Опорный конспект лекций к модулю 4

Каждое бюджетное учреждение расходы, вызванные его финансово-хозяйственной деятельностью, возмещает за счет ассигнований из бюджета. Поэтому основным источником финансирования средств бюджетного учреждения является государственный бюджет, который объединяет ряд самостоятельных бюджетов: республиканский бюджет, бюджет Автономной Республики Крым, а также местные бюджеты, которые включают областные, городские, районные, поселковые и сельские бюджеты.

Выделение денежных средств бюджетному учреждению на покрытие его расходов согласно утвержденным сметам называется финансированием. Расходы отдельного бюджетного учреждения финансируются, как правило, из какого–то одного конкретного бюджета в зависимости от его подчиненности и территориального размещения, народно-хозяйственного значения и целесообразности отнесения расходов на данный бюджет.

Предельные размеры финансирования из бюджета на год с разбивкой по кварталам предусматриваются в годовом распределении доходов и расходов соответствующего бюджета, в сметах расходов бюджетных учреждений и называются бюджетными ассигнованиями.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется на определенных принципах. Во – первых, финансирование бюджетных учреждений является сметным и имеет плановый характер. Смета расходов конкретного учреждения на бюджетный год – основной плановый документ его деятельности.

Необходимые средства выделяются учреждению по мере выполнения им плановых объемов работ с учетом ранее отпущенных средств. В случае невыполнения учреждением плана по основным показателям деятельности объем средств уменьшается. Не допускаются расходы, не предвиденные сметой, иными словами, превышение фактических расходов над суммой, предусмотренной на соответствующий период по смете.

Смета расходов бюджетного учреждения составляется в соответствии с действующими нормативными документами, в частности, согласно экономической классификации расходов, утвержденной Приказом Министерства финансов Украины от 25 декабря 2000 года, №348 и других нормативных актов, которые регламентируют условия и правила сметного финансирования.

Во – вторых, важнейшим принципом бюджетного финансирования является обоснованность сметы расходов по видам и направлениям бюджетных ассигнований, а также экономическая целесообразность и рациональность использования выделенных средств. Осуществление этого принципа обеспечивается путем бюджетного планирования, разработки обоснованных норм расходов и их строгого соблюдения в финансовой деятельности каждого учреждения.

С помощью бюджетного нормирования обосновывается одинаковый уровень удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах многих однотипных учреждений, необходимая потребность в средствах и расширяются возможности контроля за целесообразностью расходования выделенных ассигнований.

В- третьих, существенной особенностью бюджетного финансирования является целевой характер выделяемых ассигнований. Целевое назначение расходов обеспечивается с помощью единой бюджетной классификации, которая группирует все ассигнования бюджетных учреждений в установленном порядке. Согласно требованиям указанной классификации организуется текущий учет расходов бюджетного учреждения.

Средства из бюджета предоставляются в распоряжение руководителей министерств, ведомств, органов местных администраций, руководителей отдельных учреждений. Указанные руководители являются распорядителями кредитов, т.е. средств, выделяемых из бюджета.

В зависимости от объема прав и обязанностей различают распорядителей средств по государственному бюджету трех степеней – главные распорядители кредитов (ГРК), распорядители кредитов второй и третьей степени. Для учреждений, получающих средства из местного бюджета, предусмотрены распорядители двух степеней – главные и третьей степени. Такие отличия количества категорий распорядителей средств по разным бюджетам зависят от количества звеньев управления.

Главными распорядителями кредитов (ГРК) являются:

-министры и руководители других центральных органов исполнительной власти – по государственному бюджету;

-руководители отделов областных, городских, районных администраций – по местным бюджетам. Главным распорядителем средств дано право распределять бюджетные средства между низшими распорядителями средств (РС), а также тратить их на централизованные и другие меры, на содержание аппарата управления.

Распорядителями кредитов второй степени (РК 2 степени) являются руководители, которые получают средства на расходы учреждений и распределяют сумму средств непосредственно подчиненным им учреждениям.

Распорядителями кредитов третьей степени (РК 3 степени) являются руководители, которые получают средства только для непосредственного расходования на нужды своего учреждения.

Высшие распорядители кредитов осуществляют постоянный контроль за правильностью использования подведомственными учреждениями бюджетных средств, получают от них отчетность о фактически понесенных расходах. Низшие распорядители средств несут ответственность за рациональное использование средств перед высшими распорядителями. Об этих расходах и о полученном финансировании они представляют соответствующую отчетность.

Финансирование бюджетных учреждений может осуществляться по различным формам, а потому не является неизменным. На протяжении последнего десятилетия оно осуществлялось по разным методам и формам.

В настоящее время используется два варианта финансирования бюджетных учреждений – по ведомственным структурам и через органы Государственного казначейства. Первый вариант предусматривает выделение бюджетных средств путем их зачисления на текущие счета в отделениях банков. Во втором случае бюджетным учреждениям счета для получения средств открываются в местных отделениях Государственного казначейства.

По структурам ведомственной подчиненности, т.е. по первой форме финансируются учреждения, которые содержатся за счет местных бюджетов, а также и некоторые распорядители средств, перечень которых утверждается Кабинетом Министров по представлению Министерства финансов Украины.

В условиях использования данной формы выделения финансовых ресурсов необходимые средства получают Главные распорядители кредитов. При такой практике Главное управление Государственного казначейства перечисляет бюджетные средства с единого казначейского счета на текущие счета Главного Распорядителя Кредитов (ГРК) на основании поданных ими сведений о распределении бюджетных средств по установленной форме.

В этом варианте ГРК в уполномоченных учреждениях банков открываются такие текущие счета:

а) на расходы учреждения;

б) для перевода средств подведомственным учреждениям.

ГРК местных бюджетов осуществляют финансирование подведомственных учреждений путем перевода средств на их текущие счета в уполномоченных банках. Низший распорядитель средств по местному бюджету имеет подведомственные учреждения, и поэтому ему в учреждениях банков открывается только текущий счет на расходы учреждения.

Всем распорядителям средств открывается не один, а несколько текущих счетов на расходы учреждения. Так, например, центральной больнице г. Донецка открыты отдельные текущие счета на выплату заработной платы, на приобретение медикаментов и продуктов питания.

Для учета наличности и движения бюджетных средств в действующем плане счетов предназначены два субсчета: субсчет №311 «Текущие счета на расходы учреждения» и субсчет № 312 «Текущие счета для перевода подведомственным учреждениям».

На субсчете №311 «Текущие счета на расходы учреждения» отражается документально подтвержденная информация о движении средств бюджета, которые поступили в распоряжение РК на содержание конкретного бюджетного учреждения, предусмотренные в разделе «Общий фонд сметы учреждения». Данный субсчет ведется РК всех степеней.

На субсчете №312 «Текущие счета для перевода подведомственным учреждениям» ГРК и РК 2 степени осуществляют текущий учет денежных средств, предназначенных для перевода подведомственным учреждениям.

Записи по дебету субсчета №311, а также по дебету и кредиту субсчета №312 осуществляются на основании выписок из текущих счетов, которые выдаются в согласованные сроки, но обязательно на 1-е число каждого месяца.

К выпискам из лицевых счетов прилагаются соответствующие первичные документы, которыми оформляется движение средств по счетам в банках. Формы выписок с текущих счетов могут быть разными в зависимости от применяемых технических средств обработки документов, но общими для них являются такие реквизиты как дата завершения операции, номер документа, на основании которого выполнена запись, номер корреспондирующего счета, вид операции.

При использовании выписок банка в бухгалтерии учреждения для записей на счетах необходимо помнить, что для банка счет №31 «Счета в банках» является пассивным, а для бюджетного учреждения этот счет будет активным. Вследствие этого в бухгалтерии банка суммы бюджетных средств, которые пришли на текущий счет бюджетного учреждения, отображаются по кредиту этого счета. Суммы в выписках банка приводятся в том значении, которое они имеют для банка.

Движение бюджетных средств на текущих счетах совершаются во взаимосвязи с изменениями источников финансирования, которые для бюджетного учреждения являются доходами общего фонда. Поэтому при получении финансирования бюджетное учреждение одновременно отражает формирование доходов по соответствующим бухгалтерским счетам.

Учет доходов должен обеспечить:

-соответствие сумм полученных ассигнований сметному их предназначению;

-правильность использования бюджетных средств во времени;

-правильность использования бюджетных средств по их целевому назначению.

Для учета доходов по общему фонду и внутренним расчетам, которые возникают между высшими распорядителями средств и подведомственными им учреждениями в ходе исполнения смет, предназначен пассивный счет №70 «Доходы общего фонда» и субсчет №681 «Внутренние расчеты по общему фонду».

Счет №70 имеет два субсчета: №701 «Ассигнования из государственного бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия» и №702 «Ассигнования из местного бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия». Данный счет применяют и ведут только в бухгалтерии ГРК. Формирование доходов на этом счете отражают по его кредиту. При получении соответствующих средств по кредиту субсчетов №701 и 702 записываются:

-суммы бюджетных средств, которые поступили на расходы, предусмотренные сметой и согласованы с утвержденным бюджетом;

-суммы выявленных остатков материалов и денег в кассе, а также бесплатно полученные активы.

В дебет субсчетов 701 и 702 записываются:

-суммы отозванных средств;

-суммы фактических расходов, которые списываются в конце года на основании годовых отчетов;

-суммы списанных недостач материалов и безнадежных к получению долгов.

Кредитовый остаток этих субсчетов на протяжении года показывает сумму ассигнований из бюджета нарастающим итогом с начала года. Сальдо на 1 января следующего года показывает сумму неиспользованных ассигнований из государственного и местного бюджетов в виде денежных средств на текущих счетах в банках, а также средств, которые есть в остатках на материальных счетах бухгалтерского учета.

Субсчет №681»Внутренние расчеты по общему фонду» в зависимости от того, у распорядителя средств какой степени он применяется, может быть активным, пассивным и активно-пассивным. В ГРК субсчет №681 всегда является активным и предназначен для учета расчетов с подведомственными учреждениями по суммам проведенного перечисления средств из общего фонда. На этом субсчете у главного распорядителя кредитов будет числиться дебиторская задолженность подведомственных учреждений.

Сальдо субсчета № 681 на протяжении года отображает сумму ассигнований подведомственных учреждений.. После списания в кредит субсчета №681 расходов, осуществленных подведомственными учреждениями на основании их годовых отчетов, сальдо этого счета на конец года показывает сумму неиспользованного подведомственными учреждениями финансирования по общему фонду.

Информация, отраженная в течение года на субсчете 681, позволяет осуществлять необходимый контроль за движением средств по каждому подведомственному учреждению. По характеру внутренних расчетов, которые возникают в процессе выполнения смет, всегда должно соблюдаться правило, при котором сумма дебетового остатка счета №681 у ГРК должна быть обязательно равна сумме кредитовых остатков на субсчетах №681 всех подведомственных учреждений. При составлении сводного баланса эти остатки взаимно контролируются и исключаются.

У нижестоящих распорядителей кредитов, которые не имеют подведомственных учреждений, субсчет №681 является пассивным и используется для учета сумм общего фонда, полученных от вышестоящего распорядителя средств. Сальдо субсчета 681, применяемого распорядителем кредитов нижестоящего уровня, нарастающим итогом на протяжении года будет показывать полученные суммы финансирования по общему фонду, а сальдо на конец года – сумму неиспользованных средств общего фонда.

Кредитовые записи на этом субсчете покажут сумму финансирования, полученного от вышестоящего распорядителя кредитов, а записи по дебету будут отражать понесенные расходы этого учреждения. Вместе с тем, данный субсчет будет использоваться этим учреждением и для учета сумм проведенного перечисления средств из общего фонда подведомственным учреждениям (активный субсчет).

Структура этого субсчета и содержание его сальдо совпадают со структурой и содержанием сальдо активного субсчета №681 в ГРК и пассивного субсчета №681 в РК 3 степени. Если давать экономическую характеристику записей на этих субсчетах, то можно отметить, что по операциям получения финансирования от вышестоящих распорядителей кредитов на субсчете 681 отражается кредиторская задолженность нижестоящего звена перед ними. А в случае перевода средств нижестоящему звену управления на этом субсчете будет числиться дебиторская задолженность подведомственных звеньев бюджетной иерархии.

В случае получения финансирования от вышестоящих распорядителей кредитов эти операции будут отражаться в мемориальном ордере по субсчету 681»Внутренние расчеты по общему фонду». Записи по названным счетам будут корреспондировать со счетами денежных средств в банке. Обработка денежных документов, которые подтверждают перечисление средств конкретным распорядителем кредитов, осуществляется по мере получения выписок банка. Техника выполнения этих операций не отличается особой сложностью, поэтому она специально не рассматривается. Характеристика бухгалтерских счетов для учета поступления бюджетных средств и формирования доходов общего фонда дает возможность понять порядок записей указанных операций бюджетных учреждений, которые содержатся за счет средств разных бюджетов

При использовании для обработки данных ПК по субсчетам №311 и 312 для учета поступления денежных средств будут составляться машинограммы по каждому из них под названием «Ведомость учета денежных средств по датам и корреспондирующим счетам». Аналитический учет поступления денежных средств ведется по каждому субсчету в разрезе кодов действующей классификации на карточках учета денежных средств.

В соответствии с учетной политикой учреждения и по решению главного бухгалтера аналитический учет поступления денежных средств может быть совмещен с аналитическим учетом кассовых и фактических расходов в книге учета ассигнований и расходов.

Аналитический учет доходов по общему фонду ведется в специальных карточках в разрезе показателей, предусмотренных в справке «О движении ассигнований общего фонда», которая приводится на последней странице баланса. Нижестоящие распорядители кредитов аналитический учет внутренних расчетов по общему фонду ведут в таком же порядке в разрезе видов доходов или поступлений.

На субсчете №681»Внутренние расчеты по общему фонду» вышестоящие распорядители кредитов ведут аналитический учет расчетов по общему фонду в разрезе подведомственных учреждений. Для целей аналитического учета рекомендовано применять и вести «Книгу учета расчетов по финансированию подведомственных учреждений» по каждому учреждению в разрезе установленной классификации.

Применение указанного регистра позволяет своевременно получать аналитическую информацию о состоянии расчетов с каждым подведомственным учреждением, на основе которой можно принять обоснованное управленческое решение о целесообразности понесенных расходов и их соответствии ранее утвержденным сметам.

В последние годы все активнее используется система получения финансовых ресурсов через органы Государственного казначейства. На эту форму финансирования переведены все бюджетные учреждения, содержащиеся за счет Государственного бюджета.

Органам Государственного казначейства в отделениях Национального банка и уполномоченных учреждениях коммерческих банков, установленных Кабинетом Министров Украины и Национальным банком Украины, открываются единые казначейские счета. В перспективе органы Государственного казначейства скорее всего будут выполнять функции бюджетного банка.

Единый казначейский счет представляет собой такой вид бюджетных счетов органов Государственного казначейства в учреждениях банков, с которых последние осуществляют платежи непосредственно в пользу субъектов хозяйственной деятельности. Из средств казначейских счетов выполняются расчеты по долгам бюджетных учреждений, а также оплачиваются другие затраты бюджетных учреждений как в безналичном порядке, так и наличностью.

В условиях перевода бюджетной организации на казначейское обслуживание все текущие счета этих бюджетных учреждений в уполномоченных банках закрываются и в свою очередь им в органах Государственного казначейства открываются регистрационные счета. Правила пользования этими счетами таковы, что у конкретного распорядителя кредитов может быть их несколько.

Количество счетов зависит от степени детализации контрольных операций за использованием бюджетных средств относительно действующей классификации. Так, Донецкому государственному университету экономики и торговли открыты в Государственном казначействе отдельные счета по кодам действующей классификации. Для открытия регистрационных счетов распорядители средств представляют органам государственного казначейства такие документы:

-заявление на открытие счетов установленного образца за подписью руководителя учреждения и главного бухгалтера;

-копии уставных документов, заверенные нотариально или вышестоящей организацией;

-доведенный до распорядителя кредитов поквартальный объем ассигнований с распределением по разделам бюджетной классификации;

-утвержденная смета доходов и расходов;

-карточка с образцами подписей лиц, которым относительно действующего законодательства дано право распоряжаться счетом и подписывать платежные и другие расчетные документы. В карточку включается также образец печати, утвержденной для учреждения;

-отчет о выполнении сметы расходов учреждения на дату закрытия текущего счета в уполномоченном банке.

Согласно поданным документам конкретному бюджетному учреждению может быть открыто несколько регистрационных счетов. При открытии регистрационного счета учреждение одновременно заключает с местным отделением Государственного казначейства договор о расчетно-кассовом обслуживании, в котором оговариваются права и обязанности каждой из сторон данного договора.

По условиям договора на обслуживание регистрационного счета учреждение должно все денежные средства хранить на этом счете. Наличные денежные средства могут расходоваться на текущие нужды учреждения. Правила пользования наличными денежными средствами и порядок их оформления установлены «Положением по ведению кассовых операций в национальной валюте Украины», утвержденным Постановлением Национального банка Украины от 15 декабря 2004г. №637. Этим нормативным документом установлено, что каждое предприятие(учреждение) все свои денежные операции должно проводить через счета в банке или казначействе. И лишь незначительные суммы имеет право хранить в кассе предприятия для проведения наличных платежей.

Бюджетные учреждения периодически получают выписки из регистрационных счетов, к которым прилагаются соответствующие первичные документы (мемориальные ордера, платежные поручения и т. п.). Суммы в выписках Государственного казначейства приводятся в том значении, какое они имеют для открытого в уполномоченном банке единого казначейского счета.

Для учета наличности и движения средств, выделенных распорядителю кредитов на содержание учреждения по общему фонду, используется активный субсчет №321 «Регистрационные счета». Поскольку выделение средств распорядителям кредитов всех степеней осуществляется непосредственно органами Государственного казначейства, внутренние расчеты по этим операциям между распорядителями средств не возникают. В этих условиях субсчет №681 не применяется.

МОДУЛЬ 5. УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕД РАБОТНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНАМИ СТРАХОВАНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: