Опорный конспект лекций к модулю 2

К основным средствам относятся активы, которые содержит учреждение с целью использования в процессе предоставления нематериальных услуг, для сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально – культурных функций. Ожидаемый срок полезного использования этих объектов больше одного года, а их стоимость составляет больше 500 грн. за единицу.

В бюджетных учреждениях не создаются материальные блага, а потому основные средства здесь не являются средствами производства и выступают как основные непроизводственные фонды.

Согласно действующей инструкции, утвержденной ГУГКУ 17.07.2000г. №64, к основным средствам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие, силовые машины и оборудование, измерительные приборы и вычислительная техника, транспортные средства и инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, капитальные инвестиции на улучшение земель.

Не учитываются в составе основных средств и относятся к другим необоротным материальным активам музейные ценности, экспонаты выставок, библиотечные фонды, специальные инструменты и специальные приспособления, белье, постельные принадлежности, одежда и обувь, инвентарная тара.

Важной предпосылкой правильной организации учета основных средств является их четкая классификация. Как и на хозрасчетных предприятиях, в бюджетных учреждениях основные средства группируются по тем же признакам: подразделяются по отраслям народного хозяйства и видам деятельности, по целевому назначению и выполняемым функциям, по принадлежности и использованию.

В зависимости от целевого назначения и выполняемых функций при классификации основных средств выделяют 9 групп. Планом счетов для учета движения основных средств по каждой из этих групп предусмотрен отдельный субсчет, в котором выделены подгруппы. Состав основных средств в разрезе групп и подгрупп в бюджетных учреждениях имеет свою специфику.

При поступлении объектов основных средств в учреждение оформляется акт приема – передачи ф. №03-1 (бюджет), который составляется в двух экземплярах. Акт подписывают члены комиссии, лицо, которое принимает объект на материальную ответственность, и утверждает руководитель учреждения.

Акт приема – передачи составляется, как правило, на каждый отдельный объект. Для однотипных объектов и таких, что имеют одинаковую стоимость, например, аппаратуры, приборов и инвентаря допускается составление общего акта на принятие нескольких объектов.

На практике часто принятие отдельных предметов оформляется непосредственно на основании документов поставщика. Материально ответственное лицо расписывается на документе поставщика о принятии объекта на ответственное сохранение.

Принятие на баланс строений, сооружений, насаждений оформляется актами о сдаче их в эксплуатацию. Документы о поступлении основных средств вместе с технической документацией передаются в бухгалтерию для приемки объектов, а также для открытия инвентарных карточек.

В бухгалтерии для обеспечения контроля по сбережению необоротных активов согласно плану счетов ведется аналитический и синтетический учет основных средств. Каждому объекту присваивается инвентарный номер, который состоит из восьми знаков.

Инвентарный номер указывается на металлическом жетоне или карточной бирке, прикрепляемой к объекту. В отдельных случаях инвентарный номер указывается краской. Когда объект является сложным, то есть включает те или иные отдельные элементы, которые составляют вместе одно целое, например, ПК, то на каждом элементе должен быть указан тот же самый инвентарный номер, что и на основном объекте, который их объединяет.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на протяжении всего периода нахождения в данном учреждении. Арендованные основные средства учитываются под инвентарным номером, присвоенным ему арендодателем.

В процессе участия в работе основные средства бюджетных учреждений постепенно теряют свою стоимость. Это возникает не только в результате их использования, но и под влиянием внешней среды, а также морального износа.

Понятие износа основных средств в бюджетных учреждениях не идентично износу основных средств в отраслях материального производства, поскольку здесь не осуществляется перенос стоимости на результат труда и не начисляется амортизация.

Стоимость основных средств бюджетных учреждений исчезает вместе с их потребительской стоимостью. Поэтому под износом основных средств бюджетных учреждений следует понимать процесс потребления их стоимости в той мере, в которой они теряют свою потребительскую стоимость.

Износ насчитывается на все основные средства, кроме земельных участков, домов и сооружений, которые являются уникальными памятниками архитектуры и искусства. Не начисляют износ по экспонатам, образцам действующих и недействующих моделей, макетов и других наглядных пособий, которые находятся в кабинетах и лабораториях для учебных и научных целей. Также не начисляют износ по продуктивному скоту, многолетним насаждениям, которые не достигли эксплуатационного возраста. Износ не насчитывается на основные средства учреждений, которые находятся за рубежом.

Начисление износа прекращается в случае достижения нулевой остаточной стоимости основных средств. Такой порядок вызывает необходимость постоянного контроля за остаточной стоимостью основных средств. Износ, насчитанный на объекты в размере 100% балансовой стоимости, не может быть причиной для их списания.

Для начисления износа основные средства бюджетных учреждений делят на три группы, по которым закреплены соответствующие субсчета. Группу 1 составляют субсчета №103, 106 (подгруппа 1). К группе 2 относятся основные средства, которые учитываются на субсчетах №104 (кроме подгрупп 1, 2), №106 (кроме подгруппы 1), а также автомобильный транспорт и запасные части к нему, учтенные на субсчете №105.

В группу 3 относят все другие основные средства, на которые начисляется износ и которые не включены в группы 1 и 2. Нормы износа устанавливаются в процентах к балансовой стоимости каждой группы основных средств на конец года:

По группе 1 – 5%; по группе 2 – 25%; по группе 3 – 15%.

В бюджетных учреждениях затраты на ремонт основных средств, который может выполняться хозяйственным или подрядным способом, относятся на расходы учреждения согласно его сметы, при этом дебетуются субсчета №801, 802, 811 и кредитуются разные субсчета.

Наибольший удельный вес в расходах на ремонт основных средств занимают операции по ремонту зданий и сооружений. При подрядном способе ремонт осуществляется строительной или ремонтной организацией на основании договора, заключенного с этими организациями.

Учет затрат на ремонт сводится к отражению расчетных операций между учреждением и ремонтной организацией и списанием на расходы предъявленной подрядчиком стоимости работ, принятых учреждением по акту. Учреждение ведет учет фактических расходов на текущий и капитальный ремонт по каждому объекту ремонта отдельно, что дает возможность бухгалтерии учреждения проконтролировать соответствие предъявленных счетов заключенному с подрядчиком договору.

При хозяйственном способе проведения ремонта учет расходов организуются учреждением в таком порядке. На каждый объект, который подлежит ремонту, составляется дефектная ведомость. В эту ведомость вносится перечень ремонтных работ, указываются конструкции, детали, узлы, которые подлежат замене, нормы времени ремонтных работ. Дефектная ведомость составляется ответственным специалистом, утверждается руководителем учреждения и используется для составления сметы, то есть определения общей стоимости ремонтных работ.

Фактические затраты на ремонт учитываются по каждому объекту отдельно с распределением по элементам затрат: заработная плата, материалы, другие прямые затраты, накладные расходы. В текущем учете эти расходы отражаются на счете 80 «Расходы по общему фонду» или 81 «Расходы по специальному фонду»

Изменение стоимости основных средств бюджетных учреждений связано не только с их поступлением, а и с выбытием. Под выбытием основных средств понимают списание их с баланса в результате бесплатной передачи другим бюджетным учреждениям и организациям, продажи в установленном порядке или ликвидации объектов в связи с их непригодностью для дальнейшего использования.

Основные средства бюджетных учреждений являются частью государственной или коммунальной собственности, поэтому по отношению к ним инструкцией, утвержденной приказом ГУГКУ и Министерством экономики Украины от 2.12.1997г. №126/137, предусмотрен ряд ограничений при их списании.

На балансе бюджетного учреждения могут числиться прочие необоротные активы. К другим необоротным материальным активам относят такие активы, которые согласно Плану счетов не вошли в состав объектов, что числятся на счете 10 «Основные средства» и выделены из состава материальных запасов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП).

Для учета и обобщения информации о наличии и движении прочих материальных активов предназначен активный счет №11 «Другие необоротные материальные активы», который имеет восемь субсчетов. Для учета износа прочих необоротных материальных активов предназначен пассивный регулирующий субсчет одноименного названия № 132.

2.2. Рекомендуемая литература

1.О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине // Закон Украины от 16.07.1999г.

2. Положение по организации бухгалтерского учета и отчетности исполнения государственного и местного бюджетов: Приказ Госказначейства от 28.11.2000 г. № 119.

3. Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств учреждений и организаций, которые содержатся за счет государственного или местного бюджетов: Приказ Главного управления Государственного казначейства Украины, Государственного комитета статистики Украины от 02.12.1997г. №125/70.

4. Инструкция по учету основных средств и других необоротных активов бюджетных учреждений // Приказ Государственного Казначейства Украины 17.07.2000г. №64.

5. Инструкция о порядке использования и учета внебюджетных средств бюджетных учреждений и отчетности о них: Приказ Главного управления Государственного казначейства Украины от 11.08.1998г. №98.

6. Кочетов В.А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Учебное пособие.– Донецк: ДонГУЭТ, 2004. /Стр.135-157.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: