Опорный конспект лекций для изучения модуля 5

Конституция Украины гарантирует каждому гражданину право на труд, который дает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом. При этом любой гражданин свободно выбирает себе место работы. В бюджетных учреждениях, как и в хозрасчетных предприятиях, труд выступает как целенаправленная деятельность людей и является основным источником удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан.

В отличие от работников материального производства, деятельность которых направлена на превращение и переработку природного сырья или материалов, труд работников бюджетных учреждений имеет свой предмет воздействия. Он направлен или на человека, или на общество в целом. Так, труд врача и учителя направлен непосредственно на человека, а труд государственного служащего - на общество в целом.

В процессе труда работников бюджетных учреждений предоставляются разные нематериальные блага для удовлетворения потребности членов общества. Контроль меры труда и потребления осуществляется с помощью начисления заработной платы и ее выплаты.

Законом Украины «О государственном бюджете Украины на 2005 год» предусмотрено, что расходы на заработную плату работников бюджетных учреждений являются защищенной статьей бюджета. Планируется погашение задолженности по оплате труда за прошлые годы в полном объеме.

Намеченные и осуществляемые Правительством меры предопределяют повышение эффективности использования средств на оплату труда. Вот почему правильная организация учета заработной платы имеет государственное значение. Бухгалтерский учет этих операций должен обеспечить:

-сбор и обработку информации о средствах, выделенных для оплаты труда работников бюджетной сферы;

-контроль по соблюдению штатного расписания и фонда заработной платы;

-контроль рационального использования рабочего времени;

-своевременное и достоверное начисление заработной платы и пособий по временной нетрудоспособности;

-контроль по использованию выделенных на заработную плату средств как из общего, так и специального фондов;

-обеспечение потребителей информацией о труде и заработной плате.

Право на труд в бюджетных учреждениях граждане реализуют путем заключения трудового договора или контракта, который является одной из форм трудового договора. Численность работников бюджетных учреждений определяется штатным расписанием. Штат- это перечень и количество должностей, утвержденных вышестоящей организацией.

Для массовых учреждений (школ, школ-интернатов, детских дошкольных учреждений, библиотек, больниц и т.д.) в зависимости от объема работ установлен типичный штат. Так, типичный штат общеобразовательных школ устанавливается в зависимости от количества классов и типа школ, высших учебных заведений - исходя из штатных нормативов и видов этих заведений.

Общая численность работников бюджетного учреждения называется списочной численностью. Она предусматривается штатным расписанием.

Для выполнения отдельных работ на короткое время в перечне работающих в учреждение могут принять на работу по трудовому соглашению. Такие работники принадлежат к нештатному (не списочному) составу.

Оперативный учет персонала учреждения ведет отдел кадров на бланках типовых форм. Прием на работу, перемещение, предоставление отпуска, увольнение оформляются соответствующими документами – прежде всего приказами о приеме, увольнении или переводе на другую должность, работу, а также запиской – расчетом о предоставлении отпуска.

Первичные документы используются не только отделом кадров для ведения личных карточек работников, но и другими отделами и службами. Например, в бухгалтерии на основании копий приказов открываются карточки-справки или лицевые счета на каждого работника, принятого на работу, выдаются расчетные книжки, вносится фамилия в табель.

На руководителей, научных работников дополнительно оформляется личный листок из отдела кадров, а на научных работников кроме этих двух документов заполняется и учетная карточка научного работника. Впервые принятому на работу на срок больше пяти дней выдается трудовая книжка, присваивается табельный номер, который приводится во всех его документах по учету заработной платы. В случае перевода работника на другую работу или увольнения его табельный номер, как правило, не присваивается другому работнику. Оперативное движение персонала должно обеспечить своевременное укомплектование всех подразделений бюджетных учреждений соответствующими работниками, а также соблюдение штатной дисциплины. Эта информация нужна для организации учета всех операций, связанных с начислением заработной платы, определением сумм удержаний из нее и проведением последующих расчетов с каждым отдельным работником.

В укреплении трудовой дисциплины и продуктивности труда важную роль играет контроль своевременности явок сотрудников на работу, учет отработанного времени и его потерь. Основным источником информации о расходовании рабочего времени в бюджетных учреждениях являются данные табельного учета. В случае необходимости проводят фотографии рабочего дня, хронометражные наблюдения и другие меры одновременной проверки.

Табельный учет должен обеспечить контроль своевременной явки на работу и времени оставления работы, отражение данных о фактически отработанном времени по каждому работнику.

Данные табельного учета находят отражение в табеле учета отработанного рабочего времени и подсчета заработка. Табель представляет собой именной список работников структурного подразделения (отделение, сектор, кафедра) или учреждения в целом и ведется в алфавитном порядке лицом, назначенным руководителем учреждения.

Табель открывается ежемесячно за 2-3 дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц с указанием фамилии, имени, отчества и табельного номера каждого работника. Внесение в табель вновь принятых работников и исключение из него уволенных работников имеет право осуществлять только лицо, которому поручено делать записи в табель на основании первичных документов по учету персонала учреждения. На каждого работника в табеле отводится строка, разделенная на две части.

В конце месяца определяется общее количество дней неявок и неотработанных дней по записи их в соответствующей графе. Дни неявок, разрешенные законом (выполнение государственных обязанностей, командировки), входят в общий итог отработанных дней и отдельно не подсчитываются.

В конце табеля подсчитывается общее количество отработанных сверх нормы часов, ночные, неявки по причинам. Подписанный руководителем структурного подразделения табель и другие документы сдаются в бухгалтерию для начисления заработной платы, составления отчетности по труду и анализу трудовой дисциплины.

Нормативная продолжительность рабочего времени, которая согласно Кодексу законов Украины о труде не может превышать 40 часов в неделю, распространяется на работников бюджетных учреждений, кроме тех, для которых законодательно установлена укороченная продолжительность рабочего времени. Укороченное рабочее время устанавливается, например, для некоторых работников умственного труда, деятельность которых связана с повышенным интеллектуальным и нервным напряжением. К ним, в частности, принадлежат преподаватели, учителя, врачи.

Результаты труда работников бюджетных учреждений, как правило, не находят воплощения в физическом измерении продукции, а выступают в форме нематериальных благ. Контроль отработанного времени не дает полного представления о загруженности работников на протяжении рабочего дня, об интенсивности и эффективности их труда с точки зрения получения контрольных результатов. В связи с этим в бюджетных учреждениях осуществляется учет количества и качества потраченного труда и выполненной работы путем определения объема работ, который необходимо выполнить в назначенный отрезок времени и на соответствующем качественном уровне.

Нормирование труда профессорско-преподавательского состава имеет свою специфику: для преподавателя высшего учебного заведения рабочее время не ограничивается пребыванием в самом вузе, а продолжается и за его пределами. Нормирование труда преподавателейв высших учебных заведениях дает возможность правильно определить затраты труда преподавателей, сравнить разные виды труда и научно обосновать распределение времени между учебной, методической и научно- исследовательской работами.

Учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам средних, специальных и дошкольных учреждений ставки заработной платы устанавливают за определенное количество часов педагогической работы в день (неделю). Так, норма загрузки учителей 5-12 классов и школ-интернатов всех типов и наименований – 3 часа педагогической работы в день (18 часов в неделю), а преподавателей и старших преподавателей средних специальных заведений – 3 часа преподавательской работы в среднем в день (720 часов на год).

В учреждениях охраны здоровья, которые работают в условиях шестидневной и пятидневной рабочей недели, нет единого графика работы, при этом все графики работы строятся по расчету недельного фонда рабочего времени врачей, установленного законодательством.

Продолжительность рабочего дня для участковых врачей, которые работают в больнице, - 6,5 часов, врачей, занятых только приемом, - 5,5 часов. Эти нормы могут меняться в зависимости от условий труда, а также категории врачей. На протяжении рабочего дня врач соответствующей профессии должен выполнять определенный объем работы, который называется нормой нагрузки. Так, врач-стоматолог должен принять на протяжении одного часа три пациента.

Экономические, правовые и организационные основы оплаты труда работников регламентируется Законом Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. Согласно с ним заработная плата – это вознаграждение, начисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

Государство осуществляет регулирование оплаты труда работников бюджетных учреждений путем:

-установления размера минимальной заработной платы и других государственных норм и гарантий;

-установления условий и размеров заработной платы работников на основании законодательных и других нормативных актов Украины, коллективных договоров в пределах ассигнований за счет общего и специального фондов;

-налогообложения доходов работников.

Основой организации оплаты труда является тарифная система, которая включает тарифные сетки, должностные оклады и тарифно-квалификационные характеристики. Постановлением Кабинета Министров от 2.12.96 г. № 1458 утверждены тарифные ставки, схемы должностных окладов, которые и являются инструментом государственного регулирования оплаты труда руководящих работников, специалистов, служащих и других работников бюджетных учреждений.

На их основании разработаны отраслевые схемы должностных окладов, которые учитывают специфику и конкретные условия каждой отрасли. К таким документам можно отнести:

приказ Министерства образования и науки Украины от 25.07.96 г. №252 «О размерах должностных окладов (ставок заработной платы) работников учебных заведений»;

приказ Министерства охраны здоровья Украины от 11.01.97 г. №5 «Об утверждении схем должностных окладов (ставок заработной платы) работников учреждений охраны здоровья и социальной защиты населения»;

приказ Министерства культуры Украины от 02.09.96 г. №440 «Об..упорядочении условий оплаты труда работников культуры и искусств бюджетных учреждений. В соответствии с ними осуществляется должностная и квалификационная дифференциация заработной платы работников бюджетной сферы.

В итоге в настоящее время действуют две формы оплаты труда работников бюджетных учреждений – повременная и сдельная, которые включают ряд систем для разных организационно-технических условий труда. Оплата за количество отработанного времени с учетом квалификации работника называется повременной формой оплаты труда. Сдельная форма оплаты труда – это оплата за количество и качество выработанной продукции, выполненных работ, оказанных услуг по установленным расценкам.

Данная система имеет два варианта. Для некоторых бюджетных учреждений (охраны здоровья, высших учебных заведений) в централизованном порядке устанавливается строго фиксированный должностной оклад, При этом перевыполнение работником обязательной нормы трудовой нагрузки не ведет к повышению заработной платы.

В других учреждениях, например, в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях, оплата труда осуществляется по месячным ставкам заработной платы с установлением обязательной нормы учебной нагрузки (урочных часов). Эта разновидность штатно-окладной системы оплаты труда допускает перевыполнение нормы трудовой нагрузки и увеличение заработной платы пропорционально фактически отработанному времени.

Для этой цели организуется специальный учет отработанного времени, чтобы на основе такой информации можно будет рассчитать начисленную заработную плату конкретному работнику. Такой учет можно считать разновидностью оперативного.

Сдельная форма оплаты труда (прямая сдельная, сдельно-премиальная) применяется на видах работ, где есть количественные показатели выработки продукции или выполненных работ, которые правильно отображают затраты труда; возможности установления норм выработки и учета их выполнения; условия для точного учета выработанной продукции или выполненных работ. При учете индивидуальной выработки каждого работника применяется индивидуально- сдельная оплата труда, а при учете работы, выполненной коллективом, - бригадно-сдельная.

Руководители бюджетных учреждений по соглашению с комитетом профсоюза могут вводить сдельную оплату труда с целью усиления заинтересованности работников в возрастании продуктивности труда, повышения уровня ее нормирования и качества работ на ремонтных, машинописных, стенографических, копировальных и других работах.

Согласно Закону Украины «Об оплате труда» заработная плата подразделяется на основную, дополнительную, другие поощрительные и компенсационные выплаты.

Основная заработная плата – это вознаграждение за выполненную работу относительно установленных норм (норм времени, выработки). Она устанавливается в виде тарифных ставок (окладов), сдельных расценок и должностных окладов для разных категорий работников. Составным элементом основной заработной платы работников бюджетных учреждений является заработная плата, начисленная за отработанное время (выполненную работу) по тарифным ставкам, должностным окладам или по среднему заработку.

Дополнительная заработная плата представляет собой вознаграждение за труд свыше установленной нормы, за трудовые успехи и изобретательность, особые условия труда. К ней принадлежат надбавки и доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам в размерах, предусмотренных действующим законодательством.

К другим поощрительным и компенсационным выплатам принадлежат выплаты в форме вознаграждения по итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, непредусмотренные актами действующего законодательства или проводятся сверх установленной этими актами нормы.

За всеми начислениями осуществляется жесткий контроль. При этом контроль должны осуществлять не только работники бухгалтерии, а и других служб.

Конкретный перечень всех выплат, который относят к основной, дополнительной заработной плате, другим поощрительным и компенсационным выплатам, установлен Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной Государственным комитетом статистики Украины от 13.01.2004 г. № 5.

Основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты создают фонд заработной платы, который должен отражаться в действующей отчетности по его целевому назначению в пределах сумм, предусмотренных сметой доходов и расходов с учетом выполнения плана, развертывание сети, штата и контингента. Контроль над правильным расходованием фонда заработной платы осуществляют высшие распорядители средств, органы государственного казначейства, финансовые органы и сами бюджетные учреждения.

Высшие распорядители средств и финансовые органы контролируют использование фонда заработной платы в процессе проверки и утверждения смет доходов и расходов бюджетных учреждений, анализа отчетов о выполнении смет. В их функции входит проведение документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности, которые являются более эффективной формой последующего контроля.

В бюджетных учреждениях ответственность за использование средств на заработную плату несут распорядители кредитов и главные бухгалтеры. Организацию контроля за использованием фонда заработной платы выполняют и органы Государственного казначейства, которые выдают разрешение на получение средств для выдачи заработной платы в пределах планового фонда.

Заработная плата при почасовой оплате определяется относительно тарифной ставки и количества фактически отработанного времени. Тарифная ставка – это величина заработной платы за единицу времени. Существуют часовые, дневные или месячные тарифные ставки. В бюджетных учреждениях применяются преимущественно месячные тарифные ставки заработной платы, которые называются должностными окладами.

Установленная по тарификации и зафиксированная в соответствующих списках ставка заработной платы выплачивается работникам ежемесячно в зависимости от количества отработанных дней

Начисление заработной платы в бюджетных учреждениях разных видов деятельности имеет свои особенности. Так, размеры должностных окладов врачей в медицинских учреждениях дифференцируются в зависимости от должности, квалификационной категории (высшая, первая, вторая, без категории). Последним в зависимости от объема, сложности и характера их труда схемные должностные оклады повышаются при работе в поликлиниках – до 15%, в стационаре – до 40%.

Должностные оклады врачей-руководителей структурных подразделений устанавливаются путем повышения схемных должностных окладов врачей, которые отвечают профилю данного учреждения, на 10 -25% в зависимости от количества врачебных должностей согласно штатному расписанию.

Должностные оклады среднего медицинского персонала дифференцируются в зависимости от должности (медицинская сестра, акушерка) и квалификационной категории. Присвоение квалификационной категории медицинским и фармацевтическим работникам, которые не имеют полного высшего медицинского образования, но допущены к медицинской и фармацевтической практике, проводится каждые пять лет по результатам аттестации.

Основой для повышения должностных окладов является также наличие ученой степени доктора наук (на 25%), кандидата наук (15%), почетных званий «народный» (на 40%), «заслуженный» (на 20%).

В средних учреждениях образования (средних общеобразовательных школах трех степеней, гимназиях, лицеях, высших учреждениях образования 1 и 2 уровня аккредитации, профессионально-технических заведениях образования) заработная плата педагогическим работникам выплачивается за фактическое количество часов преподавательской работы в неделю. Полная ставка рассчитывается исходя из недельной нормы часов на основании тарификации. С учетом категории, образования и других тарификационных данных ставки заработной платы педагогов меняются.

Учителям, которые получили в результате аттестации звание «учитель-методист» или «заслуженный учитель», «старший учитель», ставки заработной платы устанавливаются в повышенных размерах по сравнению с общеустановленными. Кроме того, ставки повышаются педагогам, которые имеют ученую степень кандидата наук или ученую степень доктора наук.

В высшей школе для профессорского – преподавательского состава ставки устанавливаются в зависимости от занимаемой должности, уровня аккредитации, ученого звания, ученой степени. Полная ставка выплачивается за шесть часов ежедневной работы. Только соответствие всем четырем условиям в совокупности дает право на соответствующий оклад.

Заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, доплат за ранги, премий, надбавок за выслугу лет и других надбавок. Оклады государственных служащих устанавливаются в зависимости от сложности и уровня ответственности выполняемых служебных обязанностей. Так, постановлением Кабинета Министров Украины от 6.11.95 г. №888 утверждена шкала соотношений должностных окладов руководящих работников, специалистов органов Государственного казначейства к минимальному размеру заработной платы.

В условиях, где применяется сдельная форма оплаты труда, основанием для расчета заработной платы являются документы, в которых ведется учет выработки. Это могут быть разные специализированные или типовые наряды, карточки учета выработки и др. Сумма заработка при сдельной оплате труда работников, которые выполняют задания индивидуально, определяется умножением сдельной расценки за единицу выработанной продукции (выполненной работы) на объем изготовленной продукции (выполненных работ).

В бюджетных учреждениях допускается работа в праздничные и выходные дни, вызванные необходимостью обслуживания населения (медицинские учреждения, пансионаты и т.д.) Оплата труда в эти дни проводится в размере:

-работникам, труд которых оплачивается по почасовым или дневным ставкам, - в размере двойной часовой или дневной ставки;

-работникам, которые получают месячный оклад, - в размере одинарной или дневной ставки свыше оклада, если работа в праздничный и нерабочий день проводилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере удвоенной часовой или дневной ставки свыше оклада, если работа проводилась свыше месячной нормы.

Оплата труда совместителей проводится за фактически выполненную работу. Заработная плата, полученная за работу по совместительству, во время исчисления среднего заработка на основной работе не учитывается, кроме заработной платы:

-учителям и преподавателям, которые работают в нескольких средних общеобразовательных, профессиональных и других учебно-просветительских, а также высших учебных заведениях, педагогическим работникам дошкольных, воспитательных, внешкольных и других учебно-воспитательных заведений;

-медицинским и фармацевтическим работникам лечебно – профилактических и санитарно – эпидемиологических учреждений охраны здоровья, учреждений социального обеспечения, детских домов, школ – интернатов.

Руководителям государственных предприятий, учреждений и организаций, их заместителям, руководителям структурных подразделений, государственным служащим позволяется работать по совместительству только в научной, преподавательской, творческой и медицинской сферах деятельности.

Высококвалифицированным специалистам народного хозяйства позволяется осуществлять педагогическую деятельность в высших учебных заведениях по совместительству в рабочее время до четырех часов в неделю с сохранением за ними заработной платы по месту основной работы.

Преподаватели могут вести педагогическую работу с почасовой оплатой труда в объеме не более 240 часов в год;

-выполнять обязательства медицинских консультантов учреждений охраны здоровья в объеме не более 12 часов на месяц с разовой оплатой труда;

-руководить аспирантами в научно – исследовательских учреждениях – научным и высококвалифицированным специалистам, которые не состоят в штате этих учреждений, с оплатой их труда в расчете 50 часов в год за руководство каждым аспирантом;

-заведовать кафедрой – высококвалифицированным специалистам, в том числе тем, кто занимает руководящие должности в высших учебных заведениях.

-выполнять другие работы, которые не являются совместительством.

При начислении отдельных выплат вознаграждений исходят из средней заработной платы, порядок применения которой установлен Постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95г. №100 с последующими изменениями. Такие выплаты производятся в следующих случаях:

-предоставление работникам ежегодного отпуска и дополнительных отпусков;

-выполнение работниками государственных и общественных обязанностей;

-предоставление женщинам дополнительных перерывов для кормления ребенка;

-приобщение работников к выполнению военных обязанностей;

-служебных командировок;

Государственные гарантии права на отпуск установлены Конституцией Украины и Законом Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. В определенной мере эти вопросы регулирует КЗоТ Украины. Основной ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью 24 календарных дня с увеличением за каждые два отработанных года на два календарных дня, но не более 28 календарных дней.

Руководящим работникам образования, профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений и научным работникам предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью до 56 календарных дней. Ежегодный дополнительный отпуск предоставляется медицинским работникам за работу во вредных условиях труда и особый характер работы. Предусмотрены дополнительные отпуска в связи с обучением в средних и высших учебных заведениях, есть творческие отпуска.

Оплата дней отпуска проводится исходя из суммы выплат за последние 12 календарных месяцев работы, которые предшествуют месяцу предоставляемого отпуска или выплаты компенсации за неиспользованные отпуска.

Если работник работал в учреждении меньше года, средний заработок начисляется исходя из выплат за фактическое время работы, то есть с первого числа следующего месяца после оформления на работу до первого числа месяца, в котором предоставляется отпуск или выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.

Удержания из заработной платы работников через бухгалтерию бюджетных учреждений по экономическому содержанию не имеют каких – либо особенностей и осуществляются согласно действующему закону «О налоге с доходов физических лиц» от 22 мая 2003г. №889. Объектом налогообложения по этому закону является общий месячный облагаемый налогом доход. По окончании года при перерасчете налога объектом налогообложения является чистый годовой облагаемый налогом доход, который получается после вычета суммы налогового кредита.

В состав общего месячного облагаемого налогом дохода относятся доходы в виде заработной платы и других вознаграждений, начисленных плательщику налога по трудовому или гражданско-правовому договору. Состав облагаемых налогом доходов приведен в ст.4 рассматриваемого закона.

В соответствии с нормами закона каждый работник имеет право на уменьшение суммы общего месячного облагаемого налогом дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы в размере одной минимальной заработной в расчете на месяц, установленной законом на 1 января отчетного налогового года.

Для одиноких матерей (отцов) размер налоговой социальной льготы установлен в 150 % от минимальной заработной платы в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет. К этой категории работников отнесены лица, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, являющиеся инвалидами 1 и 2 группы, а также учащиеся, студенты и аспиранты.

В размере 200% от минимальной заработной платы налоговая социальная льгота предоставляется лицам, которые являются Героями Украины, Героями Советского Союза или полными кавалерами ордена Боевой или Трудовой Славы, а также участники боевых действий во время Второй мировой войны.

Налоговая социальная льгота согласно закону применяется к начисленному заработку только по одному месту работы, причем она предоставляется только для граждан Украины. Она применяется к доходу, если его размер за отчетный налоговый месяц не превышает суммы прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 1 января отчетного налогового года, умноженной на 1,4 с округлением до ближайших 10 гривен.

Временно, на переходный период, т.е. до 2007 г. размер налоговой социальной льготы установлен в ограниченной сумме: в частности, на период 2004г. эта льгота применялась в размере 30% от установленного законом объема, в течение 2005 г. ее размер составляет 50%, в 2006 г. достигнет 80% минимальной зарплаты. Налог предусмотрено удерживать по ставке 15%.. Однако на переходный период установлена ставка 13%.

Расчет суммы налога, которую следует удержать из начисленного дохода, производится в такой последовательности. На первом этапе из общей суммы дохода должны быть удержаны обязательные взносы в пенсионный и другие социальные фонды. В пользу пенсионного фонда каждый работник из начисленных ему доходов в соответствии с Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9.07.2003 г. должен платить обязательный взнос в размере 1-5% от этого дохода.

После исчисления удержаний в пользу органов социального страхования остается сумма дохода, из которой надо удержать у источника выплаты сумму налога с дохода физического лица. Для расчета суммы подоходного налога надо к оставшейся сумме дохода применить налоговую социальную льготу, если данное лицо имеет право на ее получение, т.е. чтобы его доход не превышал установленного законом размера.

В состав налогового кредита относятся фактически понесенные расходы, подтвержденные плательщиком налога необходимыми документами. К налоговому кредиту относят отдельные виды расходов, которые оговорены в ст. 5 рассматриваемого закона. К этим расходам можно отнести следующие расходы налогоплательщика:

а) часть суммы процентов по ипотечному кредиту, которая рассчитывается по правилам ст. 10 настоящего закона.

б) сумма средств или стоимость имущества, переданного в виде пожертвований или благотворительной помощи неприбыльным организациям в пределах от 2-х до 5-ти % совокупного дохода.

в) сумму средств, уплаченных плательщиком налога за образовательные услуги средней или высшей школы самого налогоплательщика или другого члена семьи первой степени родства, но не более расходов, предусмотренных статьей 6.5.1 в расчете на месяц обучения в течение налогового года оного из членов семьи. При обучении обоих супругов каждый из них имеет право на налоговый кредит.

г) сумму собственных средств налогоплательщика, перечисленных органам здравоохранения для компенсации платных услуг по лечению такого плательщика налога или члена его семьи первой степени родства, включая и расходы на приобретение лекарств с учетом ограничений, предусмотренных в ст. 5.3.4.

д) сумму расходов плательщика налога на уплату за собственный счет страховых взносов и страховых премий, предусмотренных в ст. 5.3.5 рассматриваемого закона как плательщика налога, так и членов его семьи первой степени родства.

е) суммы расходов налогоплательщика по искусственному оплодотворению независимо от того, состоит ли он в браке с донором. Действующим законом предусмотрены еще целый ряд доходов, которые облагаются налогом. Они оговорены в ст. 9 Закона, где. в частности, предусмотрены такие объекты налогообложения как доходы от предоставления в аренду объектов недвижимости, доходы в виде процентов, начисленных на банковские вклады, доходы в виде выигрышей и призов, а также благотворительной помощи, сумм денежных средств, не возвращенных в установленный срок в кассу подотчетным лицом, доходы в виде страховых выплат по договорам долгосрочного страхования жизни.

В отдельные статьи закона выведены доходы, которые налогоплательщик может получить от операций продажи объектов недвижимого и движимого имущества, а также доходы в виде полученных в наследство имущества, денежных средств или неимущественных прав. Закон предусмотрел облагать налогом доходы, которые плательщик может получить в качестве подарка по договору дарения.

Налог, удержанный с работников учреждения, подлежит зачислению в бюджет через органы Государственного казначейства по месту регистрации юридических лиц –налоговых агентов. Эта операция должна проводиться одновременно с выплатой облагаемого налогом дохода. Если доходы выплачиваются в наличной форме, то налог уплачивается в бюджет в течение банковского дня, следующего за днем такой выплаты.

Из сумм заработной платы и иных доходов могут быть произведены удержания алиментов, присужденных судом, сумм ущерба, нанесенного юридическому лицу действиями наемного работника, невозвращенных своевременно в кассу подотчетных сумм, стоимости коммунальных услуг для перечисления их соответствующим организациям. По каждому виду таких удержаний у налогового агента будет в наличии определенный оправдательный документ. По всем операциям обязательных и прочих удержаний должны быть сделаны соответствующие бухгалтерские проводки.

Кодексом законов о труде Украины установлены ограничения на удержания из заработной платы работников. Так, согласно со ст.128 Кодекса при каждой выплате заработной платы общий размер удержаний (отчислений) не может превышать 20%, а в случаях, отдельно предусмотренных законодательством Украины, - 50% заработной платы, которая подлежит выплате работнику.

Удержания из заработной платы работников подлежат периодическому контролю. Так, правильность начисления удерживаемых налогов и сборов кроме местных финансовых органов и разных фондов проверяют работники бухгалтерии учреждения. Одновременно они проверяют полноту и правильность удержаний по исполнительным документам, и другие удержания.

Начисление заработной платы отражается в составе расходов учреждения, которые могут осуществляться как по общему фонду, так и по специальному фонду бюджета.

Для учета этих расходов предусмотрено применять счет 80 «Расходы по общему фонду» с соответствующими субсчетами, счет 81 «Расходы специального фонда» со своими субсчетами. Начисленная заработная плата в бюджетных учреждениях одновременно отражается как обязательства перед работниками учреждения на счете 661 «Расчеты по заработной плате».

Корреспонденция между этими счетами в виде бухгалтерских проводок отражается в мемориальном ордере по субсчету 661. Выплачивается зарплата два раза в месяц: за первую половину месяца – аванс в размере 50% заработка за минусом сумм налогов, подлежащих удержанию в установленном порядке. За вторую половину месяца – фактический заработок за вычетом аванса и удержаний.

На выплату планового аванса составляется платежная ведомость. Ведомость составляется по учреждению в целом или по отдельным его структурным подразделениям и вмещает такие реквизиты: табельный номер каждого работника, фамилия, имя, отчество, сумма аванса, расписка в получении. При наличии в отдельных случаях неявок на работу в первую половину месяца возникает необходимость в уменьшении суммы планового аванса. С этой целью руководители структурных подразделений или учреждений подают в бухгалтерию справку на изменение планового аванса, в которой по каждому работнику указывается количество дней неявок всего и в том числе из-за болезни.

Платежные и расчетно-платежные ведомости подписываются работниками, которые составили и проверили их. На титульном листе делается надпись, которая позволяет выдачу наличности из кассы за подписью руководителя учреждения и главного бухгалтера с указанием срока выплаты заработной платы и общей суммы, подлежащей выплате.

Учет заработной платы и удержаний из нее – наиболее трудоемкий участок учетной работы, и потому во многих бюджетных учреждениях эта работа выполняется на ПК. В этих условиях изменяется весь технологический процесс обработки учетной информации.

Заработная плата выдается из кассы в трехдневный срок. В этот срок переводится на карточки. По окончании этого времени расчетно-платежная (платежная) ведомость закрывается. В ней напротив фамилий работников, которые не получили заработную плату, кассир ставит штамп и делает надпись от руки «Депонировано», составляется реестр депонированных сумм. В конце ведомости кассир делает надпись о фактически выплаченной сумме заработной платы и сумме, которая подлежит депонированию, сравнивает эти суммы с общим итогом ведомости и подписывает ее.

Сумма неполученной работниками заработной платы возвращается на текущий (регистрационный) счет на следующий день после окончания срока выплаты заработной платы. Она может быть выдана работникам учреждения по первому их требованию. Депонированная заработная плата выдается по расходным кассовым ордерам или депонентским карточкам.

Для проведения такой операции предприятие должно предварительно получить необходимые средства на текущем счете в банке или с регистрационного казначейского счета по установленным правилам через своего представителя, у которого есть соответствующая доверенность.

Начисления заработной платы и пособия в связи с временной нетрудоспособностью совершаются один раз в месяц и отображаются в последний день месяца. Заработная плата, начисленная работникам за отработанное время или выполненную работу, для бюджетных учреждений является фактическими его расходами по кодам бюджетной классификации №1111 -1119. На суммы начисленной заработной платы кредитуется субсчет № 661 и дебетуются счета расходов № 80, 81, 82 в зависимости от того, каким работникам и за счет каких средств осуществляется начисление им дохода.

В бюджетных учреждениях, где составляется несколько расчетно-платежных ведомостей, и в централизованных бухгалтериях на основании этих ведомостей составляется «Свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям», который является одновременно и мемориальным ордером по заработной плате. Записи в форме систематизируются по соответствующим кодам функциональной и экономической классификации. К мемориальному ордеру прилагаются все документы, которые служили основанием для начисления заработной платы.

Учет операций по обязательному страхованию. Права работников на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности закреплены Конституцией Украины и обеспечиваются широким развитием сети социального страхования за счет учреждений.

Все бюджетные учреждения, которые используют труд наемных работников, являются плательщиками сбора на обязательное пенсионное и другие виды социального страхования. Тарифы обязательных взносов на государственное социальное страхование установлены законами Украины, а разграничение отчислений по видам страховых платежей определяется бухгалтерией учреждения при их начислении.

Объектом налогообложения являются фактические расходы на оплату труда работников, которые включают затраты на выплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат. К этим затратам не относятся затраты на оплату выполненных работ (услуг) согласно гражданско-правовым договорам, а также другие затраты, которые не учитываются при исчислении среднемесячной заработной платы.Плательщиками сбора на обязательное пенсионное и другое социальное страхование являются также физические лица, которые работают в бюджетных учреждениях на условиях трудового договора (контракта).

Средства фондов социального страхования на сегодня составляют значительную сумму и включаются в доход соответствующих страховых организаций. Этими средствами распоряжаются фонды социального страхования. За счет средств фонда социального страхования через бухгалтерию учреждений выплачивается помощь в связи с временной нетрудоспособностью, по беременности и родам, выдается пособие на рождение ребенка, на похороны. Все другие выплаты за счет фондов социального страхования проводятся строго в соответствии с действующим законодательством.

Помощь в связи с временной утратой трудоспособности насчитывается по листам о болезни, а выплачивается вместе с заработной платой по платежным ведомостям. Размер помощи определяется действующим законодательством и зависит от размера получаемой заработной платы и общего стажа работы: до 5 лет общего стажа – 60% среднего заработка, до 8 лет – 80% заработка, свыше 8 лет – 100% заработка.

В ряде случаев при выплате помощи в связи с временной нетрудоспособностью установлены льготы – помощь выплачивается в размере 100% заработка. Это относится к работникам, временная нетрудоспособность которых наступила вследствие трудовой травмы, а также работникам, которые имеют на содержании трех и более детей возрастом до 16 лет. Это положение применяется к ветеранам войны и лицам, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты».

Сумму помощи в связи с временной нетрудоспособностью насчитывают исходя из среднечасового или среднедневного заработка, назначенного размера помощи и количества дней нетрудоспособности. Среднедневной заработок для расчета помощи работникам начисляется за 6 месяцев работы, предшествующих месяцу болезни. Для начисления помощи в связи с временной нетрудоспособностью среднедневной заработок определяется из фактической заработной платы, которая не должна превышать двойную тарифную ставку.

Ограничения не применяются в случае предоставления помощи в связи с временной нетрудоспособностью, вызванной случаями производственного травматизма, профессионального заболевания. Общая сумма помощи определяется путем умножения суммы помощи за один день на число рабочих дней, пропущенных в период нетрудоспособности.

Помощь за время отпуска в связи с беременностью и родами продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов оказывается женщинам на основании медицинского заключения в размере 100% заработка независимо от общего трудового стажа.

Для учета расчетов по страхованию используется счет № 65 «Расчеты по страхованию», который имеет несколько субсчетов.

Бюджетные учреждения – плательщики сборов на обязательное пенсионное и социальное страхование обязаны зарегистрироваться в органах соответствующих фондов и ежеквартально подавать отчеты.

В этих отчетах приводятся данные о суммах начисленной заработной платы и других поощрительных и компенсационных выплатах. Суммы заработной платы приводятся в разрезе тарифов, по которым производится начисление взносов. Указанные отчеты в установленные сроки предоставляются в соответствующие организации социального страхования.

Список рекомендуемой литературы

1. О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине // Закон Украины от 16.07.1999г.

2. Положение по организации бухгалтерского учета и отчетности исполнения государственного и местного бюджетов: Приказ Госказначейства от 28.11.2000 г. № 119.

3. О Государственном бюджете Украины на 2008г. // Закон Украины от 28.12.2007г.

4. О внедрении казначейской системы исполнения государственного бюджета: Постановление Кабинета Министров Украины от 14.01.1997г. № 13.

5.. Об упорядочении оплаты труда работников отдельных отраслей бюджетной сферы: Постановление Кабинета министров Украины от 29.05.96г. № 565.

6.Кочетов В.А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Учебное пособие.– Донецк: ДонГУЭТ, 2004./Стр. 69 -115/.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: