В работе с большим количеством клиентов — от нескольких десятков до нескольких тысяч и более — также могут использоваться элементы индивидуального маркетинга. Аккумулирование информации о потребителях в базах данных позволяет производить индивидуально ориентированные продукты, а также рассылку информации и рекламы. Интернет-магазины (Amazon.com, Ozon.ru, Bizbook.ru), услуги сборки и доставки компьютеров по индивидуальным заказам (Dell) вовлекают потребителя в процесс поиска возможностей и вариантов удовлетворения своих потребностей. Тем самым маркетинг товаров для массового покупателя обретает индивидуальный характер.
Сегментация потребительских рынков
Многие истории успешного маркетинга — результат точной идентификации рыночных сегментов с неудовлетворенными по-
9*
Раздел I. Маркетинг и организация
требностями. В основе сегментации — поиск различий, которые послужат базой для разработки успешных комплексов маркетинга. Рассмотрим наиболее часто используемые различия между потребительскими сегментами: демографические, социоэкономические, психографические, географические.
|
|
Демографическая сегментация (demographic segmentation) — это деление рынка по таким критериям, как возраст, пол, жизненный цикл домохозяйства. Измерение этих критериев и выявление их связи с покупочным поведением относительно несложно. Поэтому демографические характеристики наиболее часто используются для сегментации таких рынков, как одежда, туристические услуги, парфюмерия; и косметика, продукты питания, образовательные услуги.
Социоэкономическая сегментация (socioeconomic segmentation) -это сегментация рынка по критериям, отражающим, социальный статус или экономическое положение потребителя. Это — занятие (должность и место работы), образование, доход, социальный класс (низший, средний, высший).
Психографическая сегментация (psychographic segmentation) -сегментация рынка по критериям жизненного стиля и жизненных ценностей. Люди с одинаковыми демографическими (возраст и пол, например) или социоэкономическими характеристиками ведут различный образ жизни, соответственно покупают различные товары. Жизненный стиль, или образ жизни, потребителя отражает его стремление реализовать свои жизненные ценности (самореализация, чувство достижения или забавы и удовольствия)- Ж113' ненный стиль потребителя описывает, как он тратит свои временные, финансовые и когнитивные ресурсы. Существует несколько моделей описания жизненного стиля: АЮ (Activities, Interests, Opinions), PRIZM, VALS. Психографическая сегментация основана на выделении сегментов по комбинации критериев — интересы, образование, доход, занятие, место жительства.
|
|
Географическая сегментация (geographic segmentation) — вь1де' ление сегментов по критериям территориальных границ, таких, как страны, регионы мира, города или районы города или сельской местности. Необходимость географической сегментации обусловлена различиями климатических, политических, экономических, культурных факторов территориальных сегментов. Очевидно, что в регионах с преимущественно жарким климатом потребители меньше носят и покупают теплую одежду и больше — легкую одежду-3а1С0' нодательство разных стран и даже штатов (в США) и субъект0" федерации (в России и Германии, например) может иметь суШ.есТ' 132
5. Управление маркетингом
венные для маркетинга различия. Это могут быть требования к качеству товаров и услуг, а также к практике ведения бизнеса и маркетинга. Географическая сегментация используется в международном и глобальном маркетинге, а также в региональном маркетинге, например, в выпуске региональных, локализованных версий центральных газет (Wall Street Journal, «Коммерсантъ»).
Для сегментации могут использоваться сочетания характеристик потребителей, например геопсиходемографический критерий. Так, например, сегмент биодобавок может включать женщин репродуктивного возраста, живущих в больших городах, озабоченных своим весом.
Кроме указанных подходов к сегментации, могут использоваться также критерии: когнитивные (уровень осведомленности и знания о продукте), аффективные (эмоции, вызываемые продуктом), поведенческие (предрасположенность к покупке, цели и ситуации использования). Критериями сегментации могут быть также: искомые преимущества товара (цена, качество, дизайн, марка), статус потребителя (потенциальный, бывший, первичный, постоянный), интенсивность использования продукта (высокая, низкая), а также комбинация этих признаков.
Сегментация бизнес-рынков
Сегментация рынков покупателей-организаций использует критерии, аналогичные тем, на основе которых сегментируются потребительские рынки. К географическим критериям относятся место расположения и масштаб деятельности (локальный, национальный, международный, глобальный). Демографические критерии — возраст компании, численность и половозрастной состав сотрудников. Аналогами социально-экономических критериев являются такие организационные критерии, как отрасль и сферы деятельности, используемые технологии, а также годовой доход, прибыльность, позиция в отрасли — доля рынка. К группе психографических критериев относятся цели деятельности и организационный стиль компании, показывающий структуру использования финансовых, временных и когнитивных ресурсов компании. К психографическим, или поведенческим, критериям сегментации можно отнести объем и процедуры закупок, степень централизации закупок, состав закупочного (покупающего) центра и критерии закупок.
Сегментация организаций-клиентов позволяет дифференцировать маркетинговый комплекс для каждого сегмента с тем, чтобы
Раздел I. Маркетинг и организация
наиболее полно удовлетворять запросы потребителей. Кроме того, деление клиентов на более и менее значимых позволяет поставщику дифференцировать условия работы с ними, что нередко максимизирует прибыльность операций.
Позиционирование
После определения целевых сегментов рынка компания должна решить, какую позицию ее продукт должен занять в сегменте. Рыночная позиция (market position) продукта — это воспринимаемое потребителями место продукта (марки) на рынке относительно конкурентов. Позиционирование (positioning) — это обеспечение товару четко отличного от других желаемого места на рынке и в сознании потребителя.
Продуктная позиция — это сложный набор воспринимаемых характеристик продукта. Современный потребитель завален конкурирующими предложениями поставщиков, он испытывает информационную перегрузку. Для того чтобы как-то ориентироваться в массе вариантов выбора, потребитель категоризует их, позиционирует по значимым для него критериям сам и под воздействием маркетинговых стимулов — рекламы, скидок, новостных сообщений. Маркетеры не должны оставлять позицию своего продукта вол^ случая и усилиям конкурентов. Позицию продукта нужно планировать для того, чтобы получить конкурентные преимущества й рынке. Позиция продукта особенно важна в случае высокой конкуренции. Маркетер должен дифференцировать свое предложени на рынке с помощью уникального набора преимуществ или выгод для значительной группы потребителей сегмента.
|
|
Для того чтобы привлечь и сохранить покупателей, нужно поймать их потребности и процесс покупки лучше, чем это делают ко куренты, и предложить более привлекательное для них решение.
Для определения точек дифференциации, т.е. различий свое предложения, маркетер должен видеть, воспринимать свой пр дукт с позиции потребителя. Маркетинговое предложение можн дифференцировать по таким факторам, как продукт и его кач' ственные характеристики, цена, услуги, каналы поставки, ПР ' движение, имидж.
Продуктная дифференциация может вестись по таким хаР^' ристикам, как дизайн и надежность (компьютеры, автомобил ■ домашняя техника), состав компонентов, длительность хранен» • характер упаковки (продукты питания). Продуктное предложен
5. Управление маркетингом
(компьютер, мебель) может дифференцироваться добавлением услуг (или отсутствием таковых) — по доставке, сборке и установке.
Книжный магазин может добавить к услугам внутримагазин-ного обслуживания покупателей услуги информирования потенциальных покупателей через интернет-сайт и доставки покупок в другие регионы страны и мира. Собственно услуги, например розничного магазина, могут дифференцироваться по фактору времени — магазин может работать в более поздние, чем конкуренты, часы или круглосуточно. Услуги учебного заведения (колледжей, курсов профессиональной подготовки) могут дифференцироваться с помощью дополнительных услуг трудоустройства выпускников.
|
|
Дифференциацию могут обеспечить каналы доставки продукта. Высокая надежность каналов доставки наряду с широким выбором и высокой информативностью сайта обеспечили интернет-магазину Amazon.com прибыльность операций в 2001 г. в отличие от многих других интернет-магазинов и проектов. Человеческий фактор — вежливость и дружелюбие персонала — способен дифференцировать услуга торговой сети. Известность и компетентность персон—поставщиков услуг может дифференцировать услуги университетов, клиник, консультационных компаний.
Дифференциацию трудноразличимых продуктов и услуг может обеспечить имидж компании или марки. Так, например, при выборе клиентами услуг телеканалов, университетов, банков и других сервисных организаций используются рейтинги.
Для планирования позиции продукта на рынке маркетер должен решить: 1) как много преимуществ продукта продвигать и 2) какие преимущества. Можно продвигать одно преимущество — такое, по которому компания занимает первое место, например, продукт может быть самым доступным по цене либо предлагать лучшее соотношение цена/качество.
Если несколько компаний продвигают одно и то же преимущество, поставщик может добавить к этому преимуществу второе и, возможно, третье. Так, например, российский производитель продуктов питания или косметики может использовать наряду с невысокой ценой такое преимущество, как натуральные компоненты, отсутствие консервантов, традиционные национальные технологии производства.
Современный рынок многих товаров (например, бытовой техники, косметики) высоко фрагментирован. Стремление охватить несколько сегментов побуждает производителей товаров и услуг
Раздел I. Маркетинг и организация
декларировать несколько преимуществ, привлекательных для отдельных сегментов. Однако использование слишком большого числа преимуществ способно дезориентировать потребителя, размыть фокус на главном сегменте. В результате продукт не привлечет в достаточной степени ни один из сегментов.
К ошибкам позиционирования следует отнести:
♦ недопозиционирование (underpositioning) — неспособность позиционировать продукт вообще; не представить ни одного отличительного, специфического преимущества продукта;
♦ избыточное или чрезмерное позиционирование (over-positioning) — представление потребителям слишком узкого портрета продукта или компании. Так, например, компания IBM в конце 1990-х обнаружила, что воспринимается как крупный производитель аппаратных средств, но не воспринимается общественностью как крупнейший производитель программного обеспечения, в то время как она продавала этого продукта практически вдвое больше, чем воспринимаемый лидер рынка — Microsoft;
♦ спутанное, сбивающее с толку позиционирование (confused positioning) — представление потребителям противоречащих или не согласованных позиционных заявлений. Так, например, авиакомпания, претендующая на позицию международной, может оставить без внимания (предъявить со знаком минус) такие значимые для иностранного сегмента потребителей характеристики, как предоставление информации и услуг бронирования билетов через Интернет, чистота салона и вежливость персонала.
Выбор средств дифференциации, обеспечивающих позиции должен включать те отличительные характеристики продукта, которые;
1) важны, ценны и значимы, приоритетны для целевых покупателей;
2) специфичны, т. е. не предлагаются конкурентами; либо компания может представить их иначе;
3) коммуникатируемы, т. е. могут быть доведены до сведения потребителя;
4) защищены от копирования, т. е. не могут легко копироваться конкурентами;
5) приемлемы: покупатели смогут заплатить за эти характеристики;
6) прибыльны: компания сможет использовать отличия прибыльно.
5. Управление маркетингом
Отличия-достоинства продукта часто требуют затрат производителя и поставщика. Совокупность предлагаемых достоинств продукта сопоставляется потребителем с ценой их обретения. Общая стратегия позиционирования может формироваться в диапазоне вариантов соотношения «преимущества/цена» в сравнении с конкурентами. Выигрышную стратегию позиционирования дают варианты соотношения «преимущества/цена», лучшие, чем у конкурентов.
Проблемы позиционирования актуальны для многих российских марок^стремящихся конкурировать с марками других отечественных и иностранных производителей. Выбранная позиция должна быть реализована всеми элементами комплекса маркетинга. Сохранение занятой позиции на рынке требует постоянного мониторинга и адаптации к изменениям нужд потребителей и конкурентной среды.
5.4. Организация функции маркетинга
Организация или реорганизация функции маркетинга в компании должна предусматривать следующие этапы:
1) определение задач, которые должны выполняться;
2) размещение этих задач по организационным единицам;
3) организация единиц в скоординированную структуру.
К основным задачам, реализуемым в любой маркетинговой
программе, относятся составляющие комплекса маркетинга: раз
работка продукта, цена, распространение, продвижение. Однако
необязательно, чтобы все эти задачи выполнялись именно подраз
делением маркетинга. ' • ' "
Наиболее часто маркетинг-менеджеры отвечают за выполнение следующих задач (по убыванию значимости): маркетинговое планирование, маркетинговые исследования, реклама, продвижение продаж, продуктное планирование, ценообразование, управление полевыми продажами, отношения с дилерами. Нередко ответственность за один или более элементов маркетингового комплекса несет не маркетинговое подразделение. Обычно каждая компания имеет в своем составе организационно оформленную Функцию (менеджера или подразделение) продаж, или сбыта. Большинство крупных и средних компаний имеет функциональную единицу (менеджера или подразделение) по рекламе. При органи-
Раздел I. Маркетинг и организация
зации связей между единицами нужно следовать правилу «форма следует за функцией», или «стратегия диктует структуру».
Ответственность за маркетинговую деятельность в компании могут нести: вице-президент по маркетингу, заместитель генерального директора по маркетингу, директор по маркетингу, коммерческий директор, начальник отдела маркетинга, менеджер по маркетингу, брэнд-менеджер и др. -Так, например, в последние несколько лет в деловой прессе можно бьшо встретить упоминания о таких должностных позициях, как:
♦ вице-президент по продажам и маркетингу фармацевтической компании ICN-Россия
♦ вице-президент корпорации Novell по маркетингу
♦ вице-президент по маркетингу компании NCR в странах Европы, Ближнего Востока и Африки (ЕМЕА)
♦ вице-президент корпорации Галактика по маркетингу
♦ заместитель генерального директора интернет-холдинга РосБизнесКонсалтинг по интернет-маркетингу
♦ директор по маркетингу Software Group IBM/EMEA
♦ директор Oracle СНГ по маркетингу
♦ директор по маркетингу DellSystems
♦ директор по маркетингу дистрибьюторской компании Д«" лайн
♦ директор по продажам и маркетингу дистрибьюторской компании Марвел
♦ директор по маркетингу и развитию бизнеса российского представительства Sun
♦ директор по маркетингу Caterpiller в России и странах СНГ
♦ директор по маркетингу Visa CEMEA (Центральная Европа, Ближний Восток, Азия)
♦ директор по маркетингу и торговле АО АвтоВаз
♦ директор по коммерции и маркетингу МТС (Мобильные теле-системы)
♦ директор по финансам и маркетингу Международного
почтамта
♦ директор по маркетингу и рекламе Одинцовской кондитерски фабрики
♦ директор по маркетингу Московского мыловаренного завода ^
♦ директор по маркетингу дистрибьюторской компании №' лайн
♦ директор по маркетингу Merloni в странах Восточной Европы
♦ директор по маркетингу представительства Sun в СНГ 138
5. Управление маркетингом
♦ директор по маркетингу сетевых и коммуникационных продуктов Intel по странам Европы, Ближнего Востока и Африки
♦ начальник управления маркетинга и расчетов Северстали
♦ руководитель подразделения по развитию бизнеса и маркетингу представительства Compaq в России
♦ руководитель отдела стратегического маркетинга Ericsson Corporatia АО
♦ директор департамента маркетинга В АО Интурист
♦ менеджер по маркетингу персональных и мобильных систем московского представительства Hewlett-Packard
♦ менеджер IBM по маркетингу ThinkPad (линия ноутбуков)
♦ менеджер по интерактивному маркетингу Vignette (web-технологии)
♦ менеджер по маркетингу информационных систем московского представительства Samsung Electronics и многих других.
В небольших российских компаниях первый появившийся специалист по маркетингу нередко сам определяет наименование своей позиции. Функция маркетинга в российских компаниях с многолетней историей (времен СССР) в эпоху развития рыночной экономики появлялась там, где в ней видели необходимость: в подсистеме управления коммерческого директора, директора по сбыту, главного инженера. Для большинства российских компаний актуальны сегодня проблемы роли и статуса маркетингового подразделения в системе управления компанией, проблемы интеграции маркетинговой функции в систему управления компанией, проблемы разграничения полномочий и ответственности за отдельные элементы маркетингового комплекса.
С проблемами организационного развития своей маркетинговой функции сталкиваются даже вполне успешные российские компании. Ответы на многие сегодняшние вопросы российских практиков дает более чем столетняя эволюция организации маркетинговой деятельности в американских компаниях [lull, Kahle, 1990, p. 647]. Российские компании повторяют этапы этого эволюционного процесса, однако вынуждены делать это в более сжатые сроки.
Эволюция типов организации маркетинговой деятельности
Стадия 1. Только отдел продаж (рис. 5.4.1). До 1880-х годов лишь отдел продаж в типичной американской компании был связан с маркетингом. Хотя главной ответственностью отдела продаж явля-
Раздел I. Маркетинг и организация
Главный управляющий (СЕО)
Исполнительный вице-президент (Exec. VP)
XX
Вице-президент, Финансы
I
Вице-президент, Продажи
Вице-президент, Производство
1—,
XX
Рис. 5.4.1. Только подразделение продаж
лось обращаться к потребителям и продавать, он обычно отвечал и за всю рекламную деятельность, которую вела компания.
Функции маркетинга — продуктный дизайн, ценообразование, физическое распространение, осуществлялись, соответственно, в подразделениях инжиниринга, финансов и производства. Маркетинговые исследования на формальной основе не велись до конна XIX столетия.
Ситуация характерна для многих российских компаний — средних и небольшого размера. В них есть организационная единица (менеджер или отдел) продаж (сбыта) и нет никаких других орг-единиц, отвечающих, собственно, за маркетинговую функцию. Функция маркетинга не интегрирована и выполняется фрагментарно другими оргединицами и внешними исполнителями (агентствами, консультантами).
Стадия 2. Продажи плюс рекламное подразделение (рис. 5.4.2). К началу 1880-х годов крупнейшие американские компании, мар-кетировавшие потребительские товары, начали обширную рекламную деятельность. Национальной стала реклама супа компаний Ivory, фотокамер Kodak. Растущий объем ответственности и рекламных программ требовал создания отдельного рекламного подразделения.
Многие российские компании имеют организационные единицы (позиции/подразделения), ответственные за рекламу. Эта единица может быть частью маркетинговой единицы, а может я не быть. Нередко рекламная единица находится на том же уровне» что и единица продаж. При таком типе организации функции про- 140
5. Управление маркетингом
Главный управляющий (СЕО)
Исполнительный вице-президент (Exec. VP)
Вице-президент, Финансы
Вице-президент, Производство
Вице-президент, Продажи
Ж
Вице-президент, Реклама
XX
Рис. 5.4.2. Продажи плюс реклама
дуктного дизайна, ценообразования и дистрибуции обычно сохраняются за подразделениями инжиниринга, финансового и производственного соответственно.
Стадия 3. Продажи плюс Реклама плюс Маркетинг (рис. 5.4.3). До тех пор, пока компания может продавать все, что производит, на приемлемых условиях, она не мотивирована маркетировать больше, чем просто продавать. Для многих американских компаний — производителей потребительских товаров «рынок продавца», существовавший в США с момента основания страны, закончился в 1920-х годах. Первая книга со словом «маркетинг» в названии была опубликована в 1920 г. В 1926 г. Ford Motor Company после 18 лет успешного выпуска и продаж своей единственной черной «Модели Т» остановилась на несколько месяцев для переоснащения и начала производство «Модели А» разных цветов. В 1926 г. Генри Форд признал, что он больше уже не может «давать им (потребителям) любой цвет, какой они хотят, пока он черный», и любую модель, пока это «модель Т».
Именно в 1920-х в США появились первые «департаменты маркетинга» и термины «маркетинг-менеджеры» и «маркетинговая стратегия» начали обретать определенное значение. Эти подразделения, однако, редко включали функции продаж или рекламы. В большей степени эти новые подразделения занимались организацией и реализацией маркетинговых исследований и ассимилированием одной или более функций (продуктов планирование, Ценообразование, дистрибуция), выполнявшихся ранее другими подразделениями. В 1930 г. появилась система брэнд-менеджмента
Раздел I. Маркетинг и организация
Главный управляющий (СЕО)
Исполнительный вице-президент (Exec. VP)
Вице-президент, Финансы
Вице-президент, Производство
Вице-президент, Маркетинг
Вице-президент, Продажи
3—
Вице-президент, Реклама
Рис. 5.4.3. Продажи плюс Реклама плюс Маркетинг
и менеджеры группы марок нередко становились частью марке
тингового подразделения.,
Стадия 4. Функционально интегрированное маркетинговое поо-
разделение (рис. 5.4.4). Это подразделение, в котором главный мар
кетинг-управляющий (chief marketing executive) несет ответствен
ность за каждый из четырех элементов маркетингового комплек
са — за разработку продукта, ценообразование, дистрибуцию
Главный управляющий (СЕО)
Исполнительный вице-президент (Exec. VP)
Вице-президент, Производство
Вице-президент, Финансы
Вице-президент, Маркетинг
Вице-президент, Инжиниринг
Вице-президент!
Персонал.
Реклама и
продвижение
продаж
Продажи
Разработка продукта
Маркетинговые исследования
Рис. 5.4.4. Функционально интегрированное маркетинговое подраздели 142
5. Управление маркетингом
продвижение, а также — за маркетинговые исследования. При этом отсутствует делегирование каких-либо из этих полномочий по продукту или рынку. Таким образом, маркетинг не ведется самостоятельно по структурам бизнеса, ответственным за продукты или рынки. Это затрудняет быструю реакцию компании по продукту или территории на изменения в конкуренции. По мере роста компании функционально организованное отделение становится слишком громоздким для того, чтобы быстро и специфично работать в определенной продуктной области и географическом регионе.
Стадия 5. Продуктно-ориентированное илирыночно-ориентирован-ное интегрированное маркетинговое подразделение (5.4.5). Это подразделение предполагает делегирование маркетинговых полномочий по группам продуктов (и/или географическим регионам). При этом главный маркетинг-управляющий несет ответственность за труппы продуктов (и/или географические регионы). Продуктно-ориентирован-ная структура интегрированного маркетинга показана на рис. 5.4.5а, а рыночно-ориентированная структура — на рис. 5.4.56.
Главный управляющий (СЕО)
Исполнительный вице-президент (Exec. VP)
i----------- 4.
Вице-президент Продуктная линия А
Вице-президент Продуктная линия В
Вице-президент Продуктная линия С
Менеджер, Производство
Менеджер, Финансы
Менеджер, Маркетинг
Менеджер, Инжиниринг
Менеджер, Персонал
Реклама и продвижение