Становление театрального образования в России

(вторая половина XVII–XVIII вв.)

Общие посылки. Процесс развития театрально-педагогической системы, в строгом смысле, который мы придаем образовательным моделям на современном уровне понимания, начинает осуществляться только в начале XX столетия, когда задачи ее формирования выходят за рамки узкой специализации, т.е. сценического ремесла, и обращаются к общим фундаментальным основаниям организации учебно-творческого процесса. Но весь предшествующий процесс культурно-исторического развития театрально-образовательных систем в России, начиная от «комедиальной школы» 1673-1676 гг., представляет собой полноценный период становления, т.е. возникновения и образования театральной педагогики, который существенно важен для понимания механизмов и принципов ее внутреннего действия в перспективе будущего развития.

Процесс становления первых театрально-образовательных систем представляет собой период «скрытого» (латентного) воздействия на общий процесс развития, результаты которого могут иметь лишь опосредованное отношение к своим первичным импульсам. Исследование и изучение «латентного периода» позволяет выявить закономерности причинно-следственных связей в механизмах формирования культурно-исторических форм.

Другими словами, общая ситуация исторического формирования первой «комедиальной школы» и последующих театрально-образовательных моделей только на первый взгляд не имеет непосредственного применения к процессу развития театральной педагогики. На самом деле они оказываются слиты в единой динамике взаимодействий и взаимоотношений, и представляют собой органическую целостность, переживающую различные состояния зарождения, расцвета и увядания.

Невостребованный опыт организации первой «комедиальной школы» задал внутренний («колебательный») импульс дальнейшему процессу стихийного становления театрально-образовательных моделей как некий ориентировочный образ целостной системы образования. Его значительность оказывается не только временным проявлением «прихоти» эпохи, но на более существенном уровне эта первоначальная модель организации в своих принципах является фундаментально-базовой традицией русской театральной школы, переходящая от поколения к поколению, сохраняющаяся и развивающаяся в течение всего времени своего существования. При решении организационных, учебных и творческих задач каждая последующая театрально-образовательная школа сознательно или бессознательно (последнее, к сожалению, чаще) ориентировалась не на конкретно насущные цели решаемой задачи, а на некие универсальные принципы, которые и нашли свое осуществление в том далеком первоначальном опыте.

В целом, начальный период становления и развития театрального образования (вторая половина XVII–XVIII вв.) осуществляется в полном объеме социокультурной динамики по уровням идеально-концептуального и утилитарно-прагматического (ремесленного) взаимодействия. Древнегреческий принцип «techne», сочетающий искусство, ремесло и мастерство, в средневековой Европе трансформируется в так называемый модульный принцип (modulus – мера) сохранения равновесия «универсума» и «ремесла». В конце XVIII столетия, с момента создания профессионально-ремесленного государственного императорского Театрального училища этот принцип меры нарушается, а целостная динамика развития распадается на три автономные линии: идеально-концептуальная (универсальная) – специализированная (профессиональная) –общеобразовательная. Тенденция к их воссоединению возникает во второй половине XIX столетия, но реализуется только в первой трети XX века.

Проблема динамической модели театральной педагогики заключается в том, что периоды ее органичного развития и «расцвета» были искусственно прерваны процессами силовой государственной унификации. Политехническое многообразие театрально-образовательных систем было приведено к единой идеологической специализированной модели образования. С этих же позиций культурно-историческое наследие прошлого рассматривалось в качестве «музейного артефакта», а не живого опыта.

В первой части нашей работы мы подробно остановимся на рассмотрении вопросов, связанных с начальным периодом становления театрального образования в России (вторая половина XVII–XVIII вв.). Но для того чтобы историко-фактический материал по данному периоду не «провисал» в хронологической отдаленности (все-таки более 330 лет), начать требуется с тех общих теоретических положений «театральной педагогики», которые мы имеем на сегодняшний момент.

Древние греки утверждали, что «начало образования состоит в исследовании слов» (Антисфен«О воспитании или О словах»), а потому и мы обратимся к категориальному аппарату и методологическому инструментарию нашего предмета изучения, с тем чтобы с позиций «вооруженности» современным уровнем познания проследить этапы и периоды общего процесса становления и развития театральной педагогики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: