Лекция 5. Элокуция

План

1. Элокуция и качества речи

2. Красота

1. Элокуция и качества речи

Элокуция (украшение) — это третий этап работы над речью, на котором оратор доводит свою работу по ее под­готовке до логического конца. Содержание речи уже оп­ределено (это было сделано на этапе изобретения), план составлен (на этапе расположения), осталось только на­писать речь, «навести необходимый блеск». Именно эту задачу должен решить оратор на этапе элокуции.

Знания о «хорошем» языковом выражении, сформированные риторикой и смежными дисциплинами, достаточно объемны. Мы будем опираться на учение о качествах речи, в частности, Аристотеля, Цицерона. Качества речи изучается такой дисциплиной, как культура речи.

Какими качествами должна обладать хорошая речь?

1. Красота — способность речи вызывать эстетичес­кие переживания.

2. Изобрази­тельность речи — это ее способность вы­зывать конкретные представления («картинки»). Речь должна привлекать внимание.

3. Правильность — соответствие речи нормам, существующим в рамках общности носителей языка.

Неправильная, неграмотная речь вряд ли поможет оратору расположить аудиторию к себе. Правильная речь – это соблюдение лексических норм: лексической сочетаемости, верного выбора слов, исключение плеоназмов, тавтологии, употребления лишних слов, правильное употребление фразеологизмов, верное употребление синонимов, паронимов; стилистически верное использование частей речи, синтаксических конструкций.

4. Уместность. Речь должна соответствовать ситуа­ции, в которой она произносится. Например, не стоит рассказы­вать анекдоты на похоронах, говорить о недостатках че­ловека на его юбилее, нельзя обращаться к вышестояще­му лицу с приказом и т. д. Такое поведение будет вос­принято как неуместное, даже оскорбляющее. В более узком смысле уместность — это категория языковая. Это соот­ветствия слов объекту речи и, с другой — ситуации. Так же неуместны просторечные выражения в религиозной проповеди, которая всегда соотносится с высоким, духовным. В этом проявляется уместность относительно объекта речи.

5. Ясность. Требование ясности — очень важное для оратора. Адвокат П. С. Пороховщиков, кото­рый так писал о необходимости ясности: «...не так гово­рите, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас судья». Хотя эта рекомендация была высказана судеб­ным ораторам, ее можно и нужно распространить на лю­бую публичную речь.

2. Красота речи — искусство убеждать (Аристотель), искусство хорошо говорить (Квинтиллиан), это искусство ук­рашения речи.

Изучения только средств изобразительности — тропов и фигур — вряд ли является абсолютно правильным. Риторику интересует воздействие на слушателя, изменение его убеждений по какому-то кругу вопросов.

Между средствами усиления изобрази­тельности и аргументами есть разница. Аргументы — это утверждения в поддержку тези­са, которые его обосновывают. Изобразительность (спо­собность текста вызывать конкретные представления) и выразительность (способность текста передавать чувства) аргументами не являются, однако играют важную роль в воздействии на слушателей. Оратор не просто сообщает нечто, говорит эмоцио­нально.

Его задача - привлечь внимание и оказать воздействие на аудиторию. Речь образная доставляет эстетическое наслаждение, заставляет слушателя вникать в то, о чём говорит оратор. Образная речь передаёт чуть больше информации, чем речь нейтральная.

Тропы и фигуры — основные сред­ства усиления изобразительности. Языковые средства можно разделить на две группы.

1) Собственно речевые средства
усиления изобразительности.

2) С пе­циальных средства усиления изобразительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: