Положение, которое он ему противопоставляет, касается неотьемлемих прав народа. Государственная власть неприкосновенна, рассуждает Кант, но и народ имеет свои права, аеіпе ипуегііегЬагеп КесЬіе. Права зти не имеют принудительного характера; но они все же существуют. Гоббс бил другого мнения. Поегоуче-нию, глава государства в отношении к народу не свя-зан ничем: он не может бьіть неправьім относительно
210_____________________________ П. И. Новгородц ев
граждан, как бьі он ни распоряжался. Зто бьіло бьі верно, замечает со своей сторони Кант, если би в атом утверждении отрицалась возможность правомерного сопротивления граждан главе государства; но вьіра-женное в таком общем виде зто положение ужасно.
Если подданньїй и должен предполагать, что госу-дарь не хочет несправедливості!, то он во всяком слу-чае сохраняет свои неотт>емлемьіе права, от которьіх не может отказаться, если бьі даже и захотел. Верховная власть может впасть в несправедливость по ошиб-ке или по незнанню известньїх последствий законов; в зтих случаях гражданин должен иметь полномочие публично заявлять свой голос, и притом с разрешения самой власти. Допустить, что власть не может ни оши-баться, ни бьіть несведущей в известнмх делах, значило бьі представлять ее снабженной небесним вдох-новением и возвьішенной над человечеством. Свобода слова, в пределах уважения и любви к своєму устрой-ству, — вот единственньш палладиум народних прав. Общий принцип, на оснований которого народу при-надлежат ати права, можно виразить так: чего народ не может постановить о себе, того не может о нем постановить и законодатель. Права зти имеют скорее отрицательньш характер, в том смьісле, что проявля-ются они только в критике правительства; но они все же должньї бьіть признаньї.1
|
|
Вот различие Канта от Гоббса — различие, конечно, весьмасущественное. Защищая абсолютизм власти, Гоббс склонялся к тому, чтобьі, по вьіражению Поллока, потопить всю нравственность в положитель-
1 См. статью: «Паз та£ іп (іег ТЬеогіе гіс1ііі§: веіп*. II,
Гл ава II 211
ном законе. Он восставал против мнения, что поддан-ньіе могут иметь свои представлення о добре и зле; он хотел, чтобм все нравственньїе нонятия определялись предписаниями власти. Здесь Кант должен бьіл сказать: зто положение ужасно! И он должен бьіл прибавить, что подданньїе имеют свои неогьемлемьіе права, хотя бьі только и чисто нравственньїе. Так зто сходство, которое мьі должньї бьіли отметить, сочета-ется с очень глубоким различием.1 В конце концов зто различие проистекает из нравствениой философии Канта, заставлявшей его вьісоко ставить человеческое достоинство. Иногда политические соображєния увле-кают его в сторону примирення со всяким положи-тельньїм порядком; но затем он снова вспоминает свою главную идею и вносит поправки и ограничения в свою доктрину. Наконец, если брать оту доктрину в целом, преобладающей тенденцией в ней все-таки будет
|
|
1 В упомянутом вмше сочинении А. Фейербаха «Апіі-поЬЬез» иараллель между Кантом и Гоббсом проводнтся только а известньїх пределах и с должньїми оговорками, См. в особенности: ЗесЬзЬ. Карііеі. 8. 82: «Капі, но теіейег-поИ егзісп £Є£еп еіпе \УкІег8еІ2ип£<їег Цпіегпапеп егкііігі, і зі сіосії №еіі сіауоп епіґегпі, еіпе Опуегіеігіісіікеіі, сіен Ке£епіеп іп гіет Зіппе іп ЗсЬііія ги пеЬтеп, іп луеісЬет зіе (Ііе НоЬЬез, Огаз^іпкеі, ^апдаНп, Мавіив иіі(1 еіпі^е РЬііозорЬеп аиз зеіпег Зспиіе іп 8сЬи4,г еепоттеп ЬаЬеп». Сочинение Фейербаха любоиьітно и а том отношении, что он хочет бьіть верньїм последователем Руссо и, усваивая вполне идеи СопЬгаЬ зосіаі, расходится с Кантом. Суве-ренитет, с его точки зрения, должен всегда оставаться у народа, и всякоо изменение государственного устройства должно происходить с согласия народа: «Уоїк ипсі ОЬег-ііегг тііязеп іп еіпе зоіепе Уегапгіегип^ еІпмгШі^еп» (8. 51. ІЧоіе).
212_____________________________ Я. И. Новгородцев
стремление к нравственному идеалу. И не зтим ли о&ьясняется, почему Кант дает столь скудньїе указа-ния для практической политики? Зто не только результат опорного характера политических проблем — на что он ссьілался в предисловии, — но также и по-следствие известной философской точки зрения. Дело в том, что многие из вопросов, имеющих самое важ-ное значение для практики, далеко не представляют-ся ему со всей силой своей настоятельности. Правда, он не прочь иногда подвергнуть обсуждению и неко-торьіе подробности государственного обихода. 1 Но с дру-гой сторони, он оставляет нас в иолной неясности от-носительно столь важньїх пунктов, как, например, вопрос об отдельньїх политических формах. Остано-вимся несколько на зтом вопросе, чтобьі еще раз на очень ярком примере проследить основную мьісль философа.
Что он требовал безусловного подчинения каждо-му государственному устройству, зто мм уже знаєм. Мьі знаєм также и общий идеальньїй принцип, кото-рьій он устанавливал для каждого устройства в виде требования согласоваться с идеей априорно-обт>еди-ненной воли народа. Зти два начала определяют по-ложение власти в государстве, какова бьі ни бьіла форма его организации. Но затем невольно должен бил возникнуть вопрос, нельзя ли произвести оценку отдельньїх государственнмх форм и определить их от-ношение к идеальньїм началам. Практическая по-литика всегда придавала огромную важность атому вопросу и в счастливом разрешении его видела луч-ший способ к устранению всех политических затруд-
1 См. в особснности А1І£ет. Аптегкші£. 8. 157 ГГ.
Глава II_____________________________________ 213^
нений. Подобньїй взгляд проистекает обьїкновенно из более общего представлення о важном значений правових форм и учреждений для общественной жизни. И наоборот, мьісль о том, что главная сила принадлежит моральним свойствам людей, умаляет важность вопроса о государственном устройстве и заставляет равнодушно относиться к политике вооб-ще. Пример такого воззрения мьі видели у Томазия. Как же относится к атому существенному вопросу Кант?
На исходе XVIII века трудно бьіло сохранить точку зрения отвлеченного морализма. Шумная слава Монтескье и Руссо, блестящий успех их политических построений, великие собьітия французской ре-волюции — все зто настойчиво обращало философ-скую мьісль к политическим проблемам. Кант не мог остаться чуждьім общему течению времени и запла-тил свою дань увлечения тем идеям, которьіе в его зпоху бьіли на устах у всех. Теории народного сувере-нитета и разделения властей и для него суть полити-ческие аксиомьі. Первое ознакомление с его учением о государственном устройстве заставляет думать, как будто бьі в данном случае он только обьединяет идеи французских публицистов, следуя за ними между про-чим и в вьісокой оценке защищаемьіх йми принципов. И однако, всматриваясь внимательно в сущность его мьісли, мьі снова узнаєм в зтих заимствованиях наці его философа. Кант остается Кантом, и в том способе, каким рн излагает и комментирует великих фран-цузов, мьі чувствуем его собственную точку зрения. Идея категорического императива является по-пре-жнему скрьітнм предположением политических за-ключений.
|
|
214_____________________________ П. И. Новгородц еві
Мьі уже видели, во что превратилась у Канта тео-рия народного суверенитета. В конце концов она по-лучила характер нравственной нормьі, которую Кант вьіражал иногда следующим образом: «Чего не может постановить о себе соединенная воля народа, того не может постановить и правитель». Бьіть верньїм зтой норме можно при всяком государственном устройстве; важно лишь ее признание. Позтому-то он считал воз-можньїм для правителя царствовать самодержавно и, однако, в духе республиканизма.1 Йдея Руссо полу-чила здесь совершенно своеобразное истолкование. Но принцип разделения властей? Вот где, кажется, скрьівается для Канта самая существенная принад-лежность правильного государственного устройства. Не на атом ли оснований он разделял государственньїе формьі на деспотические и республиканские, олре-деляя деспотизм как совмещение законодательства с исполнением. Но оказьівается, что как раз зтот принцип приводит Канта к тому, чтобьі ослабить значе-ние обьічного разграничения между государственньї-ми формами. Отмечая важность разделения властей и полагая зтот признак в основу разделения способов управления народом (Ке#іегип£8агіеп), он думает, что, сравнительно с зтим, разделение на форми устройства (Зіаайаііоппеп) имеет второстепенное значение. Править в духе республиканизма возможно и в мо-нархии, и в аристократии. В непосредственной демо-
|
|
Глава II_________________________________ 215
кратии ато даже всего труднее, потому что здесь все хотят бьіть господами, и вследствие зтого происхо-дит полное слияние законодательства с исполнением.1 9ти мьісли, вмсказанньїе первоначально в статье ♦О вечном мире», бьіли воспроизведеньї затем в «Учений о праве» в форме еще более своеобразной. Мьісль Монтескье истолковьівается здесь в качестве чисто абстрактного требования и получает характер априор-ного принципа, с необходимостью вьітекающего из идеи государства. И как бьі для того, чтобьі подтвер-дить отвлеченньїй смьісл зтого принципа, Кант срав-нивает его с членами силлогизма. Для Локка, для Монтескье власти, о которьіх они говорят, суть живьіе сильї, проявлявшие себя в истории. Для Канта зто — членьї силлогизма, или, как он вьіражается, зто — государственньїе звання (Зіааїе^игйеп), необходимо вьітекающие из идеи государства для его устройства.2 Не потому ли он и в «Учений о праве» говорит, что государственная форма — зто буква, внешний меха-низм политической жизни, и что дух, соответствую-щий идее первоначального договора, состоит в том, чтобьі сообразовать с зтой идеей способ управления, приближения его к чистой республике.3
Но не следует виводить отсюда, будто бьі Кант так и ограничился в данном случае одним установлением общей моральной цели, считая форму государствен-ного устройства совершенно безразличной. Хотя и ми-моходом, он все-таки разт>ясняет, что и политические
1 См.: ЙЬгеіі <1ег РакиіШеп. 2^еіі. АЬзсЬпіи. § 6. Коіе: «АиЬокгаіізсЬ пеггзсЬеп илсі сіаЬеі сІосЬ гериЬіісапізсп., &. п.. іт Оеіяіе гіез КериЬИсапізт ипгі пасії еіпег Апа1о£іе тії (іет зеіЬеп гедіегеп, І8І (іая, «аз еіп Уоїк тії аеіпег гиГгіесіеп
1 2ит е*гі£еп Ггіегіе, 2угєіі. АЬзсЬпіП, Егзїег уагіікеі.
г КесЬізіеЬге. §47. 1 ІЬісі. 8. 184.
216 П, И. Новгородцев
формьі имеют своє значение, по степени соответствия идеальной цели.1 Но зта цель так вьісока, что перед ней все исторические формм кажутся несовершенньї-ми. Все действительньїе учреждения, которме под пером увлекающихся публицистов превращались часто в идеальньїе явлення жизни, не удовлетворяют Канта. Античньїе республики он отвергает;2 над анг-лийским парламентаризмом произносит осуждение;3 представительньїе монархии вообще считает простим прикрьдтием произвола и деспотизме.'1 Сочувственно-го отзьіва он удостаивает только нравственньїй принцип Фридриха ТІ, желавшего бьіть «первьім слугою своего государства»,5 и политический антузиазм фран-цузов, проистекавший из преклонения перед идеей права.6 Приближение к идеальному государству он усматривает скорее в известньїх принципах и стрем-лениях, в духе правлення, чем в каких-либо опреде-ленньїх учреждениях. Не решаясь сказать, что учреждения не имеют значення, и даже прямо предостерегая против иодобной мьісли, Кант не развивает, однако, подробнее своего взгляда на отот предмет. И что са-мое главное, он дает самьіе неопределенньїе разт>ясне-ния относительно той идеальной формм, к которой каждое действительное государство должно стремить-ся. Мьі узнаєм только, что зта форма должна осуще-
1 2ит еш£ЄП Кгіегіеп, цитир. место. См. особенно ко-
нец и последнее примечание со ссьілкой на Малле дю Панн.
Ср.: КесіПвіеЬге. § 51.
2 2шп еші^еп Ргіе(1еп., цитир. место.
3 81геЦ сіег ГакиіШеп. 2^'еіі. Аозсппіи. § 8.
4 КесЬївіеііге. 8. 159.
5 2ит єу/і£єп ГгіеЦеп. ІЬііі.
6 Шгеіі (Іег КакиНаіеп. ІЬігі. § 6.
Глава II_________________________________ 217
ствить свободу и равенство всех граждан и что она должна бьіть представительной системой народа. В ка-ком виде может бьіть организовано в ней представи-тельство, з-то остается неясньїм. По-видимому, Кант и не думал вьісказьшаться в зтом случае более опреде-ленно: практические подробности бьіли для него столь же малоинтересньї, сколь несомненна идеальная цель. При установлений же зтой цели он тем менее мог давать конкретнме определения, чем яснее вьіступал для него ее формальний характер.1
Мьі могли бьі кратко с формулировать отношение Канта к рассматриваемому вопросу таким образом, что он занимает срединное положение между отвлечен-ньім морализмом и политическим созерцанием, наста-ивавшем на силе учреждений. Отсюда его неопре-деленность и колебания. В основе он все-таки более моралист, чем политик. Становясь на вьісоту нрав-ственной задачи человечества, он не отстунает и перед тем, чтобьі во всей политике, и прежде всего в са-мом существе политической власти, вскрьіть глубокое
1 См. об зтом ниже, в следующем параграфе. Главней-шие места, в которьіх Кант устанавливает идею представительной республики, находятся в его статьях: «2ит єауі^єп Ггіео'еп» (Егзіег ВеґіпіЬІуагіікеі), «Ваз та£ іп гіег Тііеогіегіспіі^веІп...» (ІІ)ив «КесЬізіеЬге» (особенно§52). Относительно всех зтих мест надо сказать, что они не за-ключают в себе никаких точннх указаний. Иногда Кант дает повод думать, что под представительством он разуме-ет простое согласование с идеей а ргіогі об^единенной воли народа, в силу принципа первобьітного договоре. Но с дру-гой стороньї, у него єсть намеки и на реальное лредстави-тельство граждан через своих уполномоченньїх — уєг-пііиеіві іпгег АЬ^єогйпєіієп (БериЬігіеп) іЬге КесЬіе ги
ОЄ8ОГ£ЄП.
218_____________________________ П. И. Но вгородцев
внутреннеепротиворечие. Властьнеобходима; зтобес-опорно. Но организовать ее єсть проблема величайшей трудности. Зта трудность состоит в том, что власть должна бьіть справедлива и, однако, она должна при-надлежать человеку. Мьі начинаем с того, что чело-век должен иметь над собой господина, и кончаем тем, что делаем зтим господином человека же. Где взять его иначе? Можно делать все, что угодно, и все-таки нельзя понять, каким образом установить такого главу общественной справедливости, которьій сам по себе бьіл бьі справедливнм. Зто — задача труднейшая из всех; можно даже сказать, что полное разрешение ее немьіслимо: из того кривого дерева, из которого сделан человек, нельзя смастерить ничего прямого. Природа возложила на нас только приближение к зтой задаче.1 И здесь опять тот же результат, что в морали: перед человечеством стоят бесконечньїе перспективи, по сравнению с которьіми практика остается несовер-шенной. Власть и право суть необходимьіе условия человеческой культури, но только условия, и притом внешние. Цель заключается не в них, и Кант готов даже сказать, что настоящая культура, долженствую-щая воспитать человека и гражданина, может бьіть, еще и не началась как следует.2
Мьі приблизились здесь, наконец, и к той пробле-ме, которая нас особенно интересует, к проблеме об
1 Ісіее ги еіпег а1І£. СезсііісЬіе. Зеспзіег Заіг. В статье
«2иш е\¥І£еп Ргіеііеп», соответственно ее общему направ
ленню, Кант подчеркивает то содействие, котороо приро
да оказьівает человеку при достижении зтой задачи.
2 Миііітаавзі. АпҐапе (іег Мегіесііеп^езспісЬЬе, Аптег-
Глава II 219_ __.
отношєнии естественного права к положительному. Политическая задача, состоящая в устроении справедливого правопорядка, заключает в себе внутреннее противоречие — вот краткое указание, которое мьі можем почерпнуть у Канта для разьяснения вечного контраста положительного права с естественннм. Зтот контраст вьітекает из самого существа задачи: право по идее должно бьіть справедливим и не может стать им вполяе; оно должно вечно стремиться к усовершен-ствованию и никогда не может достигнуть полного совершенства. Идеал лежит в бесконечной дали; нам дано только приближатьея к нему.
Подобньїй взгляд сразу давал всей проблеме о есте-ственном праве совершенно новую постановку. Постараємся теперь вияснить заслуги Канта в отношєнии к зтой проблеме.
V. Идея естественного права
Излагая взглядьі Лейбница, мьі заметили, что для него не бьіл достаточно ясен идеальньїй и нормативний характер естественного права. Какое значение имеют естественно-нравовьіе начала, на зто ми не находим у него определенного огвета. Он говорит об их безусловности и вечности, но что означают зти свой-ства — общераспространенннй факт или общеобяза-тельную норму, закон природи или нравственний идеал, зто остается неясним. Подобная неясность била своственна не одному Лейбницу; зто бьіл весьма рас-пространенньїй грех старой философии права. Требо-валась философская проницательность Канта, чтобьі поставить вонрос на ту ясную и определснную почву,
220_____________________________ П. И. Новгородцєв
на которой он только и должен ставиться. 9та новая постановка прямо вьітекала из классического разгра-ничения между теорией и моралью, между законами природьі и нормами свободи. В «Учений о праве» мьі находим простое и ясное определение следующего рода: «естественное право покоится на принципах а ргіогі, положительное право вьітекает из воли зако-нодателя».1 Та же мьісль вьіражается у Канта и под-робнее. Закони права суть вообще внешние закони, разьясняет он; но между ними могут бьіть и такие, которьіх обязательность познается разумом а ргіогі, помимо всякого внешнего законодательства; зто — законьї естественньїе. Те же закони, которьіе без дей-ствительного внешнего законодательства не могут бьіть обязательньї, назьіваются положительньїми.3 Гїозтому задачу учення положительного права он ви-дит в том, чтобьі изложить законьї, действующие вданном месте и в данное время. Но на зтом пути нельзя вьшести всеобщего критерия, с помощью ко-торого право отличается от неправа Оизїшп еі іпіив-ішп). Для того чтобьі его найти, необходимо оставить змпирические начала и обратиться к разуму; положи-тельньїе законьї могут служить при зтом только руко-водяїцей нитью.3 Что понимает Кант под анриорнн-ми принципами, о которьіх должна идти речь в есте-ственном праве, зто явствует из начальних страниц его книги. Зто принципи, обращенньїе к человеку, поскольку он пользуется свободои и обладает нрав-ственньїм сознанием, — зоїегп ег їгеі ізі ипсі ргакіїзспе
ЧЬкі.8. 39. 2 ІЬісі. 8. 25. аІЬиі. 3. 30-ЗІ.
Глава II_________________________________ 221
Уегпипіі паї.1 Говоря иначе, зто — законьї морального долженствования. На зтой именно почве утверж-дается все «Учение о праве».
Если би мьі захотели восполнить зти определения теми денними, которьіе можно почерпнуть из общей философии Канта, то ми ирежде всего должнн бьіли би припомнить свойственний зтой философии дуа-лизм морали и теории. Идея естественного права для Канта єсть категорический императив и, следователь-но, норма практического разума. Зто — критерий для оценки права, верховний принцип всякого законодательства, понятие идеальное и нравственное. Напро-тив, учение положительного права имеет дело с при-знанними и действующими законами, появившимися при известннх уеловиях места и времени. Отношение естественного права к положительному — зто отношение нравственного требования к действительним установленням.2
В свете общих воззрений Канта становится особен-но понятньїм самая возможность пользования идеей естественного права. Ибо, согласно его взгляду, естественное право представляет собою нравственньїй критерий для оценки, существующий независимо от фак-тических условий правообразования. Оригинальность и заслуга Канта в учений о естественном праве заклю-чаются именно в том, что он поставил зто учение совершенно независимо от тех или других взглядов
1 ІЬШ. ЕіпіеШте. 8. 14-15.
2 В таком именно смьісле определяется идея государ-
ства: «Вег Зіааі іп йег Ісіее, №іе ег пасЬ геіпеп КесЬі-
вргіпсіріеп веіп зоїі, ■игеісЬе ^е<іе^ іуігкіісЬеп Уегеіпіеип§ ги
еіпепі £етеіпеп ЛУєбєп (аіяо іт Іппегеп) гиг КіспЬвсітиг
(погта) іііепі». КесііізіеЬге. § 45.
222_____________________________ ТІ. И. Новгородцев
на происхождение права. Когда впоследствии истори-ческая школа нападала на естественно-правовую доктрину, она вьідвигала на первьій план прежние уче-ния о происхождении права из случая и произвола и в зтом видела основную ошибку отвергаемой доктрини. В связи с зтим стоял и другой упрек, направленими против проектов немедленного осуществле-ния общепригодного и совершенного законодатель-ства. По отношению к Канту зти упреки не имеют никакого значення. У него совершенно нет ни огульного отрицания положительньїх норм, ни мьісли о воз-можности мгновенного изменения их в идеальньїе за-коньї. Напротив, он допускает, что и среди положительньїх законов встречаются одобряемьіе разумом и что реформьі в праве должньї производиться с осто-рожностью. В его учений центр естественного права заключался вовсе не в тех представленнях, на кото-рьіе нападали исторические юристи, а в утверждении возможности производить нравственную оценку права. А зто утверждение устанавливалось совершенно независимо от каких бьі то ни бьіло исторических предположений, на оснований данньїх нравственно-го сознания. Дуализм морали и теории и различие критической и генетической методьі оказьівались в данном случае необьїкновенно важньтми принципами. Для обоснования естественного права они являлись прочньїм фундаментом.
Не менее важно бьіло и то, что, согласно чисто формальному характеру вьісшего нравственного крите-рия, Кант должен бьіл отвергнуть возможность без-условного нравственного содержания, которое могло бьі претендовать на вечное признание. Старая идея єдиного естественного права, неизменного в своих онределениях, отим самьім подрьівалась в корне.
Глава II______________________________________ 223^
Вечнмм остается лишь требование относительно со-гласия разума с собою и верности человека своей разумно-нравственной природе. В «Критике практя-ческого разума» Кант вьісказьівал самую сущность своего идеала, когда он говорил: «Моральное состоя-иие человека, в котором он всегда должен находиться, єсть добродетель, т. є. моральное настроение в борь-бе> а не святость, в виде мнимого обладания полной чистотою настроєний воли». Вьіражаясь современ-ньім язьїком, его формальний принцип єсть признание идеи вечного развития и совершенствования. Зтот принцип одинаково устраняет и зтический консерватизм, и зтическую утопию земного совершенства. Он осуждает и попьітки определить безусловное и непод-вижное содержание нравственного идеала, и пред-ставление о возможности всеобщей гармонии интере-сов и сил, достигаемой осуществлением зтого идеала в действительности. Один из современньїх кантиан-цев Наторп рассуждает в чисто кантовском духе, когда он говорит: «Подобное определение нравственной идеи — как формального, а не материального един-ства — резко отличает ее от звдемонистических меч-таний о возможном достижении конечной цели все-общего удовлетворения... Подобньїе мечтьі при бли-жашпем рассмотрении оказьіваются почти всегда внушенньїми сферою случайного и узкого опьіта и пре-обладающими, весьма ограниченньїми змпирически-ми желаниями их творцов. Бдинство нравственной идеи обозначает, напротив, единство основоположення, методьі, Практическая задача, на которую ука-зьівает зта идея, будет, конечно, всегда змиирической: она предписьівает направлять наши стремления на возможно вьісшую змпирическую цель, с оговоркой о допустимости вьісшей цели, к которой мьі должньї
224 Я. И. Новгородцев
будем обратиться, если вьісший взгляд ее откроет. Позтому воля, именно вследствие того, что она руко-водствуется нравственньїм идеалом, не знает ничего последнего, никакой последней ампирической задачи. Но вьібор змпирических задач получает только таким образом единство и направление, и только зто един-ство направлення єсть последнее, что определяет волю».1
Делающаяся теперь популярной идея естественно-го права с изменягощимся содержанием восходит, таким образом, еще к Канту: она является прямим по-следствием его зтического формализма.2 Как вьіраже-ние бесконечньїх нравственньїх стремлений, зта идея не удовлетворяется никаким данньш содержанием,
р. 8осіа1ра<іа£0{їІк. ТЬеогіе сіег \¥Шепзеггіепип£ аи£ гіег Сггишііаде гіег СетеіпзсїіаГі. ЗіиП^агі, 1899. 8. 44. Само собою разумеется, что верность Канту можот бьіть здесь устроена только в строгом формализме нравственно-го принципе. Особенность Наторпа, как и других иовокаи-тианцев, — установление связи между нравственной йде-ей и миром опьітньіх целей, чего не допускал Кант. Совер-шенно в том же духе определяет конечньїй нравственньїй идеал Штаммлер. И он думает, что зто определение должно бьіть чисто формальним. «Ез £ІеЬЬ аізо кеіп іппаШіспез а ргіогі аіз ЗіааЬзг^еск. Віє Кгаее пасп сієш Епсігіеіе сіез зосіаіеп ЬеЬеїш капп піетаіз пасЬ іг^епсі еіпет Ьевиттіеп етрігізспеп ЕгГоіде ееіозЬ ^еггіеп, Йег сіигсЬ сііе геспШсЬе Ке§е1ип& ги еггеісііеп луаге» (^ігїзсііаиіі ипй КесЬі. 8. 573). Мьі отмєтили вьіше у Штаммлера стремление сопоставить отическое рассмотрение с научним; но в отношении к по-ниманию конечной нравственной цели он остается верен кантовскому духу.
1 См.: Зіаттіег. КесЬЬ ипгі ІДГігізсЬаП. 8. 184: *Баз шН \¥ЄсЬ8ЄІпсіет ІпііаНе».
Глава II 225
никаким достигнутьім совершенством, но постоянно стремится к вьісшему и большему. Тот, кто признает за каким-либо конкретним содержанием окончатель-ное значение и вечное совершенство, отдает ирав-ственную идею в угоду временньш соображениям. Зто нисколько не исключает положительного отношения к известньїм змпирическим целям и стремлениям; На-торп очень хороіпо указал — в цитате, приведенной вьіше, — в каком смьісле зто возможно. Современная доктрина одинаково далека и от зтического консерватизме, которьгй временньїе содержания обгявляет вечньїми, и от абстрактного формализма, которьій не допускает сочетания ни с каким конкретним содержанием.
Но сущность естественно-правовой идеи состоит прежде всего в ее критическом духе. Она знаменует собою независимьій и самостоятельньщ суд над поло-жительньїм правом. Зто призьтв к усовершенствова-нию и реформе во имя нравственньїх целей. Собствен-ньіе построения естественного права могут бьіть недо-статочньї; но самьій факт критики, самая идея суда над положительньїм порядком имеют огромное значение. Отвергая их, мьі превращаем человеческое об-щество из «царства целей» в царство средств для осу-ществления внешних законов. «Если бьі вьісшая нрав-ственная цель права оставалась только благочестивим пожеланием, то мьі во всяком случае не обманьїваем-ся, установляя правило о необходимости к ней стре-миться. Таков наш нравственньїй долг, а принимать нравственньїй закон за нечто обманчивое — зто значило бьі вьісказьівать низкое желание отрешиться от всякого разума и зачислить себя — в своих основоположеннях — наряду с остальньш животньїм миром
8 Чак. 3364
226_____________________________ П. И. Новгородцев
в один и тот же механизм природьі».' Такова заповедь Канта, знаменательно заключающая собою его «Уче-ние о праве». Зта заповедь вьітекает из основного убеждения философа в существовании самостоятель-ной моральной области, которая имеет свои особьіе нормьі, независимьіе от естественного хода собьітий. Для теории, руководствующейся идеей закономерно-сти, все право «естественно в том смьісле, что каждое отдельное определение его образуется как историче-ское явление закономерньїм взаимодействием условий образования права».2 Но для нравственного сознания все оно не может бьіть естественньїм. Мораль устанав-ливает свою особую закономерность, вьітекающую из идеи долженствования; а зта идея обращается к чело-веку, как вьіражается Кант, зоїегп ег їгеі І8Ї ипсі ргакіізспе УегпипїЬ Ьаі,