит сі^ие ігіЬие), определения которьіх он не на-ходит у Томазия. Круг атих действий у него самого обозначался, однако столь неопределенно, что сюда легко можно бьіло подвести как юридические дей­ствия, так и нравственньїе.2 И когда он определял за­дачу государственньїх законов как обеспечение сча-стья подданньїх, то отсюда, при отсутствии должньїх разграничений, бьіл только один шаг к формулам при-нудительной нравственности, которьіе после него бьіли установленьї Вольфом.

Если бьі мьі захотели продолжить анализ идей Лейб­ница, то мьі должньї бьіли бьі сказать, что его отли-чие от Томазия имело свои глубокие мотиви. Теоре-тичєски его взглядьі вьітекали из свойственного ему представлення о всепроникающей гармонии и нераз-рьівной связи всего существующего. Практически его точка зрения бьіла прямьім отзвуком средневековьіх традиций. Вот почему он не только сближает, но и сме-

1 Ср. подробное изложение у НіпгІсЬз. СезсЬ. (іег Кеспіз-
иші ЗіааЬкргіпсіріеп. В<і. III. 8. 300-301.

2 См.: Бе зио сосіісе іигіз £епіїит Шріотаіісо топііит.
Р. 295-296.

шивает области права и морали. Мьі уже видели, что правду он определяет как любовь мудрого. Нельзя не сказать, что ставить подобньїй принцип во главе юри-дических предписаний — значит с самого начала вно­сить известную путаницу понятий. Й действительно, Лейбниц вьіводит из зтого принципа такие юридиче­ские обязанности, которьіе не имеют с правом ничего общего, как, например, обязанность приносить пользу всем и жить, сообразуясь с требованиями вьісшего миропорядка и божественного закона. Слияние пра­ва с областью нравственно-религиозной здесь оче­видно. Согласно с зтим нравственньїм духом своей философии права Лейбниц мечтает о том, чтобьі весь христианской мир составил как бьі одну общину под управлением Бога. Все государства он хотел бьі слить в одну организацию, которую, скорее всего, следует на­звать церковью, судя по тому, как он ее себе представ-ляет. Зтот взгляд Лейбница, очевидно, целиком заим-ствован из средних веков. Зто обнаруживается, меж-ду прочим, и в том, что ближайшее применение своєму идеалу он хочет найти в Германской империи, кото-рая и в его время продолжала еще сохранять преда-ния универсальной монархии. Лейбниц совершенно усваивает точку зрения средневєкового католицизма, когда он говорит, что христианские князья подчиня-ют церкви не только свою совесть, но и свои престо-льі. В полном согласии с зтими началами он утверж-дает, что все христианство составляет как бьі одно го-сударство, во главе которого стоят два верховньїх вождя — первосвященник и император; что вьісшая власть над всеми принадлежит церкви и ее єпископам; что император является защитником церкви или ее



П. И. Новгородцєв


Глава І




светскои рукою, как прирожденньїи вождь христиан против неверньїх.1

Читая все зти утверждения, можно подумать, что мьі имеем пред собою не протестантского философа конца XVII и начала XVIII века, а кого-либо из преж-них католических писателей. Понятно, почему Лейб-ниц не мог ни оценить Томазия, ни согласиться с ним. У Томазия бьіло живое чутье современности, и в сво-их построениях он являлся человеком нового време-ни, между тем как мечтьі Лейбница принадлежали средневековой старине. Мьі ясно видим зто на их раз-личном отношении к вопросу о существе права и его связи с нравственностью.

Преемник Лейбница Вольф нисколько не исправил его односторонностей; напротив, он лишил их того поатического колорита, которьій бьіл не чужд теокра-тическим мечтаниям Лейбница. От индивидуалисти-ческих начал, которьіе бьіли развитьі Томазием, он бьіл еще далее, чем Лейбниц, и различие права от нрав-ственности бьіло для него неизвестной проблемой. Лейбниц все-таки говорил, полемизируя с Гоббсом, что люди разве тогда отрекутся от собственной воли и перестанут по собственному усмотрению заботиться о своем благе, когда они убедятся в вьісшей мудрости и силе своих правителей.2 Вольф как раз в зтом от-

1 См. трактат Лейбница, написаний им под псевдони-
мом Саезагіпі Ріігзіепегіі. Тгасіаіиз де іііге зиргетаЬіз
ас 1е£аііопит ргіпсірит Оегтапіае. См. предисловие
(ай Іесіогет) и С. XXXII по изданию Оиіепз. Р. 329. (Т. IV).

2 См. трактат Лейбница, написаний им под псевдони-
мом Саеєагіпі Ейгвіепегіі. Тгасіаіиз (іе іиге зиргетаЬіз
ас 1е£аііопит ргіпсірит Сегтапіае. С. XI. Р. 316.


ношений забьівал мудрьіе ограничения своего учите­ля. Вот почему в истории политической мьісли он ос-тался памятен преимущественно как теоретик поли-цейского государства, подчинявший всю жизнь граж-дан правительственному контролю. Основой для его теории послужило свойственное ему смешение нрав-ственньїх целей человеческой жизни с политически-ми задачами государственной деятельности. Челове-ческое совершенство является, по мнению Вольфа, целью личной морали; оно же представляет и руково-дящий принцип политики. Государство должно стре-миться к тому, чтобьі сделать подданньїх добродетель-ньіми и зтим путем обеспечить их счастье. Исходя от-сюда, Вольф не оставляет ни одной области частньїх отношении неприкосновенной; повсюду вводится го-сударственньій надзор и правительственная опека. Брачньїе и семейньїе отношения, распоряжение част­ими имуществом, нравственное воспитание и ум-ственное развитие — все зто подчиняется контролю власти и ее верховному руководству. Смешение пра­ва и нравственности идет здесь рука об руку с подав-лением личного начала.

А между тем Вольф брался говорить о прирожден-ньіх правах и естественной свободе. Результати, к ко-торьім он приходит, прямо противоречили атим нача­лам. Прибавим здесь, что зти начала так же отдаляли его от немецкой действительности, как те результати с ней сближали. В то время как он писал, идеал поли-цейского государства бьіл не только теоретическим пожеланием, но и жизненной практикой. Просвещен-ньій абсолютизм осуществлял зтот идеал в действи­тельности и проводил в жизнь ту политику, которую



11. И. Новгородцев


ГлаваІ




впоследствии упрекали за ее стремление слишком много управлять, т. є. всюду вмешиваться, не давая ни малейшего простора частной и общественной ини-циативе. Так осуществлялась идея нравственного вос-питания граждан. Мьісль о том, что государство име-ет воспитательное значеяие для личности, єсть очень старая мьісль. Платон и Аристотель, каждьій по-своє­му, вьіразили ее в своих сочинениях как обьічное пред-ставление греческого мира. В немецкой философии мьі находим ее у Гегеля и у многих других стороиников органического воззрения на общество. Но тогда как прежде и позднее говорили об органическом значений государственногосоюза, Вольф додумался только до по-литического значення государства.

Говоря/) Вольфе, мьі коснулись и еще одного важ­ного прбтиворечия, которое часто встречается в не* мецкой философии права зтого периода, — я имею в виду иротиворечие между учением о прирожденньїх правах человека и их действительном осуществлении. На заглавном листе первой части сочинения Вольфа о «Естественном праве* значится: «Рагн ргіта, іп диа оЬН^аЦопез еі ^ига соппаіа ех ірза потіпіе езвепііа а^ие паіига а ргіогі детопвігаіиг». Заглавие смелое и радикальное; в нем одяом целая революция поня­тий и основ. Зто язик той зпохи, которая отрекалась от старьіх «приобретенньїх» прав, чтобьі обновить жизнь провозглашением прав прирожденньїх. Отим язьїком говорили теоретики английской и француз-ской революции, и среди них странно встретить Хри-стиана Вольфа. Но ещє более странно видеть, как зто учение о прирождениьіх правах сочетается у него с проповедьх зластной опеки над личностью. При


рожденньїе права, общее равенство, безусловная сво­бода играют тут, очевидно, роль теоретических отвле-ченностей, математических формул, для которьіх все равно, находят ли они где-либо применение или нет. Зти противоречия связьіваются с более общей анти-тезой положительного и естественного права, и нам следует теперь, заключая настоящую главу, остано-виться на зтом важном пункте, чтобьі определить от-ношение к нему рассматриваемьіх писателей.

Противоиоставление естественного и положитель­ного права, как известно, имело огромное значение для философии зтой зпохи: оно являлось той основой, на которой созидались системьі философии права. В определениях естественного права обьїкновенно на­ходили для себя место идеальньїе стремления и про-грессивньїе начала, которьіе не получили доступа в по-ложительное право и существующий строй. Иногда заявлений о естественной справедливости свидетель-ствуют о готовящихся конфликтах государственной жизни, о тех потрясениях, через которьге она должна пройти, прежде чем проникнуться новьіми началами. Соответственно степени обострения зтих практиче-ских конфликтов возрастают пафос и красноречие тео­ретических иостроений, переходящих порою в проиа -ганду революционньїх идей. У немецких философов мьі зтого не находим: смельїе заявления, грозньїе ан-титезьі остаются всецело на вьісотах абстрактной мьіс-ли, не спускаясь за черту действительности. Истори-ческий момент бьіл таков, что всякое радикальное требование могло явиться здесь только мечтой или абстракциєй. Теоретически зтот абстрактний харак­тер естественного права вьіражался в том, что из ного


114_____________________________ П. И. Новгородцев

не виводили всех логических последствий или же зна-чительно их ослабляли нримесью иоложительньїх начал и примирительньїх тенденций. При зтом дале­ко не всегда оказьівалось ясньїм отношение естествен-ного права к положительному; большей частью мьі встречаем здесь полную путаницу понятий.

Бить может, всего определеннее, по крайней мере относительно положи те льного права, вьісказивался Пуфендорф. Он более других находился под влияни-ем Гоббса, и понятно, если зта именно сторона била виражена им с особой ясностью. Понятие субьектив-ного права и личньїх требований не иолучило у него должного развития, но зато тем определеннее висту-пают начала порядка и закона. У Пуфендорфа, как и у Гоббса, подчеркнутое значение зтих начал сочета-ется с представлением об згоистической природе чело-века: чем менее находят в человеке доброжелательньїх и общежительних задатков, тем более ищут опор для общества в твердих устоях власти и закона. Позтому-то Пуфендорф сохраняет для положительного пра­ва всю его силу и, сравнивая его с естественним, ни-сколько не делает из зтого сравнения резкого про-тивопоставления.

Положительное право — зто те законьї, которьіе устанавливаются властью для нужд данного общества. Имея в виду специальние условия известного союза, зти закони могут изменяться с течением времени. Всякий человеческий закон єсть положительний и по-зтому изменчивьій. В отличие от зтого естественний закон отличается своим постоянством, ибо он пред-ставляет собою совокупность начал, неотделимих от человеческой природи. Зти начала до такой степени связаньї с разумньїм и общежительньш существом


Глава І_________________________________ 115

человека, что без них невозможно никакое «мирное и частное общение».1 Говоря ииаче, зто те заложея-ньіе в человеке нравственние задатки, которьіе Пуфен­дорф должен допустить как основу всякого общежи-тия, хотя он и вьіводит положительньїй порядок из воли законодателя. Согласно старой традиции, Пуфен­дорф признает в естественном законе границу для дей-ствия власти: подданние обязаньї ей повиноваться до тех пор, пока она не впадет в явное противоречие с божественним законом.2 Однако зта традиционная оговорка не имеет существенного значення для его по-строений, в которих гораздо более подчеркивается твердость государственного порядка и необходимость подчинения закону и власти.3

Зто основное требование Пуфендорфа ми можем обнаружить и еще в одном важном пункте — в учений о происхождении естественного закона. Те, которие хотели противопоставить естественное право положи­тельному порядку и предписаниям власти, старались обикновенно возвисить авторитет естественного за­кона и для зтого указивали на его вечную и неизмен-ную природу. Так, Гроций, а впоследствии Лейбниц

Ч>е»Г. N. еі. О. Ь. І. С. VI. § 18.

2 БеоШс. Ьот. еЬ сіу. Ь. II. С. XII. § VIII. Ср.: Ве^. N. еі
О. Ь. VII. С. VIII. § 1 еаи.

3 См.: Бе ^. N. еі 6. Ь. VII, С. VIII; сіє оІЇ. Ьога. еі. сіу. Ь II.
С. XVIII. Достаточно привести следующее место из іюслед-
него сочинения (С. І. § III): «КесЬогіЬиз сіуііаііз сіуіє «іеЬеІ;
геуегепііат, ГігіеШаЬет еЬ оЬнєчиіит. Сиі сопіипсіит езЬ,
ні, і<іет ргаеаепЬі к(,аЬи асі^^ие8са^•, песіие асі ген поуашіаз
апітит асііісіаі!1о^ие аііегі сиіуія асіііаегеаі та^із
ешісіеіігуе асІтігеіиг еї уепегеіиг; ^1І^ие Ьепе еі Копогі^ісе
де ііасіет еі еогит асЬіопіЬиз аепиаЬ аЦие


116 П. И. Новгородцев

говорили, что естественное право вечно, как истиньї математики; даже воля Бога не может его изменить. Зто соответствовало стремлению закрепить значение естественного права как нормьі безусловной и непо-колебимой. Пуфендорф, разбирая зто воззрения, вьі-сказьівается нротив него. Считая всякий закон истече-нием вьісшей воли, он и естественньїй закон вьіводит из воли Божества. Конечно, уже одна общеобязатель-ность зтого закона заставляет предполагать у него бо-лее прочную основу: ни соображения пользьі, ни со-глашение людей не представляют из себя такой осно-вьі. Остается заключять о его установлений волею Божества.! Но только в зтом смьісле и можно говорить о вечности естественного права: она не простирается далее Божественного установлення, которое, в за-висимости от воли БожиеЙ, могло бьі бьіть и иньїм. Допускать еще какукгто особую и самостоятельную вечность естественного закона невозможно.2

Зтот взгляд, если он и допускал в известном смьіс-ле постоянство естественного права, во всяком случае свидетельствовал о том, что писатель не бьіл склонен подчеркивать его значение. Над естественньїм зако­ном, как и над положительньїм, он ставил одинаково Божественную волю. Таким образом, оба ати закона рассматривались как две параллельньїх ступени зако-нодательства, из которьіх первая отличается лишь сравнительной неизменностью и в своем существе не имеет ничего безусловного.

Именно такое умаление естественного права, в его внутреннем значений, находит у Пуфендорфа Лейб-

. І^.еЬС. Ь. II. С. III. §20. ІЬіс1. Ь.І.С.ІІ.§6.


Глава І 117

ниц. По его мнению, виводить естественное право из воли, хотя бьі и вьісшей, — значит провозглашать принцип: 8І&Ї рго гаііопе уоіипіаз; а зто — принцип тиранический, с'еві; ргоргетепі 1а сіеуізе (Тип Іугап. Зто значит отрицать вьісшие и неизменньїе основьі ес­тественного права и приписьівать Божеству способ-ность действовать вопреки справедливости. В действи-тельности такие основи следует искать не в воле, а в разуме Бога: правда єсть существенньїй атрибут Божественного разума. Вот в каком смьісле Лейб-ниц говорит о вечности естественного права, которое господствует среди людей с безусловной необходи-мостью и простирает свою силу даже за предельї зем-ной жизни. Начала естественной справедливости, вьітекая из неизменной природьі вещей и из истин Божественного разума, так же неизменньї, как пра­вила пропорций и уравнений, как принципи арифме­тики и геометрии.1

Возвьішая авторитет естественного права, зто уче-ние сообщает ему вместе с тем силу непререкаемого мирового закона. Но с точки зрения позднейшей фи-лософии против Лейбница можно бьіло бьі возразить, что он недостаточно подчеркивает нормативний ха­рактер естественной справедливости. В каком смьіс­ле понимает он вечное значение нравственньїх прин-ципов? Есть ли зто общераспространенньїй факт или общеобязательная норма? Как говорил впоследствии Кант, принципи нравственности могут и нарушаться;

1 См. особенно «Мопііа ^иае(1ат агї 8. РиґепсіогШ Ргіпсіріа», БиЬепз. Т. IV. Р. III. Р. 279-280; Моііаі. КеспізрНііозорішспез айв ЬеіЬпігепз ип&егігискЬеп 8сЬгії-іеп. Ілір2І8, 1885. 8. 56.


118_____________________________ Я. И. Новгородцєв

ато только императивьі, обращенньїе к нашея свободе, а не закони, безусловно господствующие в природе. У Лейбница ато не вьіясняется с должной определен-ностью, и от атого можно подумать, что он считает своє естественное право безусловно осуществляющимся законом жизни. Однако в его философии єсть алемен-тьі и для нормативного понимания естественного за-кона. Прежде всего он относит сюда только вьісшие принципьі права: зто лишь основания правовой сис­теми, а не вся зта система во всей полноте ее жизнен-ньіх определений. С другой сторони, из основ Лейб-ницевой философии вьітекало и представление о по-степенном уяснении людьми истин Божественной справедливости; будучи неизмененньїми по своей при­роде, зти истиньї не сразу понимаются всеми в своей подлинной сущности. Отсюда бьіл прямой шаг к ис-торическому созерцанию, и нет ничего удивительно-го, если Лейбниц наряду с неизменньїм естественньїм правом допускал изменчивое положительное, кото-рое вьіражается в обьічаях и законах людей.1 Соглас-

1 См.: Оиіепз. Т. IV. Р. III. Р. 297 фе зие сосіісе.игіз £епііит сііріо та.ісо топііит): «Ргаеіег аеіегпа паіигае гаііопаіін діга ех сііуіпо їопїе ЇЇиепііа _из еііат уоіиігЬагіит ЬаЬеіиг, гесеріит тогіЬиз, уєі а зирегіоге сопзіі.иіит. Еі Іп КериЬІіса ^шс^ет іиз сІуііє аЬ ео уіт ассерії, диі зиттат роіезіаіет ЬаЬеі: ехіга КериЬНсат уєі іпіег еоз, ^иі зиттае роіевСаіін рагіісірез зипі... Іосиз езі іигі Сепііит уоіипіагіо, іасііо рориіогит сопзепзи гесеріо. Nе^ие уєго песеззе езі, иі зіі отпіит ^епїіит, уєі отпіит іетрогит; ^иит іп тиШз агЬіігег аііисі Іпсііз, аііпсі ЕигораеІЕ ріасеге, еі ари<1 поз ірзоз зесиіогит йесигзи тиіагі, яиосі уєі ііос ірзит ориз іпсіісаге роіезі».


Глава І_________________________________ 119

но терминологии своего времени, он назьівает ато пра­во характерним именем.ив уоіипіагішп, а также І. ровШуит и _. іе^Штит. По его воззрению, между естественньїм и положительньїм правом должна суще-ствовать живая связь, и он определял даже однаждьі задачу положительной юриспруденции как сопостав-ление действительньїх законов с идеальньїми.1

Как мьі видели, у Лейбница и Пуфендорфа речь идет преимущественно об основаниях естественного права, о его значений как обьективного закона жиз­ни. Другая сторона, субьективная, оставалась в тени. Но и для немецкой философии права должен бьіл воз-никнуть вопрос об отношении естественного закона к субьективньїм притязаниям, к требованиям лично-сти. В качестве идеала, создаваемого ввиду несовер-шенств существующего порядна, естественное право могло служить для самих различньїх стремлений; но в Новое время, начиная с Гроция, в пределах естест-венно-правовой школьї с особенной силой развивается индивидуалистическая тенденция, которая не могла остаться без влияния и на немецких писателеЙ. И дей-ствительно, мьі видим, как Томазий под влиянием Локка, а Вольф под влиянием Томазия усваивают себе зту тенденцию и в своих позднейших сочинениях оди-наково делают попьітку развить ту сторону естествен­ного права, которая оставлялась йми ранее без долж-ного виймання. Зто очень ясно формулируется у Воль-

1 См. об зтом подробнее, равно как и вообще об отноше­нии Лейбница к идее естественного права: Нагітапп О. ЬеіЬпіг аіз ^и^із^ ипгі КеспізрМіозорЬ. ТііЬіп£еп, 1892; осо-бенно 8. 66-68, 75-76, 88-89, 96-97.


120 ______________________ П. Я. Новгородцев

фа: зі оШсіа Ьотіпіз іЧіегІпі гіетоіізігаїа, попсіит раіепї еіиз ^ига.1 И он ставит своей целью кроме обя-занностей вияснить еще права —* прирожденньїе чело-веческие права, вьітекающие а ргіогі из сущности и природьі человека. К нему мьі теперь и обратимся, так как попьітка Томазия представляет в атом отношении значительно меньший интерес. Она более любопьітна по стремлению разграничить право и нравственность, и с зтой стороньї мьі уже рассмотрели ее вьіше.

Исходньїм пунктом для Вольфа и при вьіведении суб'ьективньїх прав является понятие обязанности. Зто бьіла отличительная черта немецких философов рассматриваемой зпохи, и даже в своих индивидуа-листических построениях они отправлялись от поня­тий обязанности и закона. Однако зти начала нисколь-ко не помешали Вольфу установить самьій широкий обт,ем прирожденньїх прав. Нет права без соответству-ющей ему обязаиности; но зато должньї существовать прирожденньїе права, потому что существуют при­рожденньїе обязанности. Они равньї для всех людей, прибавляет Вольф, так как они вьітекают из челове-ческой природи, которая у всех одна и та же. От при-родьі все люди равньї: что позволено одному, то по-зволено и другому, к чему обязан один, к тому обязан и другой. Точно так же все люди свободньї по природе, как они по природе равньї: ни один человек не может иметь власти над действиями другого. Наконец, в силу тех же начал следует признать, что все люди имеют от природьі равное право на вещи и что первоначаль-ньім отношением к имуществу является общение,

я паіигае. Рагз І. § 58.


Глава І_________________________________ 121_

соттипіо ргітаеуа. ' Полное равенство, безусловная свобода, имущественное общение — ведь зто лозунги всех революционньїх учений; индивидуалистические начала вьісказьіваются здесь со всей силой их ради­кального вираження. Но мьі уже знаєм, что у Вольфа вьіводятся отсюда самьіе мирньїе последствия.

Для тех, кто говорил о прирожденньїх правах, воз-можно бьіло затем два заключения: или требовать их безусловного осуществления в гражданском бьіту, или же допустить необходимость их ограничения, в видах практических условий общежития. Зто последнее до-пущение давало возможность примирять радикализм естественного права с любьім положительньїм поряд­ком, и на зту именно точку зрения становится Вольф. Так, он утверждает, что имущественное общение осу-ществимо лишь при совершенстве всех людей, а так как зтого нет, то приходится предпочесть частную собственность и свободное распоряжение ею.г Точно так же должньї бьіть ограниченьї и прирожденньїе людям равенство и свобода. Каждьш человек может ограничить свою свободу и даже продать себя в раб­ство.3 Отсюда проистекает власть одних лиц над дру­гими в хозяйственньїх отношениях. Такая же власть и соответствующее ей подчинение устанавливаются в государственном союзе, где народ, в силу присущей ему естественной свободи, может избрать любую форму правлення, хотя бьі даже иатримониальную

1 См. сокращенное изложение взглядов Вольфа, вьішед-шее в 1750 году под заглавием: ІпзШиііопез іигіз паї. еі еепііит. Рагз І. С. III и С. V.

Чпзі. Л. N. еі. С. § 194-195.

3 ІЬІсі. § 948 (сіє зегуііиіе


122_____________________________ П. И. Новгородцев

или феодальную.1 Вольф вьісказьівает между прочим положение, что законьї гражданские не должньї про-тиворечить естественньїм;2 но что же, спрашивается, остается от строгих начал естественного права, если философская дедукция в конце концов узаконяет и феодальний строй. Впоследствии часто упрекали естественно-правовую школу, что она устанавливала идеал єдиного права для всех времен и народов. С гораз-до большим основанием можно бьіло бьі упрекать — по крайней мере, ее немецких представителей — в том, что они слишком легко отступали от собствен-ннх начал, чтобьі признать правомерньїм любой ис-торический порядок. Подобное признание входило обьїкновенно неотьемлемьш звеном в цепь их дедук-ций и казалось им тем менее логическим отступлени-ем, что они видели в атом одно из следствий естествен-ной свободьі: народ может установить у себя любую форму в силу принадлежащего ему права распоря-жаться своей судьбой.

Зтот вьівод, как ни слабо доказьівает он то, что хо-чет доказать, является, однако, результатом одного очень серьезного теоретического затруднения, с кото-рьім приходилось считаться не только немецким пи-сатслям. То направление естественно-правовой шко-льі, которое становилось на индивидуалистическую почву, имело своим вьісшим критерием личную сво­боду. Отсюда виводились начала права и государ-ства. Но где искать границьд и цели зтой свободьі — ато для многих оставалось совершенно неопределенньїм.

1 Іп.41. Л. N. еі. С. § 972 нчи. и § 986-987.

2 ШШ. § 1069.


Глава І______________________________________ 123

Свобода может проявляться одинаково в самоограни-чении, как и в самоутверждении. Как мьі видели, Вольф вьгводил из свободьі рабство и имел к атому известное основание, так как отправлялся от начала безусловного самоопределения. Но таким образом под-рьівалась самая основа естествеиного права как прин­ципе, стоящего над произволом лиц и служащего твер-дой опорой для суждений о должном. Если из сво­боди можно виводить все что угодно, и даже самое рабство, тогда все нравственньїе различия теряются и узаконивается беспринципность фактических отноше-ний. Поатому-то истинньїе представители естествен­ного права всегда стремились найти начала, которьіе могли бьі определить правильное употребление свобо-дьі, согласно с ее собственньїм существом, и внести в понятие естественного права известньїй обт>ектив-ннй алемент. На помощь индивидуалистическому на­правленню здесь должна бьіла прийти обьективная школа, которая развивала идею неизменньїх принци-пов естественного права, предопределенньїх закона­ми разума. Пример атого воззрения мьі видели у Лейб-ница. Впоследствии Кант делает попьггку связать субт>ективную тенденцию с об-ьективной и таким об­разом разрешить одну из труднейших проблем фило-софии права. Что касается Вольфа, то у него индиви-дуалистическое начало является как будто бьі только для того, чтобьі тем прочнее бьіть отвергнутьш. Все за­труднения разрешаются идиллией полицейского го-пударства. Так исполняется пожелание, вьісказанное им в предисловии относительно прекраснейшего со-гласия положительного права с еетественньїм: «Іліег


124 _______ П, И. Новгородцев

.Іигізргшіепілат паїигаіет еЬ сіуііет риіспеггітиз пазсііиг сопсепііів, На иї отпіит ипа зіі сопеогсНа, ипа сопзопапйа».1

Позднее очень много нападали на зто направление, но далеко не всегда ясно представляли его недостат­ки. Для того чтобьі их понять, надо обратиться к Воль-фу и в особенности к его ученикам.2 В каждой школе являются обьїкновенно свои зпигоньї и вульгаризато­ри, которьіе снимают с первоначальньїх положений своего родоначальника печать свежести и оригиналь-ной новизньг и, повторяя их беспрестанно в качестве готовьіх ответов на все сомнения, придают им харак­тер докучливих шаблонов и банальних формул, ко-

! ІП8І. <І. N. еЕ. О. ГгаоҐаЬіо.

2 Теперь мьі имеем превосходное изложение взглядов Вольфианской школьї в книге Ландсберга, появившейся в 1898 году и составляющей продолжение известного тру­да Штиндинга (.ОеесЬісЬіе <3ег (ЗеиізсЬеп КесЬізтеіззеп-зсЬаГи. См. особенно характеристику Даниеля Неттель-бладта, которьій является во второй половине XVIII века са-мьім видньїм учеником Вольфа (8. 288 її., в особенности 291 и 293). Само заглавие одного из главньїх сочинений Неттельбладта показьіваст, во что превратилооь у него ес-тественное право. Зто заглавие таково: *8уніета еіетеп-іаге ипіуегзае ^ігізргікіегНіае паіигаііз изиі зузЬетаі-із Іигі8рги«іепиае ровШуае ассотоааіит». Естественное пра­во, присіюсобленное к положительномуі В каком виде со-вершалось приспособление, зто достаточно явствует из при-мера, ириводимого Ландсбергом: в отделе церковного пра­на Неттельбладт вьгводил из одного и того же естественно-і'о права как католическое, так и протестантское церков-ное устройство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: