Цель и задачи: изучение феномена «лагерной» прозы, формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Вопросы для работы в исследовательских группах:
Группа I.
1. Место «лагерной» прозы в литературном процессе 1960–80-х годов.
2. Принципы изображения человека и мира в «лагерной» прозе. Проблема народного характера. Тема совестливости и достоинства. Персонажи и повествователь, соотнесённость с опытом читателя.
Группа II.
3. Сюжет и композиция. Хронотоп.
4. Язык: прямые и контекстуальные значения слов.
Группа III.
5. Проблема «человека в неволе» в произведениях А. Солженицына и В. Шаламова.
6. Способы трансляции нечеловеческого лагерного опыта: с точки зрения выжившего (у А. Солженицына) и через деструкцию смыслов (у В. Шаламова).
Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:
Подготовить сообщения по теме: 1) «Нравственные последствия ГУЛАГовской системы»; 2) «Глубина обобщений в художественном изображении жизни страны "лагерной" прозой».
Источники: 199, 209
Литература:
- обязательная: 2
- дополнительная: 3, 17, 25, 32, 62
Практическое занятие по теме 41.1
Отечественный постмодернизм
Время: 2 часа