План
1. Элокуция и качества речи
2. Красота
1. Элокуция и качества речи
Элокуция (украшение) — это третий этап работы над речью, на котором оратор доводит свою работу по ее подготовке до логического конца. Содержание речи уже определено (это было сделано на этапе изобретения), план составлен (на этапе расположения), осталось только написать речь, «навести необходимый блеск». Именно эту задачу должен решить оратор на этапе элокуции.
Знания о «хорошем» языковом выражении, сформированные риторикой и смежными дисциплинами, достаточно объемны. Мы будем опираться на учение о качествах речи, в частности, Аристотеля, Цицерона. Качества речи изучается такой дисциплиной, как культура речи.
Какими качествами должна обладать хорошая речь?
1. Красота — способность речи вызывать эстетические переживания.
2. Изобразительность речи — это ее способность вызывать конкретные представления («картинки»). Речь должна привлекать внимание.
3. Правильность — соответствие речи нормам, существующим в рамках общности носителей языка.
|
|
Неправильная, неграмотная речь вряд ли поможет оратору расположить аудиторию к себе. Правильная речь – это соблюдение лексических норм: лексической сочетаемости, верного выбора слов, исключение плеоназмов, тавтологии, употребления лишних слов, правильное употребление фразеологизмов, верное употребление синонимов, паронимов; стилистически верное использование частей речи, синтаксических конструкций.
4. Уместность. Речь должна соответствовать ситуации, в которой она произносится. Например, не стоит рассказывать анекдоты на похоронах, говорить о недостатках человека на его юбилее, нельзя обращаться к вышестоящему лицу с приказом и т. д. Такое поведение будет воспринято как неуместное, даже оскорбляющее. В более узком смысле уместность — это категория языковая. Это соответствия слов объекту речи и, с другой — ситуации. Так же неуместны просторечные выражения в религиозной проповеди, которая всегда соотносится с высоким, духовным. В этом проявляется уместность относительно объекта речи.
5. Ясность. Требование ясности — очень важное для оратора. Адвокат П. С. Пороховщиков, который так писал о необходимости ясности: «...не так говорите, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас судья». Хотя эта рекомендация была высказана судебным ораторам, ее можно и нужно распространить на любую публичную речь.
2. Красота речи — искусство убеждать (Аристотель), искусство хорошо говорить (Квинтиллиан), это искусство украшения речи.
Изучения только средств изобразительности — тропов и фигур — вряд ли является абсолютно правильным. Риторику интересует воздействие на слушателя, изменение его убеждений по какому-то кругу вопросов.
|
|
Между средствами усиления изобразительности и аргументами есть разница. Аргументы — это утверждения в поддержку тезиса, которые его обосновывают. Изобразительность (способность текста вызывать конкретные представления) и выразительность (способность текста передавать чувства) аргументами не являются, однако играют важную роль в воздействии на слушателей. Оратор не просто сообщает нечто, говорит эмоционально.
Его задача - привлечь внимание и оказать воздействие на аудиторию. Речь образная доставляет эстетическое наслаждение, заставляет слушателя вникать в то, о чём говорит оратор. Образная речь передаёт чуть больше информации, чем речь нейтральная.
Тропы и фигуры — основные средства усиления изобразительности. Языковые средства можно разделить на две группы.
1) Собственно речевые средства
усиления изобразительности.
2) С пециальных средства усиления изобразительности.